Церковь св. Николая, что в Хамовниках
Название это, конечно, перешло к нам от иностранных ткачей, между которыми были и Шведы. Еще в 1782 году здесь находилась плотняная фабрика Тамеса, учрежденная по указу Петра I в 1720 году. (3) В Хамовной, или как значится из дел 1648 года, в Хамовской слободе приходскою церковью была описываемая нами, которая принадлежит к Пречистенскому со́року. Об ней упоминается в делах Патриаршего Приказа 1624 года; (4) дани, заезда и десятильничего доходу она платила 1 р. 6½ ден., казенных пошлин 11 копеек. До сооружения каменной, прежняя деревянная была на том месте, где теперь против северных входных дверей храма стоит каменный столп с крестом. По описи Строильной книги 7165 (1657) года, каменная церковь Св. Николая чудотворца имела «земли и кладбища вдоль и поперег по 19 сажен, кладбище было тесно, порозжих мест нет.» По Государеву указу, старое кладбище при этой церкви «обнесено было заборами наглухо, а новоочистная земля, взятая из попова двора вновь под кладбище, огорожена надолбами изредка.» (5)
О времени построения каменной церкви представляются нам одно другому противоречащие известия. В Месяцесловах оно отнесено к 1679 году, т. е. к царствованию Феодора Алексеевича; (6) но Исторический Путеводитель (7) свидетельствует, что церковь сия построена при Царе Михаиле Феодоровиче, основываясь на противоречущей тому надписи, иссеченной на камне под правым крилосом, именно: «Во славу Святыя Троицы, лета от сотворения мира 7187, а от Рождества Xpистова 1679, Мая 21, при державе благочестивейшаго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексиевича, всея великия и малыя России, благословением же Великаго Господина Кир Иоакима, патриаpxa Московскаго и всея России, любящими Бога подателями, а особливо тщанием и рачением Иерея Кодрата, что из Вязьмы, совершися же и освятися лета от сотворения мирa 7190, а от Рождества 1682, Июля 25.» Но как в этой надписи, теперь уже не существующей в церкви, не сказано, какой именно престол совершен и освящен, главный или придельный: то, основываясь на показании Строильной книги 1657 года и даже на самом стиле здания: то мы вправе предполагать сооружение главной каменной церкви гораздо прежде 1679 года. Храм этот складен из хорошо обожженного крупного кирпича, на коем однако ж попадаются замухлины, т.е. неровности; связи в стенах частые, из полосного железа.
Окладом своим он сходен с соборными церками в Новодевичьем и Рожественском монастырях, также в подмосковном Покровском селе; но орнаментами и деталями различен. Стройный и высокий его квадрат сведен двойными арками, или кружалами, над коими возвышаются пять глав на своих шейках, так что верх его образует уступы горы, вероятно, подобие Голгофы. Такой верх из двойных арок на древних храмах увенчивался то одною, то пятью главами. Здесь над шалыгой арок, обогнутых железною кровлей с городками, утверждены на железных прутках звезды, какие некогда украшали Иерусалимский храм и Киево-софийский собор; на первом такие украшения в виде копий на крыше, как полагает г. Араго, служили громоотводами. (8) Замечателен прорезной шестиконечный крест на средней главе; он поддерживается двумя Ангелами и увенчивается короною. На углах здания вставленные две полуколонки с выгнутыми пилястрами завершаются капителями с зубчиками. На внешних стенах зодчий разместил разнообразные орнаменты: на плоскости щипцов, под шалыгой арок, разделяющих северную и южную стены на три части, а восточную и западную на пять частей, но три ромбоидальные клейма из кахелей; над окнами разнообразные сандрики, то в виде короны с тремя лучами, то на подобие теремков; узорчатые наличники составлены из наборных баляс, валиков и иоников. В таком же вкусе сделаны и архивольты из лекального кирпича над входными дверьми.
