П
Паки Паки – опять, еще.
Паче
Паче – лучше, более.
Паралипоменон
Паралипоменон (греч. опущенное). Две книги, автором которых считают Ездру. В эти книги внесено то, что в предыдущих книгах опущено.
Пеняжник
Пеняжник – меняло.
Первый месяц
Первый месяц. Таковым, по книге Исход (Исх12:1, 2) должен был считаться авив, или нисан, соответствующий концу нашего марта и началу апреля; но это только для церковного года. Гражданский же год, по которому велось летосчисление, который разумеется и в Иез.40:1, начинался с месяца тисри, соответствует концу нашего сентября и началу октября.
Пернатый
Пернатый – имеющий перья, крылья.
Персть
Персть – земля, глина.
Персть лизати
Персть лизати – лизать подножную пыль. Выражение это для обозначения самого уничиженного рабского состояния заимствовано из обычая древних победителей, заставлявших побежденных ими царей, в знак их рабства, лизать персть из под ног своих победителей (Пс.71:9, Ис.49:23 и др.).
Персская земля
Персская земля – Персия, лежавшая на восток Палестины, в Месопотамии. В Ис.49:12 для обозначения восточной стороны света вообще.
Пестун
Пестун – дядька, детоводитель.
Петел
Петел – петух.
Петлоглашение
Петлоглашение – пение петуха.
Пира
Пира – сума, мешок, котомка.
Питус
Питус (греч.) – сосна; в русском переводе с евр. – кипарис (Зах.11:2).
Плавый
Плавый – белый.
Плачевопльствие
Плачевопльствие – плач с воплями и рыданиями, биение в грудь в знак глубокой скорби (Зах.12:11).
Плевелы-плевы
Плевелы-плевы – негодная для человеческой пищи трава, мякина (Ис.11:7).
Плесна
Плесна – плюсна, кисть у ноги.
Плесница
Плесница – обувь, башмаки.
Плещи
Плещи – плечи.
Плюска
Плюска – чашечка желудя или ореха, шелуха, из которой по созревании выпадает орех (Ис.6:13).
Подъяремник
Подъяремник – рабочее животное, носящее ярмо – хомут; такими считались вол и осел. В Зах.9:9 разумеется последний.
Позобати
Позобати – в зоб забрать, склевать.
Полиелей
Полиелей – многомаслие, время на утрени праздничной, когда засвещают много лампад с деревянным маслом, или много свечей. Это бывает тогда, когда поют «хвалите имя Господне».
Полма
Полма – пополам, на две части.
Польский зверь
Польский зверь – полевой зверь, отличный от животного домашнего – скота.
Помавати
Помавати – объясняться без слов.
Поманути
Поманути – дать знак.
Поне
Поне – хотя, по крайней мере.
Понеже
Понеже – так как.
Поприще
Поприще – 8 стадий – более 1½ версты.
Порфира
Порфира – одежда темно-красного или фиолетового цвета.
Потчение
Потчение – воткнутие, поставление.
Пояти
Пояти – взять.
Предний
Предний – передний и в отношении к месту, и в отношении к времени, имеющий быть впереди, будущий. В последнем значении в Иез.2:9.
Преиспещренный
Преиспещренный – испещренный, разноцветный. Думают, что в Пс.44:10 вместо преиспещренна должно стоять преиспещренных, т. е. ризах.
Препряда
Препряда – царская верхняя одежда темно-красного цвета.
Преполовение
Преполовение – половина (напр. Пятидесятницы).
Пререкать
Пререкать – говорить наперекор.
Претор
Претор – дом в Иерусалиме, где жил и иногда судил представитель римской власти, начальник страны – игемон.
Прещение
Прещение – угроза, страх, наказание.
Приискренне
Приискренне – точь-в-точь, также.
Приникнуть
Приникнуть – всматриваться, наклоняться.
Пририщуще
Пририщуще – подбегая.
Присно
Присно – непрерывно, постоянно.
Присный
Присный – истинный, неизменный, иекренний, родной.
Притча
Притча – умное изречение, пословица, уподобление, образ.
Прокимен
Прокимен – краткий стих из псалма Давидова, произносимый впереди других стихов, и приличный дню.
