Строматы (перевод Н. Корсунского)
Перевод Н. Корсунского
См. также другой перевод: Строматы Е.В. Афонасина
Творение учителя церкви Климента Александрийского с первоначального текста перевод с примечаниями Н. Корсунского 1
Содержание
Книга первая Предисловие 1. Тема творения. Польза, какую писатели своими произведениями доставляют читателям 2. Ответ на упрек некоторых, зачем он внес в свои сочинения столько заимствований из Греческой философии 3. Против софистов и пустомель, хвастающихся совершенно бесполезным знанием 4 . Науки светские не менее чем и Богословие имеют происхождение Божественное 5. Философия состоит служанкой Богословия. Разъясняется это аллегорическим толкованием истории Сарры и Агари 6. Ученье, a не природа нас развивают до степени людей добродетельных. Оно весьма много влияет на образование в нас и самой расположенности к добродетели 7. Философия пролагает путь к небу. Путем сим однако же не состоит ни один из тех, кои указываются частными философскими школами, a тот который расчищается церковию 8. Софистика и иные искусства, лишь в словах состоящие, суть искусства бесполезные 9 . Знание наук человеческих, имеющих соотношение с философией, необходимо для разумения свящ. Писания 10. Должно заботиться больше о добродетели, нежели о красноречии 11. От какого рода мирской мудрости и философии заповедует уклоняться Апостол? 12. He пред каждым встречным следует открывать истины веры, потому что не все слушатели одинаково расположены к истинному учению 13 . Каждая из философских школ содержит некоторую часть истины 14 . Ряд Греческих философов. 15. Большая часть Эллинской философии – происхождения чужеземного 16. Кроме философии варвары были изобретателями почти и всех других наук и искусств 17. Об изречении Спасителя: «Bсе, приходившие ранее Меня, были воры и разбойники» 18. Изъяснение слов Апостола: «Погублю мудрость мудрецов» 19. Доказательства, что философами истинное учение в некоторых частях своих было понято 20. Границы, в коих философия способствует пониманию и принятию учения истинного, Божественного 21. Из сопоставления с историей Эллинов эпох Моисея и пророков открывается, что учреждения и законы еврейские гораздо древнее любомудрия Эллинов 22. О Греческом переводе Ветхого Завета 23. О времени рождения Моисея, его происхождении и жизни 24. Об образе исполнения Моисеем обязанностей вождя Евреев и предшествии его своим примером другим в исполнении их обязанностей 25. Каким образом Платон в своем сочинении «О законах» вдохновлялся Моисеем? 26. Моисей по справедливости называется законодателем Божественным, хотя и низшим чем Христос, однако же высшим чем греческие законодатели Минос и Ликург 27. Закон постоянно, даже и при наказаниях, им налагаемых, имеет в виду благо людей 28 . Четырехчастность Моисеева закона 29. Эллинов один египтянин по справедливости назвал детьми в рассуждении их учреждений сравнительно с еврейскими Книга вторая 1. Предметы, предложенные к обсуждению в сей книге 2. Познавать Бога можно только верой 3. Против еретиков, утверждающих, что вера возникает в силу естественной необходимости 4. Польза веры: она основа всего знания 5. Примеры, свидетельствующие о том, что Эллинами многое заимствовано из священного Писания 6. Превосходство веры и ее польза 7. Польза страха: опровержение возражений против него 8. Опровержение бредней последователей Василида и Валентина, утверждающих, что страх есть универсальная причина возникновения всех вообще явлений даже и в мире высшем 9. Взаимная связь между собой христианских добродетелей 10. Характер христианского философа 12. О двоякости веры 13. О первом и втором покаянии 14. О грехах невольных 15. Виды свободных действий и грехи, из них вытекающие 16. Как следует понимать места свящ. Писания, в которых приписываются Богу человеческие страсти? 17. Различные виды познания 21. Различные положения философов о высшем благе 22. Высшее благо человека, по Платону, состоит в уподоблении Богу. Согласие с Платоном касательно сего пункта священных писателей 23. Преимущества брака; заповеди, какие следует наблюдать в оном; предметы, пространнее обсуждаемые в 3-й книге Книга третья 1. Мнение Василида о воздержности и браке 2. Опровержение мнения Карпократа и Епифана об общности жен 3. В какой степени Платон и другие древние философы предшествовали Маркионитам и другим еретикам в учении, что воздерживаться от брака следует по причине зла, проникающего творение и для избавления людей от страданий, горя и печалей, на которые они родятся 4. Предлоги, измышляемые еретиками для прикрытия всякого рода своевольств и распутства 5. Различение двоякого рода еретиков и опровержение тех из них, кои провозглашают, что все всем позволительно 6. Опровержение второго рода еретиков, практикующих воздержание по злобе на Творца 7. Превосходство христианского воздержания пред усвояемым себе философами (мирскими мудрецами) 8. Истолкование мест свящ. Писания, приводившихся еретиками в поношение брака; и первее всего защита слов Апостола Павла в