Алексиевский монастырь в Москве
На том самом месте, где ныне сооружается огромнейший и величественнейший храм во имя Христа Спасителя, до 1837 года стояла изображенная здесь монастырская церковь Преображения Господня с приделом во имя Св. Алексия Божия человека.
Древнейшая сия в Москве иноческая обитель, переставленная уже на третье место, сначала основана была около 1360 года, на Остожье, или Стоженце, (1) что ныне Остоженка в Земляном городе, Святителем Алексием, Митрополитом Kиевским и всея России, согласно с желанием родных его сестр, Евпраксии и Иулиании; для общежития они собрали туда около девяноста стариц. Троицкая летопись признает Иулианию, Игуменью новоустроеннаго монастыря, первою «начальницей общежитию женскому.» (2) По соборной церкви, монастырь этот назывался Зачатейским, по основателю и престолу в честь Св. Алексия – Алексиевским, по старшинству своему над прочими девичьими монастырями на Москва – Старым Девичьим. (3) Из жалованной грамоты Царя Михаила Феодоровича, 1623 года, узнаем, что при Царе Иоанне IV этот монастырь известен был под именем Алексиевского потому, что в нем находилась церковь в честь Св. Алексия Божия человека. Под тем же именем он еще встречается в летописях 1473 года, когда Игуменья его, по приказанию Великого Князя Иоанна III, призвана была для облачения в новые ризы мощей супруги Великого Князя Симеона, Марии, в иночестве Феотинии, найденных в притворе церкви Спаса на Бору. (4.) В 1486 году, Князь Михаил Верейский, по духовной грамоте своей, отказал «к Олексею святому в монастырь деревню Нижнее.» (5) На 154 году своего существования монастырь этот сгорел. После того, он переведен из Земляного города в Белый, на Чертолье или Черторье, а на прежнем месте, как полагать надобно, осталась малая обитель, известная еще в XVI веке под именем Зачатейской и устроенная Царем Феодором Иоанновичем, по обещании Царицы Ирины Феодоровны. Под 1514 годом летопись упоминает о сооружении каменной церкви Фрязиным Алевизом в девичьем монастыре «Алексий Божий человек за Чертольею.» (6) Следственно на том самом месте, где ныне Зачатейский монастырь.
Чрез сто одиннадцать лет, церковь сия обветшала и монастырь, разграбленный и оскверненный в нашествие Поляков, оскудел. Царь Михаил Феодорович, по благословению отца своего, Патриарха Филарета, в 1625 году, возобновил, или вновь построил соборную церковь о двух верхах с тремя при ней приделами: Св. Алексия Божия человека, Тихвинския Богоматери и Зачатия Св. Анны, (7) Чрез четыре года после того, сильный пожар, начавшийся в Чертолье и превративший в пепел большую часть Москвы, не миновал и Алексеевской обители. В этот самый год (1629) родился Царь Алексий Михайлович, тезоименитый Св. Алексию Божию человеку. Это событие послужило благочестивому Михаилу новым побуждением восстановить и украсить погоревшую обитель Алексеевскую, которая в последствии обогащена была Царскими и боярскими вкладами, так что за ней, до учреждения Штатов, числилось 1580 душ крестьян. Из описи сего монастыря в 1763 году, нам открывается обиход его: в нем было тогда 4 священника и 2 дьякона, соборных монахинь 4, крылоских 10, свещеносиц 2, церковниц 8, трапезниц 4, псаломщиц 6, смотрильщиц 2, будилыциц 4, звонарниц 42, церковных сборщиц 2, просвирен 2, полатниц 2, портных 2, посельных 2, воротных 4, престарелых без должностей, 30. Сверх того, на иждивении сей обители жило 12 человек отставных обер и унтер офицеров и солдат.
Воспоминая судьбы сей св. обители, не забудем и бедствий, претерпенных ею вместе с древнею столицей. Троицкий пожар, начавшийся в Чертолье 1737 г. Мая 29, истребил в монастыре деревянные здания и повредил каменные; но усердием благочестивых вкладчиков они вскоре возобновлены. В нашествие Наполеоново, хотя уцелело церковное имущество, скрытое в тайниках церкви; но все прочее было опустошено, искажено, разграблено и сожжено неприятелями. Игуменья Анфия выехала из Москвы; но остававшиеся там монахини были бесчеловечно мучены; одна послушница, противившаяся наглости врагов, убита; три черницы, искавшие себе спасения в погребе, там задохлись от дыма и сгорели. Ожесточенный неприятель, не нашедши церковных сокровищ, зажег монастырь во многих местах: от сего все деревянное строение сделалось жертвою пламени, уцелела одна каменная церковь, но и та была обезображена пожаром.
