Азбука верыПравославная библиотекаКирилл СкифопольскийЖитие иже во святых отца нашего аввы Феодосия Киновиарха


Кирилл Скифопольский

Житие иже во святых отца нашего аввы Феодосия Киновиарха

1. Достоблаженный и небожитель Феодосий, великая слава Палестины, гордость пустыни, утверждение иноческаго образа, вождь и поборник правых учений, вождь и защитник общежительнаго правила, имел отечеством страну Каппадокийскую, весь именуемую Могарис, подчиненную городу Кесарии1, лежащую недалеко от города Коман2, прозываемаго золотым. Вследствие сего он из детства сделался полезнейшим певцом в святой Команской церкви и точно был научен церковному правилу, и изучил псалтырь и остальныя божественныя писания. Затем, подчиняясь Божию произволению и желанию, он пришел в Иерусалим в царствование боголюбиваго Маркиана3, желая безмолствовать в близ лежащей пустыне. Его принял в столпе Давидове4 некий старец каппадокиянин, Лонгин, который был одним из рачителей Святаго Воскресения Христа Бога нашего. Когда Феодосий желал удалиться в один из пустынных монастырей, так как был любителем безмолвия и облекся в страх Божий, как бы в одежду, блаженный Лонгин не дозволил, по причине раскола пустынных монахов, не общевавшихся кафолической церкви, но увлеченных любовью к спору и не православием Евтихия и Диоскора. Он, взяв его, приставил к иже во святых Икелии, которая тогда строила храм Богородицы в Кафисмате5 как человека, который может быть ей полезен в церковном правиле и остальных службах. Сия блаженная Икелия, прошедшая весь путь благочестия, указала в числе первых быть Сретению Спасителя нашего Бога со свечами. Она, приняв сего священнаго юношу Феодосия и обретя его прекрасным певцом, сопричла к чину бывших под ея начальством тамошних ревнителей, мужей благоразумных6. По истечении некотораго времени и по кончине блаженной Икелии, ему поручается устроение этого места. И когда он проходил оное безпорочно, случилось, что скончался игумен этого места и все согласно выбирают Феодосия в игумена церкви Кафисматы. Он же, узнав и опасаясь опасности начальства, бежал и сперва прибыл в места около Метоп7 к блаженному отшельнику Марину и к авве Луке Метопину8 и выучился иноческому правилу от них, которых в числе первых воспитал в монашеской строгости иже во святых Евфимий. Пробыв у них несколько лет, авва Феодосий взошел на вершину, где ныне с Богом водружена его святая обитель9, отстоящая от святаго града на шесть миль, и остался там в пещере, в которой ныне почивают его честные останки, довольствуясь дико растущими травами. Затем, приняв некоего ученика, он обучил его такому же суровому образу жизни. Некогда увидав, что он приготовляет горшок и котелок, прогнал его, сказав: Если ты хочешь есть вареное, то не можешь оставаться со мною, ведущим более суровую жизнь. Тот, будучи прогнан, прибег к иже во святых Маркиану10, упомянутому выше и бывшему киновиархом близ святаго Вифлеема. Великий же оный Маркиан, призвав авву Феодосия, сказал: Ты прогнал брата, приготовлявшаго себе горшок. Се, дние грядут, глаголет Господь, когда на носилах будут носимы сосуды твоего монастыря (Числ. 6, 14). Ибо не может град укрытися верху горы стоя (Матф. 5, 14). Так и тебя, сокрытаго, Бог сделает для всех явным и известным. Это пророчество не погрешило, как сделалось очевидным для всех. Ибо благословением Бога Отца и содействием Христа и вдохновением Святаго Духа он создал там большое и многочисленное общежитие, первенствующее над всеми Палестинскими киновиями. А что общежитие аввы Феодосия создалось по изволению и содействию Божию, а не человеческими стараниями, это я попытаюсь показать вкратце.

