Источник

П

Паки Паки – опять, еще.

Паче

Паче – лучше, более.

Паралипоменон

Паралипоменон (греч. опущенное). Две книги, автором которых считают Ездру. В эти книги внесено то, что в предыдущих книгах опущено.

Пеняжник

Пеняжник – меняло.

Первый месяц

Первый месяц. Таковым, по книге Исход (Исх12:1, 2) должен был считаться авив, или нисан, соответствующий концу нашего марта и началу апреля; но это только для церковного года. Гражданский же год, по которому велось летосчисление, который разумеется и в Иез.40:1, начинался с месяца тисри, соответствует концу нашего сентября и началу октября.

Пернатый

Пернатый – имеющий перья, крылья.

Персть

Персть – земля, глина.

Персть лизати

Персть лизати – лизать подножную пыль. Выражение это для обозначения самого уничиженного рабского состояния заимствовано из обычая древних победителей, заставлявших побежденных ими царей, в знак их рабства, лизать персть из под ног своих победителей (Пс.71:9, Ис.49:23 и др.).

Персская земля

Персская земля – Персия, лежавшая на восток Палестины, в Месопотамии. В Ис.49:12 для обозначения восточной стороны света вообще.

Пестун

Пестун – дядька, детоводитель.

Петел

Петел – петух.

Петлоглашение

Петлоглашение – пение петуха.

Пира

Пира – сума, мешок, котомка.

Питус

Питус (греч.) – сосна; в русском переводе с евр. – кипарис (Зах.11:2).

Плавый

Плавый – белый.

Плачевопльствие

Плачевопльствие – плач с воплями и рыданиями, биение в грудь в знак глубокой скорби (Зах.12:11).

Плевелы-плевы

Плевелы-плевы – негодная для человеческой пищи трава, мякина (Ис.11:7).

Плесна

Плесна – плюсна, кисть у ноги.

Плесница

Плесница – обувь, башмаки.

Плещи

Плещи – плечи.

Плюска

Плюска – чашечка желудя или ореха, шелуха, из которой по созревании выпадает орех (Ис.6:13).

Подъяремник

Подъяремник – рабочее животное, носящее ярмо – хомут; такими считались вол и осел. В Зах.9:9 разумеется последний.

Позобати

Позобати – в зоб забрать, склевать.

Полиелей

Полиелей – многомаслие, время на утрени праздничной, когда засвещают много лампад с деревянным маслом, или много свечей. Это бывает тогда, когда поют «хвалите имя Господне».

Полма

Полма – пополам, на две части.

Польский зверь

Польский зверь – полевой зверь, отличный от животного домашнего – скота.

Помавати

Помавати – объясняться без слов.

Поманути

Поманути – дать знак.

Поне

Поне – хотя, по крайней мере.

Понеже

Понеже – так как.

Поприще

Поприще – 8 стадий – более 1½ версты.

Порфира

Порфира – одежда темно-красного или фиолетового цвета.

Потчение

Потчение – воткнутие, поставление.

Пояти

Пояти – взять.

Предний

Предний – передний и в отношении к месту, и в отношении к времени, имеющий быть впереди, будущий. В последнем значении в Иез.2:9.

Преиспещренный

Преиспещренный – испещренный, разноцветный. Думают, что в Пс.44:10 вместо преиспещренна должно стоять преиспещренных, т. е. ризах.

Препряда

Препряда – царская верхняя одежда темно-красного цвета.

Преполовение

Преполовение – половина (напр. Пятидесятницы).

Пререкать

Пререкать – говорить наперекор.

Претор

Претор – дом в Иерусалиме, где жил и иногда судил представитель римской власти, начальник страны – игемон.

Прещение

Прещение – угроза, страх, наказание.

Приискренне

Приискренне – точь-в-точь, также.

Приникнуть

Приникнуть – всматриваться, наклоняться.

Пририщуще

Пририщуще – подбегая.

Присно

Присно – непрерывно, постоянно.

Присный

Присный – истинный, неизменный, иекренний, родной.

Притча

Притча – умное изречение, пословица, уподобление, образ.

Прокимен

Прокимен – краткий стих из псалма Давидова, произносимый впереди других стихов, и приличный дню.

