Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем
В «Послании к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем» (около 430-431 гг.) свт. Кирилл Александрийский отвечает на обвинения в свой адрес, связанные с его выступлением против учения Нестория. Он объясняет, что его действия были вызваны необходимостью защитить православную веру, особенно после того, как епископ Дорофей публично провозгласил анафему тем, кто именует Деву Марию Богородицей, а Несторий не только не осудил это, но и принял Дорофея в общение.
Святитель подчеркивает, что учение о Богородице – не его личное мнение, а общецерковное предание, подтвержденное святыми отцами. Он выражает тревогу, что анафема, провозглашенная Несторием и его сторонниками, фактически отлучает всю Вселенскую Церковь, включая почивших отцов, исповедовавших это учение. Свт. Кирилл воздерживается от ответной анафемы, чтобы избежать обвинений в личной вражде, но предупреждает, что когда другие епископы узнают о происходящем, это вызовет всеобщую скорбь и смятение.
Вашему благочестию угодно было написать ко мне, что благоговейнейший Несторий был огорчен моим посланием, которое я писал к монахам, желая возвратить к благочестию тех из них, которые уклоняемы были от него тревожною молвою. Я должен теперь сказать, что это огорчение произошло не столько от меня, сколько от егоже благоговеинства. Так, для тех, которые соблазнены были его поучениями, я изложил учение правой веры. А он допустил епископа Дорофея открыто сказать в соборной церкви православных: анафема тот, кто скажет, что Святая Дева есть Богородица. Услышав эти слова, он не только промолчал, но и принял его тогда же в общение при совершении таинства литургии. Вот ныне мы, по его распоряжению – не скажу, прямо им подвергаемся отлучению – слышим анафема. He помимо его образа мыслей говорил в церкви и епископ Дорофей. Таким образом не только на нас и на других епископов всей вселенской Церкви, еще живых; но и на наших отцев, отшедших к Богу, произнесена анафема. Так, что же бы удержало и нас написать вопреки их словам и сказать: тот, кто говорит, что Святая Мария не есть Богородица, анафема. Этого я доселе не сделал для того, чтобы не сказал кто нибудь, что на него произнес анафему епископ Александрии, или египеткий собор. Когда же западные и восточные благоговейнейшие епископы узнáют, что они все подвержены отлучению, (потому что они все говорят и исповедуют, что Святая Мария есть Богородица), тогда что они почувствуют? He обнимет ли всех их скорбь, если не за себя самих, то за святых отцев, в писаниях которых всегда, как читаем, Святая Дева Мария называется Богородицею. Если бы будущее не грозило большой тревогой, я послал бы к вам много сочинений святых отцев, в которых можно найти, не в одном, а во многих местах, слова, коими исповедуется, что Святая Дева Мария есть Богородица.