2. Когда он, как было сказано, скрывался в пещере в большой вольной нищете и, довольствуясь травами, пребывал единственно в молитве, пришедший из Византии некий христолюбивый муж, почтенный саном иллюстрия11, по имени Акакий12, услышав об его добродетели и будучи любителем к приобретению, по евангелию (Матф. 13, 45), прекраснаго бисера, пришел к нему в сказанную пещеру и поклонившись сел, слушая его увещания и учения. И узнав, что он никогда не дерзнет взять от кого нибудь даже мелкой монеты, молча просыпал в пещере сто золотых и затем, облобызав его, вышел; он, вернувшись в Византию, в течении долгаго времени постоянно посылал каждый год некое определенное благословление золотом блаженному Феодосию. И это сделал Акакий, великий же Феодосий, после ухода иллюстрия найдя на следующий день скрытое в пещере сказанное золото, прежде всего основал над пещерой странноприимницу и принимал всякаго, приходящаго к нему. Он купил двух маленьких ослят и сам по себе уходил и приносил на телесную потребу. Отсюда он положил начало устроению своего общежития. И с того времени начали стекаться к нему многие, прося жить с ним и он, приемля их, руководил их к воле Божией и Бог содействовал ему во всем. И был он «муж благополучен» (Быт. 39, 2), как мы слышали про Иосифа.

3. Говорят про него, что он приобрел три подвизания: строжайшее подвижничество с истинною и православною верою, которая оставалась у него от юности до старости, и щедрую и нелицеприятную любовь к странным и нищим, и в третьих напряженное и почти непрестанное служение Богу. Этими и таковыми подвигами и добродетелями отличался сей великий Феодосий: и по успении во Христе иже во святых аввы Маркиана, все пустынные иноки, будучи собраны у патриарха Саллюстия, тогда болевшаго, единомысленно и единогласно избрали сего великаго Феодосия архимандритом общежитий, бывших под святым градом13, на место Геронтия, бывшаго у блаженной Мелании14, вторым же после него поставили иже во святых Павла, игумена обители аввы Мартирия15. На место же блаженных отцов Пассариона16 и Елпидия17 они поставили архимандритом и законодателем всех Палестинских лавр и отшельников иже во святых отца нашего Савву, а вторым после него блаженнаго Евгения, игумена лавры иже во святых аввы Герасима18.

4. Итак, богоносный авва Феодосий, преуспевая в преуспеяниях яже о Бозе, сделался великим. И к чему нужно много говорить об нем? Об его добродетелях может возвестить его житие о Боге и духовное состояние его честнейшей и славнейшей обители. Кроме того, честнейший Феодор, преподобнейший епископ города Петры, бывший его ученик, отличающийся иноческими и архиерейскими подвизаниями, ясно и точно описал об его богонравной жизни по обилию.

5. Итак, подвизаяся в сей пустыне пятьдесят лет, и борясь, и явившись увенчанным, и явив безчисленных борцев и победоносцев благочестия, достигнув глубокой старости, он впал в телесный недуг и с благодарностью претерпев оный в течение времени, предал дух в руце Божии, старец и исполнен дний. Кончина его случилась в одинадцатый день Января месяца седьмаго индиктиона, в двадцать второй месяц царствования богохранимаго царя нашего Юстиниана19.