С восстановлением древней столицы Алексеевская обитель вскоре приведена в прежнее благолепие, о коем заботился особенно Преосвященный Августин, имевший усердие к дому Св. Алексия человека Божия, теизоменитого ему, по светскому его имени, Алексий.
Из выходных книг, видно, что Цари Михаил, Алексей и Феодор там, в день храмового праздника, обыкновенно слушали обедню, которую служили Архиереи, а накануне вечерню. На Маслянице и Святой неделе; при посещении монастырей, Цари езжали и туда, по обычаю предков, прощаться и христосоваться. (8) Во время морового поветрия в Москве 1654 года, Алексеевская обитель прославилась чудесами от иконы Грузинския Богоматери, которую украсил Патриарх Никон богатым окладом, жемчугом и драгоценными камнями. На поклонение Ей стекалась вся Москва, и вскоре освободилась от мора.
Замечательно кладбище в этом монастыре, где до 1774 года, подобно как и в других, погребались не только монахини, но и знатные особы – усердные вкладчики. Во внутренности соборной церкви погребены были: Князья Щербатовы, Генерал-Аншев Князь Алексей Иванович Шаховской, сподвижник Петра Великого, Генерал-Поручик Иван Васильевич Панин, гг. Загряжские, а вне ее, на монастыре, Дядька Царя Иоанна Алексиевича, Боярин Борис Гаврилович Юшков и бывшая в мире супруга Патриарха Никона Таисия. По взаимному обету с мужем своим, еще тогда сельским Иереем, она вступила в Алексеевский монастырь, где и кончила дни свои, когда Никон уже был Патриархом.
Одно на другом, кладбища разных веков открыты в наносе; в первом верхнем, глубиною на три аршина в черноземе, обнаружились полуистлевппе гробы с костями и много костей без гробов в ямах, где оне были зарыты, вероятно, во время чумы; там найдены каменные нaдгpoбия с надписями 1730 г. над могилами: Лейбгвардии Семеновского полку Капитана Князя Алексея Юрьевича Щербатова, 1731 г. Княгини Стефаниды Юргиевны Мещерской и 1757 г. Государственной Камор-Коллегии Советника Василия Яковлева Понина. (9) Под сим кладбищем несколькими аршинами глубже в землю, в слоях чистого песка вырыты кости человеческие и три каменных гроба, между ними серебряные и медные тельные кресты и монеты Русские XV и XVII веков. Наконец обнаружились остатки древнейшего кладбища, почитаемого некоторыми за третье, где надгробные подписи относились к концу XVI и к началу XVII века. Еще глубже открыты редкие восточные монеты Аббасидских и Хорассанских Халифов IX столетия и между прочим одна, по свидетельству Академика Френа, временем своим (862 г.) соответствующая началу Российского Государства. Если монеты сии, найденный под кладбищами разных веков, намекают нам на древнейший здесь торговый путь: за то кладбище первобытной фавны на глубине трех сажен от поверхности горы, свидетельствует нам о давно истекшем периоде жизни животных, предшествовавшем населению человеческому: здесь в слоях глины найдено восемь костей, ребра и зубы допотопного животного мамонта, или первозданного слона; они хранятся в музее Московского Университета. (10) После слоев глины с песком, обнаружились на 6 сажени в глубь, гравье с булыгою. Кроме упомянутых памятников, в соборной церкви найдена чугунная квадратная доска с след. надписью: 1702 г. «се созидали по милости Вышняго Князь Иван Петрович, да Князь Матвей Петрович Гагарины. TBNON. SNBNT.»
Когда место Алексеевского монастыря в 1837 году избрано было, по Высочайшему повелению, для сооружения обетного храма в честь Христа Спасителя, и здания его назначены в сломку: тогда самый монастырь переведен был в одно из предместий Москвы – в Красное село, где старинная приходская церковь Воздвижения честнаго Креста и Тихвинская Богоматери обращена в монастырскую. К ней пристроена другая церковь в честь св. Алексия Божия человека. Церкви, кладбище и келлии обнесены каменного оградой.
Пред сломкою Алексеевской соборной церкви, Октября 16 дня, 1837 года, отправлено в ней последнее всенощное бдение с колокольным звоном, а на другой день, в воскресенье, утром рано, все св. иконы и утвари храма подняты были с молебным пением священно и церковно-служителями и чрез всю Москву на новое место перенесены с хоругвями и крестами, в сопровождении Игумении и сестр монастыря, также многочисленного народа. Невиданное дотоле зрелище переставления монастыря извлекало слезы у зрителей. На новоселье Алексеевской обители встретил священное шествие Митрополит Московский Филарет, и совершил там Божественную литургию.
Итак о существовании древнего сего монастыря, обращенного в основание обетному храму Русского Царя, остались только свидетелями истории отечественной Иepapxии и приложенный здесь рисунок его соборной церкви.