профессор Иван Николаевич Корсунский

Филарет (Амфитеатров)

Филарет, до пострижения Федор Георгиевич Амфитеатров, митрополит киевский и галицкий, род. 17 апр. 1779 г., ум. 21 дек. 1857 г. Отец его, Георгий Никитич, был священником в селе Высоком, кромского уезда, орловской губ., где и родился Феодор Георгиевич.

После домашнего воспитания он прошел с полным успехом курс тогдашнего школьного образования, начав его в 1789 г., и учился сперва в орловской духовной семинарии, а затем, с богословского класса, в Севске, где были в то время и высшие классы орловско-севской семинарии, и резиденция преосвященных орловских.

В 1797 г. Амфитеатров кончил курс учения, а 1 марта 1798 г. был назначен учителем поэзии и низшего греческого класса в орловской же духовной семинарии, изъявив пред тем желание принять монашество.

Но так как он был в то время еще слишком молод для этого, то самое пострижение его состоялось лишь 7 нояб. 1798 г., на 20-м году его жизни. Пострижение совершал сам преосвященный Аполлос (Байбаков), епископ орловский и севский, и наименовал его при сем Филаретом, в память св. праведного Филарета Милостивого (1 декабря), к которому Амфитеатров с детства имел особенную приверженность. 9 нояб. 1798 г. инок Филарет был рукоположен в иеродиакона, а 13 янв. 1799 г. - в иеромонаха, получив звание соборного иеромонаха, и вскоре по рукоположении был назначен на должность префекта (инспектора), а в 1802 г. - ректора севской семинарии, с возведением в сан игумена, с званием настоятеля третьеклассного Свенского монастыря и с обязанностью присутствовать в орловско-севской духовной консистории.

Но с 1804 г. положение его несколько изменяется к худшему.

По неудовольствию на него со стороны преосвященного орловского Досифея (Ильина), он, хотя и возведен был в сан архимандрита (1804), однако тогда же получил назначение на ректорскую должность в отдаленную Уфу, где семинария, открытая только в 1800 г., была в самом неустроенном виде, где он даже не имел квартиры в семинарии, а состоя настоятелем весьма бедного Успенского монастыря, находившегося в 4-х верстах от города, проживал там и должен был ежедневно пешком ходить в семинарию.

Однако смирение, кротость и терпение его, а вместе с тем в высшей степени честное и ревностное исполнение своих обязанностей, строго-иноческая жизнь, прямота характера, искренняя доброжелательность и другие высокие достоинства были причиною того, что его скоро оценили и полюбили - и тогдашний преосвященный оренбургский Амвросий (Келембет), и граждане г. Уфы. Но в 1806 г. кафедру преосвященного Амвросия, переведенного в Тобольск, занял преосвященный Августин (Сахаров), который с самого начала своего управления епархиею стал притеснять Ф. Только величайшее терпение, глубокое смирение и уступчивость Ф. поддерживали его в несении бремени выпавшего на его долю послушания.

Наконец, однако, настойчивым преследованием своего епископа он был доведен до необходимости просить Св. Синод об увольнении его от дел управления, с назначением в какой-либо монастырь. Св. Синод внял голосу несправедливо гонимого. Указом Св. Синодa от 18 окт. 1810 г., Филарет был перемещен из Оренбургской епархии в Тобольскую, сначала на испытание, с званием лишь настоятеля тобольского второклассного Знаменского монастыря и с тем, чтобы местный преосвященный чрез каждую треть года доносил о нем в С.-Петербург высшему духовному начальству, а вскоре за тем (с 16 дек. того же 1810 г.) и с назначением на должности ректора тобольской духовной семинарии и благочинного монастырей.

Постоянно лестные отзывы преосвященного тобольского Амвросия, который, зная хорошо Филарета по Уфе, при первом же своем обязательном донесении о нем писал митрополиту Амвросию: «ваше высокопреосвященство прислали ко мне на испытание не человека, а ангела во плоти», послужили к тому, что Филерт чрез три года вызвали на чреду священнослуженияи проповеди в Петербург, с назначением в настоятели Волоколамского Иосифова монастыря Московской епархии.

Назначение и вызов состоялись 2 дек. 1813 г.; 15 фев. 1814 г. архимандрит Филарет был назначен инспектором новопреобразованной С.-Петербургской духовной академии и 13 авг. того же года удостоен степени доктора богословия. Тогда же он получил новое назначение - в инспекторы предположенной к открытию осенью 1814 г. Московской духовной академии, а 16 марта 1816 г. определен ректором этой академии.

