Послание Иоанну, пресвитеру и игумену
Боголюбивейшему и досточтимейшему сослужителю господину Иоанну, пресвитеру и игумену, отрекшемуся от мирских забот, Тарасий, архиепископ Константинополя, новаго Рима. Орошенный божественными струями Божия Духа и освященный вдохновением Его Давид, пророк между царями и царь между пророками, воспевая сказал: «Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси» (Псал. 118, 152). Для имеющих разум это песнопение неложно и для воспевающих его оно твердо. Боговидец Моисей относительно всего богоглаголиваго Писания сказал, что к нему нельзя прибавить и от него нельзя убавить чего нибудь (Втор. 12, 32). Итак прилежно и тщательно, а не поверхностно изучающие все, чему учат (Священное) Писание и отцы, внимательно прочитывающие их и укрепившие ум свой в благочестии и истине, а не увлекающиеся своим собственным хотением, чудесным образом освящаются с гор вечных, будучи озаряемы евангельскими и апостольскими заповедями. Псалмопевец называет их горами потому, что усердно приверженные к ним и ходящие в них – восходят к небесному, а вечными (называет ихъ) потому, что не недавно оне появились и не временны, а изречены еще до основания мира, хотя проповедниками евангельской проповеди провозглашены и в последния времена. Итак, муж желаний, разумеется желаний Духа, зная, что ты от юности предан Богу, мы ради душевнаго успокоения сообщаем только некоторыя немногия движения сердца. Большая часть их пусть будет почтена молчанием. Конечно вы слышали о соборе, бывшем по благоволению Божию в городе Никее. На этот собор собрались мы, равно как и совершающие священныя тайны священнотаинники, представители папы древняго Рима и святейших архиереев восточных и весьма многие из боголюбезных епископов, по повелению благочестивых императоров наших. Присутствовали также и досточтимые архимандриты и игумены и множество иноков. И уже после многих разсуждений, бывших между нами, было определено то, что истинно и угодно Богу. Согласно древнему законоположению святых отцев наших, Церковь вновь получила законоположение делать живописныя изображения и ставить их на видных местах, чтобы они служили к возвышению ума нашего и сообщали нам освящение. Чтo святое Евангелие открывает нам, когда мы читаем его, тоже открывают нам и иконы; о чем свидетельствуют мученические акты, повествующие о страданиях мучеников, о том же (повествуют) и иконы. Мы с любовию принимаем их, так как они суть отображение первообразов, а не что нибудь другое. Веруя во единаго Бога в Троице воспеваемаго и одному Ему служа, мы просим ходатайства и непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, святых ангелов и всех святых и преподобных отец наших. При этом большая часть досточтимых епископов принесли жалобу собору, – и мы предвидели эту жалобу, – будто очень многие из епископов продавали священство за деньги. Хотя мы и переполнены грехами и опутаны их узами, – да будет милосерд к нам Господь, – однакоже мы познали и евангельския заповеди и каноническия определения и от чистаго сердца, не руководясь сребролюбием, и с совестью, быстро стремящеюся к Богу, стремимся во всем следовать каноническим и евангельским определениям. И мы желаем подчиниться и подчиняемся евангельским, апостольским и отеческим определениям; заботимся и о том, чтобы так же поступали и жили и обращались и все те, коим в удел досталось священство, а равно и все именующиеся именем Христовым. Если же некоторые не подчиняются этим заповедям; то я не могу быть общником таких иереев, но чужд части их, потому что не суть иереи. Мне не лень протестовать им, а для них это полезно. Итак божественныя правила низлагают и лишают священническаго достоинства как дающаго, так и принимающаго при рукоположении во священство. Боговидец Моисей, как я сказал выше, взывает, что к ним нельзя прибавить что нибудь, и от них убавить; также и песнописец Давид воспевает, а с ним и мы: «исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси» (Псал. 118, 152). И кто может противустоять этому? Свидения Божия уже обосновались и укоренились в Церкви Божией, хотя по временам некоторые не повинуются им и не сохраняют их. Итак они пребывают в век и блаженны усердно соблюдающие их и повинующиеся им, а не повинующимся горе. – Итак всякий епископ, или пресвитер или диакон, если будет обличен, что за деньги или преподал или получил хиротонию; то да отпадет от священства. Может быть некоторые говорят: мы покаемся и Бог простит нам это. Да и я говорю, что Бог принимает всякое покаяние и в силу покаяния прощает соделанныя нами прегрешения. Знаю, что и Давид был обременен прелюбодеянием и убийством, но покаялся, был принят (Богомъ) и удостоился свидетельства о себе: «обретох Давида сына Иессеова, мужа по сердцу Моему, иже сотворит вся хотения Моя» (Деян. 13, 22; Псал. 88, 21 и след.), – очевидно потому, что исправился чрез покаяние. Но знаю также опять и то, что он от Бога услышал: «не созиждеши Мне дому, яко муж кровей еси» (1Пар. 22:8, 28:3). Знаю и то, что Манассия чрез покаяние получил отпущение