Рим. 6:14 от превратного понимания их еретиками 9. Изложение ответа Христа Спасителя Саломии, приводившегося еретиками в порицание брака 10. Таинственный смысл слов Христа Спасителя, переданных св. Матфеем (Мф. 18:20) 11. Заповедь ветхозаветного закона и Христа Господа, запрещающая пожелания 12. Истолкование слов Апостола Павла из 1Кор. 7:5, 39, 40 и других параллельных сим мест свящ. Писания 13. Ответ Юлию Кассиану и суждение об одном месте, которое еретик этот приводил из апокрифического евангелия 14. Изъяснение слов Апостола из 2Кор. 11:3 и Еф. 4:24 15. Объяснение мест: 1Кор. 7:1; Лк. 14:26; Ис. 56:2, 3 16. Объяснение мест свящ. Писания: Иер. 20:14; Иов. 14:3; Пс. 50:5; 1Кор. 9:27 17. Доказывание, что брак и рождение детей суть зло, равнозначительно с поношением всего творения Божия и домостроительства евангельского 18. Против двух крайних мнений предостережение: во-первых против того, что будто бы следует воздерживаться от брака из ненависти к Творцу; во вторых против выводимой отсюда будто бы позволительности различных непотребств и в браке Книга четвертая 1. План, которого в дальнейшем писатель намерен держаться при обсуждении разных предметов 2. Почему книгам сим дано название «Стромат»? 3. В чем состоит истинное превосходство человека? 4. Похвала мученичеству 5. О пренебрежительном отношении к болезням, бедности и другим внешним несчастиям 6. Некоторые из источников блаженства 7. О блаженстве проливающих свою кровь за Бога 8. Церковь как мужчинам так и женщинам, а также рабам и детям, одинаково дает права мученичества, а равным образом и обязанности его на них возлагает 9. Изречения Христа Спасителя ο благах мученичества и объяснение тех изречений 10. Напрашиваться самим на судебное нас за веру преследование не следует 11. Ответ на возражение: «При промысле ο вас почему же Бог попускает вам страдать»? 12. Опровержение мнения Василида, будто мученичество есть род наказания за предшествовавшие оному случаи нарушения верности 13. Опровержение мнения Валентина об упразднении смерти 14. О любви ко всем, даже ко врагам 15. Не следует собой других соблазнять 16. Изъяснение некоторых мест Писания ο твердости, терпении и любви мучеников 17. Места из послания св. Климента Римского к Коринфянам, подтверждающие предшествующее 18. О любви и обуздывании пожеланий 19. Женщины так же способны к совершенству как и мужчины. Примеры сего 20. Обязанности благонравной жены 21. О совершенном христианине, или истинном гностике (мудреце) 22. Принципом образа мыслей и действий истинного мудреца (гностика) не должны быть ни боязнь наказания, ни надежда на награду. Управлять им должны только любовь к доброму и прекрасному, усматриваемому в нас самих 23. Мудрец истинный (гностик), насколько от него зависит, воздерживается ото всего, что льстит чувственности и жертвует благами этого рода для высших 24. Значение и цель скорбей, Богом возлагаемых на человека 25. Истинное совершенство состоит в познании Бога и любви к Нему 26. О том, как истинный гностик пользуется телом и вещами земными Книга пятая 1. О вере 2. О надежде 3. Предметы как веры, так и надежды постижимы лишь разумом 4. Писатели, как языческие, так и священные, предания, относящиеся к Божеству, обыкновенно раскрывают под покровом аллегорий 5. О пифагорейских символических изречениях 6. Таинственное значение скинии и ее утвари 7. Египетскими жрецами понятия, относящиеся к Божеству, народу также представляемы были под формою символов и загадок 8. Понятия священные не только у наших священных писателей, но и у поэтов и мудрецов из среды других народов, принято было выражать символически 9. Побуждения, по коим истина была скрываема под покровом иносказаний 10. И по рассуждению Апостолов, тайны веры должны быть облекаемы покровом 11. Приобретению и содержанию истинного понятия о Боге много способствует отречение от вещей и дел плотских и мирских; это рекомендовано даже и языческими мудрецами 12. Бог ни разумом не может быть постигнут, ни словами понятие о Нем не может быть выражено 13. И по учению мудрецов мирских, познание о Боге есть дар, нисходящий от Него самого; и лишь удостоенные вдохновения Божественного могут сделать нас причастниками сего познания 14. Свои постановления греки заимствовали из книг еврейских Книга шестая 1. План, по которому далее имеет быть излагаем материал сих «Записок» 2. Эллинскими писателями их ученые положения были заимствуемы не только из священных книг и еврейских, но и друг у друга. 3. Эллинскими учеными внесены в национальную их историю и мифологию даже и чудеса, в подражение рассказываемым в свящ. Писании. 4. Большая часть вероучений, входящих в эллинскую мудрость, первоисточником имеют учет жрецов египетских и индийских гимнософистов, из которых и те и другие славились своей ученостью. 5. Эллины имели некоторое понятие о Боге истинном. 6. Евангелие было возвещено наравне с Евреями как тем из язычников, которых местопребыванием был уже ад, так и живым. 