В 1817 г., продолжая быть ректором, Филарет получил в управление ставропигиальный Воскресенский монастырь, именуемый «Новый Иерусалим». Ревизовавший Московскую духовную академию в 1815 и 1818 гг. ректор С.-Петербургской духовной академии Филарет (Дроздов), впоследствии митрополит московский, так отзывался о соименном ему ректоре Московской академии: «благочестие и строгая жизнь дают важность его наставлениям и силу его власти.

Он назидает своим примером и учащихся и учащих… Общий характер академии, как нового заведения, образовался преимущественно назидательным действием его характера». 1-го июня 1819 г., на 41-м году жизни, Филарет был назначен епископом калужским.

С этих пор начинается и в течение 38 лет продолжается его деятельность епархиальная и общецерковная, причем Ф. в 1825 г. из Калуги был переведен на старейшую, рязанскую, архиерейскую кафедру и здесь 22-го авг. 1826 г. возведен в сан архиепископа; в 1828 г. перемещен на кафедру казанскую; в 1836 г. переименован в архиепископы ростовско-ярославские и 18 апреля 1837 г. пожалован саном митрополита киевского и галицкого, с званием священно-архимандрита Киево-Печерской лавры. На киевской кафедре пробыл он до самой кончины своей, приняв 13 августа 1841 г. пострижение в схиму с именем Феодосия (во имя преподобного Феодосия Печерского).

В 1826 и 1836 гг. Филарет, в сане архиепископа, вызываем был в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, а с 1836 г. до конца жизни состоял его членом. Кроме того, в 1827 г. он назначен был членом комиссии духовных училищ и состоял в этом звании до закрытия самой комиссии в 1839 г. Продолжительная епархиальная и общецерковная деятельность Филарета была и разнообразна и многоплодна.

Ревностная заботливость о построении и украшении храмов Божиих и обителей иноческих, попечение о духовном просвещении паствы и подъеме уровня образования в подведомомдуховенстве, об обеспечении духовенства, вдов и сирот его, милосердие к бедным всякого звания, заботы по обращению в православие раскольников, а в Казанской епархии и язычников, коих обращено было Филаретом более 5000 человек, проповедание слова Божия и другие виды архипастырской деятельности наполняли все его время; а когда Филарет сделался членом Св. Синода, то к епархиальным заботам присоединились и общецерковные, причем он большое участие принимал в обсуждении вопроса о переводе Св. Писания на русский язык, явившись в этом отношении, особенно за последние десятилетия своей жизни, решительным противником мысли о необходимости перевода и став таким образом в противоречие с многолетним другом своим Филаретом (Дроздовым), митрополитом московским, который всегда был ревностным защитником означенной мысли.

Много потрудился он также в деле воссоединения униатов с православною церковью, совершившегося в 1839 году, в обсуждении различных вопросов об отношении русской церкви к церквам восточным, об устройстве этих церквей и т. д. И эти и иные заслуги Филарета указываемы были при награждении его орденами и другими знаками отличия, из коих последний - алмазные знаки ордена св. Андрея Первозванного - дан был ему, как значилось в Высочайшей грамоте от 26 авг. 1856 г., «во внимание к многолетнему служению, всегда отличавшемуся неуклонною приверженностью к древним уставам вселенской церкви, живым усердием к престолу и отечеству и назидательным примером христианского благочестия».

Как человек, митрополит Филарет представляется в чертах весьма возвышенных и симпатичных. Строгий к себе во всем и особенно в образе жизни, высоко подвижнической, он в отношении к другим был весьма снисходителен и милостив и прибегал к мерам строгости только тогда, когда от направления мысли или деятельности того или другого лица можно было ожидать существенного вреда для других.

Его нищелюбие вошло в пословицу, и его называли не иначе как «Филаретом милостивым». Сильный, глубокий ум, основательность суждения и проницательность, высокий дух веры и благочестия в строго православном направлении и вместе с тем простота, кротость и приветливость ко всем служили отличительными чертами характера архипастыря и внушали к нему общее внимание и глубокое уважение, даже более того, - благоговение.