нечестия. Знаю и то, что блудницы и мытари были приняты чрез покаяние; но ни один из них не был удостоен священства, кроме того случая, если сделал это до крещения. Знаю некоторых иноков, которые, будучи в мире, были пленены блудом, а будучи иноками подобно светильникам блистали в мире аскетическою жизнию; но ни один из них не вступал в священство. Если же это и случалось, так это не есть церковное правило. Мы знаем и про Марию, что она прежде была блудницею, а потом соделалась целомудренною; однакоже она не была зачислена в диакониссы, хотя и соделалась святою и изъятою от всякаго постыднаго дела. Да и что говорить об этом? Зная истинное учение и будучи посвящен в тайны божественными апостолами и их последователями святыми отцами нашими, я смело и громко говорю, что епископ, или пресвитер или диакон, хиротонисованный за деньги, чужд священства; потому что благодать Духа божественнаго не продается за деньги. Это – дело каиафское, это изобретение симонианское; оно чуждо священнической чистоты. Если кто либо будет уличен в блудодеянии после крещения, то пусть он не будет принимаем во священство; это заповедуют божественные каноны. Если же кто либо, совершивший это, будет возведен во священство; то, как скоро будет узнано об этом, да будет низложен. Всякий человек, усердно кающийся во грехах в надежде на благость и человеколюбие Божие, освобождается от грехов своих, как я сказал выше. При этом я анафематствую Новата и приверженцев нечестивой ереси его, как уничижающих покаяние и не принимающих человеколюбия Божия. – Также исповедую, что будет принят (Богомъ) и епископ, рукоположенный за деньги, если он покается; потому что Бог благ ко всем и милосердие Его отверсто для всякаго кающагося. Такого Он вводит и в Царство Свое; но так как по словам апостола иерей должен быть непорочен, то хиротонисавший кого либо за деньги или хиротонисованный за них чужд священства, как знаем это все мы, чада Церкви, наставленные каноническими определениями. Итак покаяние прекрасно и благостно; оно возводит к Богу и освобождает от грехов. Я и сам имею нужду в милосердии Его; знаю, что Он человеколюбив и принимает всякаго, приходящаго к Нему; ибо Он сказал чрез пророка: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис. 43, 26) и: Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: «и Ты оставил еси нечестие сердца моего». И: «за то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно» (Псал. 31, 5–6). Знаю, что и коринфянин соблудивший был принят божественным апостолом Павлом, но не был возведен во священство. Если и отец сына, оставившаго его дом и пренебрегшаго им самим, по влечению естественной любви своей, принял, когда тот возвратился; то не тем ли более Отец всех нас, Бог, всякаго кающагося и принимает и заключает в свои объятия; потому что Он милосерд? Он не хочет смерти грешника, но еже обратитися, и живу быти ему (Иез. 33, 11). В Евангелии мы слышали слово Самого Господа, повествующее притчу о безумно проведшем жизнь (и узнали), что Отец небесный принял его, когда тот раскаялся; Он радуется о всяком грешнике кающемся. Великое орудие – покаяние, оно – великий путь ко спасению, руководитель к небесному Царствию, путеводитель к нетленной жизни; оно равняется мученическим подвигам, приводит к Богу и соединяет с Богом; оно посох рода человеческаго и возстание падших. Блаженны те, которые с любовию принимают его; преданные ему проводят жизнь с ангелами; упражняющиеся в нем удаляются от всякаго зла и делают добро. Итак покаяние есть питательница и сожительница любви, милосердия, молитвы, поста, воздержания, целомудрия, смиренномудрия, благости, милосердия и сопутствует всему этому. Или вернее сказать: все это покаяние. Кто пренебрегает им, тот не принадлежит к числу спасаемых, но к числу погибающих, в которых червь не умирает и огонь не угасает. – Да избавимся мы от этого и да удостоимся обетованных благ благостию и милосердием Христа Бога нашего.
Вот что мы проповедуем, священнейший муж, хотя некоторые и хотят издеваться над нами. И так как мы знаем, что ты принимаешь и евангельския и апостольския и каноническия определения; то и пишем тебе. Просим предложить это и досточтимым мужам, инокам и аскетам, а если тебе будет угодно, то и показать самое послание. Желаем, чтобы вы поминали нас и в возносимых на небо молитвах ваших, дабы нам избавиться от облежащих нас зол; потому что нападения на нас возникают и извнутри и извне; ныне мы избавлены от них и (впредь) надеемся быть избавленными Христом Богом нашим, коль скоро душа наша будет сохранена чистою; потому что надеющийся на Господа не постыдится. Итак мы еще и еще говорим: молись о нас, муж любезный и Богу и нам, или лучше наш отец! Знаем мы, что ты любишь нас, как отец. И Бог мира, призвавший к себе и дальняя и ближняя, да сохранит в мире жизнь всех нас, именующихся именем Его, предстательством и молитвами непорочной Владычицы нашей Богородицы и всех святых Его. Аминь.
Всем братьям, каких только встретите, приветствие от нас; просим и их вместе с вами молиться за нас.