В трех абсидах алтаря вставлены полуколонки; фриз состоит из двойного пояска, каким окаймлен и цоколь. Низменная трапеза, по-видимому, построена не в одно время с храмом, хотя и в XVII столетии; с южной стороны она примыкает к стене храма, с северной выступает из линии. Центры стенных окон перебиты; фриз состоит из рельефных орнаментов лекального кирпича. К трапезе присоединена узорочная колокольня, состоящая, подобно некоторым другим в таком же стиле и того же века, собственно из трех частей: из квадрата на арках, осмиутольника и шатра, похожего на Царскую шапку большего наряда. Ее внешние стены испещрены разноцветными кахелями в виде рюстика и резными орнаментами, так что они, с первого взгляда, кажутся вычурною резьбой из дерева. Мысообразные теремки над пролетами с ложчатыми арками сходствуют с зубцами Царской короны. В плане и фасаде этой колокольни обнаруживается нам вкус и замысловатость Русского зодчего, который старался придать своему созданию всю возможную изукрашенность. Между колоколами два с следующими надписями: 1) «Лета 1685 году вылит сей колокол, лил сей колокол мастер Михайло Лодыгин.» 2) «Общим старанием и рачением приходских людей 1784 году Маия 1 дня вылит сей колокол к церкви Николая. Чудотворца, что в Хамовниках, лит на заводе Никифора Калинина весу 300 пуд, лил мастер Яков Завьялов.»
Сколько во внешности храма сохранился первобытный его характер, столько во внутренности он утратился: о древности его свидетельствуют только немногие старинные иконы. Коробовые своды обширной трапезы покоятся на столпе, занимающем его средину. Стены ее вновь расписаны масляными красками в новом вкусе. При возобновлении ее, под каменным помостом открыто было много кирпичных склепов; но на стенах и в помосте нет ни одной надписи, ни одного надгробного камня. На внешних же стенах церкви видно несколько таких камней. На монастыре, или погосте вырыты два каменных гроба, сходных формою своей с Египетскими; но ни костей, ни праха от трупов в них не найдено; один из них, покрытый каменною плитою, хранится при церкви, как памятник древности.
В трапезе два придела: один в честь Св. Алексия Митрополита, а другой во имя Св. Димитрия Ростовского; по-видимому, храмоздатели хотели здесь соединить Мирлиийского Святителя с двумя Российскими. Иконостасы в приделах новые. На северной стороне первого устроена особенная исповедная, какая была некогда в церкви Благовещения Богородицы за живорыбным рядом.
В главном храме свод стрельчатый, окна в два света; помост настлан так называемым Подольским мрамором. В 1849 году устроен новый великолепный иконостас в четыре пояса, где образа́ новые, или подновленые живописцем Олениным, который расписывал и стены церкви. Между местными сохранился старинный образ. Святителя Алексия, на коем представлена восточная часть Кремля со Спасскими воротами. Как значится из подписи, он произведен 1687 года Зографом Максимовым, прихожанином этой церкви. Древняя церковь сия до 1812 года была благолепно украшена благочестивыми вкладчиками, так что, если верить сказанию старожилов, в ней находилось до 300 пудов серебра. Возобновленная и украшенная в 1849 году, освящена Октября 2-го Митрополитом Московским Филаретом.
В этот дом Святителя Николая с недавнего времени стекаются во множестве на богомолье жители Московские и иногородние. Здесь находится образ Богоматери: Споручницы грешных, получившей cиe название от слов кондака в Общей Минеи, который именует Ее «грешным споручницею, подающею благодать и исцеление.» Подлинник сего образа находится в Одрине Карачевском заштатном монастыре, откуда получен в Москву точный список.
К особенностям сего храма также отнести можно и то, что, с давних времен, бывает из него в день Происхождения Честных Древ (1 Августа) крестное хождение к ближайшему берегу на Москву реку, где совершается водоосвящение. При этом действии освящались полковые знамена, приносимые на иордань из Хамовнических казарм.