Игуменство над обителью аввы Феодосия приял некто Софроний, оказавшийся доблестным в иноческих подвизаниях. Сей Софроний родом был Армянин, из веси, называемый Зомери, прилежащей к митрополии Севастийской20. Еще в юности оставив отечество, он пришел в Иерусалим и встретившись с многими отцами и узнав добродетель и подвизания каждаго, и изобразив в своей душе, пришел и в обитель блаженнаго Феодосия; облекшись в иноческий образ и воспитанный в иночестве, корнем и основанием своих подвизаний сделал смиренномудрие и послушание. Пройдя чрез все добродетели подвижничества и исполнив в сей обители много разнообразных послушаний и сделавшись славным, он в течение 15 лет был вторым в обители, и, по решению аввы Феодосия, при его кончине, приял игуменство обители. Сей блаженный Софроний имел племянника, некоего Маму по имени; этот Мама в юности, подвергшись некоей болезни, был оскоплен врачами и придя в Византию, сделался кувикулярием21 царя Анастасия и, преуспевая со временем, стал препозитом22. Он принес монастырю многое и несказанное плодоношение, из каковаго плодоношения иже во Святых Софроний в четверо увеличил обитель и расширил после успения божественнаго Феодосия. Он воздвиг с основания в этой святой обители церковь всепетой Богородице и Приснодеве Марии. Но что говорить много? Труды Софрония и его подвизания блистают в обители блаженнаго аввы Феодосия: ибо он не только обогатил его имениями и ежегодными доходами, но и в трое умножил в ней дружину во Христе. Говоря просто, добре управляв ею в течении 14 лет и двух месяцев, он скончался в радости месяца Марта 21-го, пятаго индиктиона23. Перед кончиною он сказал стоявшему возле и плакавшему ученику: Не окорби, чадо, ибо если я обрящу дерзновение, на седьмой день возьму тебя; чтобы ты был со мною в месте упокоения. Это и случилось24. Ибо на седьмой день скончался ученик, и все узнали о дерзновении Софрония перед Богом.

* * *

1

У подножия горы Аргея, близ р. Галиса, ныне Кесария.

2

Команы Каппадокийския или Золотыя в 72 милиариях (около 100 верст) от Кесарии.

3

450–457 гг.

4

Древняя башня в Иерусалимской крепости у Яффских ворот.

5

Παλαιῷ καθίσματα, Кафисма, кафисматская церковь упоминается и в житии св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 38). На полпути между Иерусалимом и Вифлеемом, близ дороги.

6

Подобно Св. Мелании, и Икелия была основательницей и попечительницей обители иноков, стоявших под непосредственным начальством игумена.

7

Предположительно хирбет-жубб-ер-Рум по дороге из Иерусалима в лавру Св. Саввы.

8

О Марине и Луке см. в житии Св. Евфимия (Пал. пат. вып. 2, стр. 16) и житии Св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 38).

9

Обитель Св. Феодосия и теперь существует в развалинах, называющихся дер-Доси. Оне находятся на горе, к западу от лавры Св. Саввы.

10

Святый Маркиан начальник общины близ Вифлеема, скончался в Декабре 492 г.

11

Т. е. vir illustris, каковой титул придавался высшим придворным чинам.

12

Может быть он же был при Анастасии военачальником в Александрии.

13

См. об этом житие Св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 40 и 103).

14

См. житие Св. Евфимия (Пал. пат. вып. 2, стр. 71, 78).

15

Может быть теперешний хирбет-Муруссус.

16

Преп. Пассарион, хорепископ Иерусалимский, † 429 г. Память 11 Августа и в Сырную субботу.

17

Ученик и преемник преп. Пассариона. См. житие Св. Евфимия (Пал. пат. вып. 2, стр. 47, 56) и Св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 8) и др.

18

Св. Герасим, иже на Иордане, † 475 г. Память 4 марта.

19

529 г.

20

Митрополия первой Армении, вновь укрепленная Юстинианом, теперь Сивас.

21

Спальник, в каковую должность обыкновенно назначались евнухи.

22

Т. е. praepositus sacri cubiculi, главный начальник над спальниками.

23

21 Марта 543 г., что падает не на пятый, а на шестой индиктион.

24

Подобное же чудо было с Дометианом, учеником Св. Евфимия. См. житие Св. Евфимия (Пал. пат. вып. 2, стр. 70).



Источник: Кирилла монаха об иже во святых авве Феодосие. / Палестинский патерик. Выпуск 8-й. - Второе издание И м п е р а т о р с к а г о Православнаго Палестинскаго Общества. - СПб.: Типография В. Киршбаума, 1899. - С. 83-90.