Проскомидия

Проскомидия (греч.) – приношение хлеба и вина для таинства Евхаристии, 1-я часть Литургии. – Тут объясним некоторые из церковных одеяний и сосудов. 1) Феноль – одежда чтеца (в просторечии называемая фелонью): коротенькие, ныне надеваемый на плечи только при посвящении причетника в знак причтения его к клиру для служения в церкви. 2) Стихарь – прямая, длинная одежда, нередко белая, с широкими рукавами, покрывающая все тело человека. Она напоминает светлость ангелов, являвшихся людям в белых одеждах. У священника и архиерея стихарь, будучи носим под ризами, называется подризником. – 3) Епитрахиль (т. е. нашейник) – одежда, которая охватывает шею и спускается ниже колен. Епитрахиль собственно есть тот же орарь (см. это слово), только вдвое сложенный и спускающийся спереди на священнике. Это означает, что священник имеет сан высший и обязанности вдвойне и даже более трудные и сложные чем какие возлагаются на диакона. Священник без епитрахили, как диакон без орара, не совершает ни одной службы. – 4) Саккос означает вретище или власяницу. Эту одежду в древней церкви носили кающиеся. Теперь ото одежда, похожая на стихарь, увешенная звонками, напоминающими епископу об его неумолкаемой проповеди к пастве. – 5) Панагия (т. е. Пресвятая) небольшая крупная икона Божией Матери, а иногда и Спасителя, для постоянного памятования о Боге, носимая на груди архиереями всегда и некоторыми архиереями только при служении. – 6) Митра, т. е. шапка. Означает головную повязку, или терновый венец Спасителя. – 7) Посох, т. е. жезл или палка – знак пастырской власти. 8) Палица есть четвероугольное облачение, которое привешивается на поясе с правой стороны, в ознаменование духовнаго меча. 9) Поручи. Первоначальное назначение поручей в церковном употреблении было способствовать священнодействию, в особенности при таинстве Евхаристии, но, вместе с тем, им усвоялось и значение уз Христовых. 10) Потир (чаша) изображает собою страдания и смерть Иисуса Христа и ту таинственную чашу, которую Спаситель предложил во время последней вечери. 11) Дискос (блюдо) знаменует ясли и гроб Иисуса Христа. 12) Копие. Им взимается часть от целого хлеба в таинственное жертвоприношение и которым означается копье, коим был прободен Иисус Христос на кресте. 13) Звездица – крестообразное соединение двух дуг, которые поставляются четырьмя своими концами над дискосом. 14) Рипида состоит из длинной рукоятки, на которой находится круг с изображением херувима. 15) Дикирий – двусвечник, указывающий на два естества в Иисусе Христе. 16) Трикирий – трисвечник, напоминающий о трех лицах в Боге. 17) Ложица служит для причащения. 18) Губка для отирания дискоса и самой чаши. 19) Покровы – служат для покрытия чаши и дискоса.

Просфора

Просфора (греч. приношение) – квасный хлеб из лучшей пшеничной муки, употребляемый для таинства причащения; изготовляется двусоставною во образ 2 естеств в Иисусе Христе и запечатлевается священною печатью: иис. хс. ни. ка., т. е. с греческого: Иисус Христос – Победитель. Просфор для священнодействия обыкновенно употребляется пять в воспоминание того, что Иисус Христос пятью хлебами чудесно насытил пять тысяч народа (Ин.6:9–15). А для совершения самого таинства нужна одна только просфора (1Кор.10:17). Старообрядцы изготовляют 7 просфор.

Пружатися

Пружатися – упорно сопротивляться, биться обо что.

Пружие

Пружие – пруги, саранча.

Пря

Пря – спор, тяжба.

Псалом

Псалом песнь, назначенная для пения под аккомпанемент псалтири. В таком смысле слово это должно быть понимаемо в надписании Псалмов 2, 8, 21, 13 и др. Употребляется и в общем значении песнь, для обозначения каждой в отдельности песни из книги Псалтирь.

Псалтирь

Псалтирь – 1) у древн. евреев струнный музыкальный инструмент в роде арфы. 2) Псалтирь (евр. книга хвалений) – Ветхозаветная книга, в которой собраны псалмы Давида, Моисея, Левитов, сынов Кореевых и др. – 3) Псалтирь последовательная, церковная богослужебная книга, содержащая ежедневные службы, кафизмы, тропари и кондаки, месяцеслов и проч. – 4) Псалтирь толковая содержит толкование Псалмов.

Пурим

Пурим – еврейский праздник в месяце адар (февраль), в воспоминание спасения евреев Эсфирью и Мардохеем от Амана.

Пурпур

Пурпур (лат.) – знаменитая краска древних финикиан (из Тира), ярко-красного до фиолетово-красного цвета. Краска добывается из раковин (вероятно, пурпурниц). Пурпур тирский стоил в Риме 1000 динариев за фунт.

Пустая

Пустая – пустыня, бесплодная. В Ис.54:1 о женщине неспособной к деторождению.

Пустыня Иорданова

Пустыня Иорданова. В Ис.35:2 так названа, вероятно, пустыня, лежавшая на запад от Иордана от Иерихона к Иерусалиму (Иерихонская) и простиравшаяся далее на юг вдоль западного берега Мертвого моря, – местность дикая, скалистая, сухая, бесплодная и мало возделанная. Взята как образ иудейского народа, в духовном отношении представлявшего, особенно во времена Иисуса Христа, пустыню, жестокого, бесплодного (Ср. Лк.3:7–9).

Путь моря

Путь моря – путь, ведущий к морю; и страны, лежащие вокруг моря (Средиземного).

Путь язык

Путь язык – языческие страны.

Пущеница

Пущеница – женщина получившая от своего мужа разводную с правом выйти замуж за другого.


Источник: Толковый и справочный библейский словарик собственных имен, непереведенных еврейских и греческих слов и более редких славянских речений и оборотов, встречающихся в Псалтири, в пророческих книгах Ветхого Завета, в Четвероевангелии и в православном богослужении / Сост. И.К. Кондратьев. - Попул. изд. - Москва : Изд. книгопрод. И.А. Морозова, 1894. - 63 с.

Комментарии для сайта Cackle