Проскомидия
Проскомидия (греч.) – приношение хлеба и вина для таинства Евхаристии, 1-я часть Литургии. – Тут объясним некоторые из церковных одеяний и сосудов. 1) Феноль – одежда чтеца (в просторечии называемая фелонью): коротенькие, ныне надеваемый на плечи только при посвящении причетника в знак причтения его к клиру для служения в церкви. 2) Стихарь – прямая, длинная одежда, нередко белая, с широкими рукавами, покрывающая все тело человека. Она напоминает светлость ангелов, являвшихся людям в белых одеждах. У священника и архиерея стихарь, будучи носим под ризами, называется подризником. – 3) Епитрахиль (т. е. нашейник) – одежда, которая охватывает шею и спускается ниже колен. Епитрахиль собственно есть тот же орарь (см. это слово), только вдвое сложенный и спускающийся спереди на священнике. Это означает, что священник имеет сан высший и обязанности вдвойне и даже более трудные и сложные чем какие возлагаются на диакона. Священник без епитрахили, как диакон без орара, не совершает ни одной службы. – 4) Саккос означает вретище или власяницу. Эту одежду в древней церкви носили кающиеся. Теперь ото одежда, похожая на стихарь, увешенная звонками, напоминающими епископу об его неумолкаемой проповеди к пастве. – 5) Панагия (т. е. Пресвятая) небольшая крупная икона Божией Матери, а иногда и Спасителя, для постоянного памятования о Боге, носимая на груди архиереями всегда и некоторыми архиереями только при служении. – 6) Митра, т. е. шапка. Означает головную повязку, или терновый венец Спасителя. – 7) Посох, т. е. жезл или палка – знак пастырской власти. 8) Палица есть четвероугольное облачение, которое привешивается на поясе с правой стороны, в ознаменование духовнаго меча. 9) Поручи. Первоначальное назначение поручей в церковном употреблении было способствовать священнодействию, в особенности при таинстве Евхаристии, но, вместе с тем, им усвоялось и значение уз Христовых. 10) Потир (чаша) изображает собою страдания и смерть Иисуса Христа и ту таинственную чашу, которую Спаситель предложил во время последней вечери. 11) Дискос (блюдо) знаменует ясли и гроб Иисуса Христа. 12) Копие. Им взимается часть от целого хлеба в таинственное жертвоприношение и которым означается копье, коим был прободен Иисус Христос на кресте. 13) Звездица – крестообразное соединение двух дуг, которые поставляются четырьмя своими концами над дискосом. 14) Рипида состоит из длинной рукоятки, на которой находится круг с изображением херувима. 15) Дикирий – двусвечник, указывающий на два естества в Иисусе Христе. 16) Трикирий – трисвечник, напоминающий о трех лицах в Боге. 17) Ложица служит для причащения. 18) Губка для отирания дискоса и самой чаши. 19) Покровы – служат для покрытия чаши и дискоса.
Просфора
Просфора (греч. приношение) – квасный хлеб из лучшей пшеничной муки, употребляемый для таинства причащения; изготовляется двусоставною во образ 2 естеств в Иисусе Христе и запечатлевается священною печатью: иис. хс. ни. ка., т. е. с греческого: Иисус Христос – Победитель. Просфор для священнодействия обыкновенно употребляется пять в воспоминание того, что Иисус Христос пятью хлебами чудесно насытил пять тысяч народа (Ин.6:9–15). А для совершения самого таинства нужна одна только просфора (1Кор.10:17). Старообрядцы изготовляют 7 просфор.
Пружатися
Пружатися – упорно сопротивляться, биться обо что.
Пружие
Пружие – пруги, саранча.
Пря
Пря – спор, тяжба.
Псалом
Псалом песнь, назначенная для пения под аккомпанемент псалтири. В таком смысле слово это должно быть понимаемо в надписании Псалмов 2, 8, 21, 13 и др. Употребляется и в общем значении песнь, для обозначения каждой в отдельности песни из книги Псалтирь.
Псалтирь
Псалтирь – 1) у древн. евреев струнный музыкальный инструмент в роде арфы. 2) Псалтирь (евр. книга хвалений) – Ветхозаветная книга, в которой собраны псалмы Давида, Моисея, Левитов, сынов Кореевых и др. – 3) Псалтирь последовательная, церковная богослужебная книга, содержащая ежедневные службы, кафизмы, тропари и кондаки, месяцеслов и проч. – 4) Псалтирь толковая содержит толкование Псалмов.
Пурим
Пурим – еврейский праздник в месяце адар (февраль), в воспоминание спасения евреев Эсфирью и Мардохеем от Амана.
Пурпур
Пурпур (лат.) – знаменитая краска древних финикиан (из Тира), ярко-красного до фиолетово-красного цвета. Краска добывается из раковин (вероятно, пурпурниц). Пурпур тирский стоил в Риме 1000 динариев за фунт.
Пустая
Пустая – пустыня, бесплодная. В Ис.54:1 о женщине неспособной к деторождению.
Пустыня Иорданова
Пустыня Иорданова. В Ис.35:2 так названа, вероятно, пустыня, лежавшая на запад от Иордана от Иерихона к Иерусалиму (Иерихонская) и простиравшаяся далее на юг вдоль западного берега Мертвого моря, – местность дикая, скалистая, сухая, бесплодная и мало возделанная. Взята как образ иудейского народа, в духовном отношении представлявшего, особенно во времена Иисуса Христа, пустыню, жестокого, бесплодного (Ср. Лк.3:7–9).
Путь моря
Путь моря – путь, ведущий к морю; и страны, лежащие вокруг моря (Средиземного).
Путь язык
Путь язык – языческие страны.
Пущеница
Пущеница – женщина получившая от своего мужа разводную с правом выйти замуж за другого.