7. О качествах истинной мудрости и Божественном источнике ее. 8. Философия, хотя Апостол и ставил ее ни во что сравнительно с совершеннейшими светом Евангелия, тем не менее есть познание, от Бога исходящее. 9. Мудрец истинный хранит свою душу от всякого рода нестроений и волнений. 10. Полезно изучение и человеческих наук; они помогают утверждению веры и подготовляют ум к уразумению предметов, входящих в науку Божественную. 11. Таинственный смысл предметов, входящих в Богословие, заключен также в числовых или геометрических пропорциях и в числовых данных различных родов музыки. 12. Совершенство достижимо всеми людьми без различия; однако же сей цели действительно достигает только мудрец. 13. Мудрецы истинные на небе будут удостоены высших степеней славы, кои в церкви земной соответствуют степенями епископа, пресвитера и диакона. 14. Занятым исканием истины и добродетелью на небе уготовано жилище, соответственное заслугам каждого. 15. Различные ступени познания, собою обусловливающие достижение совершенства. Причины, по коим в свящ. Писании многое излагается прикровенно и таинственно. 16. Таинственный смысл Десятословия, как пример того, что и все Писание должно быть понимаемо в смысле таинственном. 17. Хотя Эллинская философия и не передала нам полного и развитого познания о Боге, все-таки Богом в ней даровано нам врачество для души. 18. Мудрец истинный (гностик) углубляется в эллинскую мудрость (философию) лишь мимоходом и как бы для развлечения, спеша к дальнейшему, т.е. к посвящению себя в христианское учение, источник всякой мудрости. Книга седьмая 1. Истинный гностик есть истинный почитатель Бога: неверующие несправедливо обвиняют его в безбожии и нечестии. 2. В предвечном совете Отца принято, чтобы Сын был Творцом всего существующего и Промыслителем о нем. Потому и промышляет Он о людях и устрояет спасение их. 3. Мудрец истинный (гностик) напрягает все силы своего духа и тела, чтобы уподобляться Богу и Его Сыну. 4. Язычники измыслили себе богов по подобию своему. Эти подобны были им по внешнему виду и по внутренним душевным движениям: тут начало и колыбель всякого рода суеверий. 5. Душа чистая есть храм Богу более угодный, чем все великолепные здания, воздвигнутые в честь Его рукою человеческой. 6. Молитвы и благодарения, непрестанно от чистого сердца возносимые к Богу, ценнее всех жертвоприношений. 7. Молитвы мудреца истинного и образ исполнения их Богом. 8. Мудрец истинный, будучи строгим ревнителем истины, не имеет даже и нужды прибегать к клятве. 9. Превосходство в выше изображенных добродетелях на стороне того, кто назидает ближнего. 10. Ступени, по коим гностик восходит к истинному совершенству. 11. Жизнь истинного мудреца. Мужество его при перенесении несчастий и самой смерти, как скоро есть на то воля Божия. 13. Истинный мудрец благотворителен; он живет воздержно и презирает всю суету мирскую. 13. Истинный мудрец прощает несправедливости и оскорбления, причиненные ему. 14. Окончание изображения мудреца истинного и совершенного, разъясняемое чрез перифраз места из 1Кор. 6:1 и проч.. 15. Ответ на возражение тех, которые отказываются вступить в церковь по причине различных ересей, ее разделяющих. 16. Двоякий способ отличать истинную веру от ереси: во-первых ссылка на Писание, как на критерий истинности или лживости известного учения. 17. Другим способом для открытия истины состоит расследование того, на чьей стороне старейшинство, на стороне ли предания церкви или на стороне предания еретического. 18. Различение в Моисеевом законе животных нечистых от чистых, имея смысл таинственный, может быть приноровлено и к Иудеям и еретикам, отделяющимся от церкви. Книга восьмая 1. Исследования как философские, так и богословские всегда должны быть ведены так, чтобы они приводили к чему-либо положительному. 2. В вопросах философских и богословских первым средством к приобретению положительных знаний служит точное опознание вещей, равно как и с именами их соединение понятий ясных и определенных. 3. Вторым средством к приобретению положительных знаний служит доказательство. Отличие его от силлогизма. 4. При разъяснении всякого вообще вопроса следует начинать с определения предмета, о коем идет речь, дабы избежать двусмысленности, часто представляемой терминами. 5. Образец доказательства, ниспровергающего сомнение скептиков касательно возможности знать истину. 6. Род, вид, различие. Пользование ими в определениях. 7. О причинах, по коим не доверяются собственным суждениям и об основаниях к прекращению их. 8. Метод, коим как самые предметы, так и понятия о них, выражаемые именами, могут быть сводимы к некоторым категориям. 9. О различии родов.* * *
1
Στρῶμα, все что разостлано, чтобы на том покоиться, лежать, сидеть, – подстилка, постеля, полсть, ковер. У Феогниса, ст. 1193, так называются матрацы, одеяла и вообще постельные принадлежности, а также столовые скатерти, но и на лошадей чепраки или попоны. Так как этого рода покровы и полсти обыкновенно отличались пестротой, то тем же словом per metaphoram назывались и сочинения смешанного содержания.