Филарет был более практик, нежели теоретик, был выразитель идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности. Однако и в учено-литературном отношении он остался не без следа в истории русской церкви, за что, так же как и за покровительство просвещению, был избираем в действительные и почетные члены различных ученых обществ и учреждений.

Филарет состоял членом Императ.

Российской академии, Императ. московского общества истории и древностей российских, конференций духовных академий Киевской, С.-Петербургской и Московской и Императ. университетов Киевского и Казанского.

Кроме лекций по догматическому богословию и истолковательному чтению Св. Писания, тщательно и самостоятельно обработанных и имевших немаловажное значение, особенно при начале ученой деятельности преобразованной Московской духовной академии, кроме разного рода более или менее пространных мнений по вопросам церковным, писем и т. п., не предназначавшихся к печати, от Филарета осталось немало и печатных трудов.

Таковы проповеди его, изданные отдельно или в сборниках, а именно: «Слово в день Вознесения Господня », произнесенное в 1814 г.; «в Великий Пяток», говоренное в 1815 г.; другое «слово в Великий Пяток», говоренное в 1818 г. в Новоиерусалимском монастыре; «Слово при отпевании московского архиепископа Августина» (Виноградского), произнесенное 10 марта 1819 г.; «Слово на новый 1822 год» и др. Все эти проповеди напечатаны были в годы произнесения их отдельными брошюрами в синодальной и других типографиях.

Затем следуют: «Беседы на пятую, шестую и седьмую главы св. Евангелиста Матфея», вышедшие уже 3-м изданием в Москве, в 1831 г., а в 1837 г. - 4-м; «Беседы на 5-ю, 6, 7, 8, 9, 10 и 11-ю главы св. Евангелиста Матфея», Киев, 1842; «Беседы на Евангелие Иоанна», т. I., Киев, 1847; «Слово в день восшествия на Всероссийский престол благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича», Киев, 1850; «Слова и речи, говоренные в разные времена», т. 1-3, Киев, 1857; новое издание - там же, 1883; «Евгений, митроп. Киевский и Галицкий», сообщение, напечатанное в XIX книге «Временника Московского общества истории и древностей» 1857 года. Личные черты характера Филарета, выше представленные, ясно отражаются и в этих учено-литературных произведениях его, особенно же простота, задушевность и возвышенная степень благочестивой настроенности, при строгости православных воззрений и глубине разумения духа и буквы Св. Писания.

О митроп. Филарте писано было довольно много. Кроме более или менее кратких некрологов и других сообщений о жизни и различных сторонах деятельности его, появившихся в повременных изданиях непосредственно после смерти его, следует отметить: «Высокопреосв. Филарет, митроп. Киевский», некролог в «Воскресн. чтении» за 1857-1858 гг., часть XXI, № 42; к этой статье в последующих номерах того же журнала присоединены слова и речи, сказанные при погребении и поминовении его разными лицами; далее в №№ 50 и 52: «Последние дни жизни почившего в Бозе высокопреосв. Филарета, митроп. Киевского» (эти сведения выпущены в свет и отдельною брошюрою, Киев, 1858). Наконец, в № 45: «Завещание в Бозепочившего высокопреосв. митроп. Киевского Ф.». Из «Воскресного чтения» эти сведения были перепечатаны в «Северн. Пчеле» за 1858 г., № 71, в «Киевск. губ. ведом.», №№ 6-10 и в «Духовной Беседе», 1858 г., т. II, № 16. - Сверх того см. «Отчеты Имп. Акад. наук по отдел. русск. яз. и слов. за 1852-1865 гг.», - «Владимирские епарх. ведом.», 1865 г., №№ 18 и 24, - «Душепол. Чтение», 1865 г., кн. 10, - «Древн. и Нов. Россия», 1876 г., т. II, - «Православный Собеседн.», 1879 г., кн. 2 (отдельно, Казань, 1879), - «Киевлянин», 1884 г., № 185, и «Русск. Стар.», 1884 г., т. XLII. - Более пространные биографические сведения заключаются в статье: «Высокопреосв. Филерт, митроп. Киевский», в «Калужских епарх. ведом.», 1884 г., 6-11, 14 и 17-19; а самое полное и обстоятельное жизнеописание представляет собою труд архим. Сергия (Василевского): «Высокопреосв.

Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митроп.

Киевский и Галицкий, и его время». С портретом и текстом факсимиле, в 3 томах, Казань, 1838.


Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов

Комментарии для сайта Cackle