Источник

Глава четвертая
О статуях богов

§ XLVI. О старинных идолах

Если же сверх всего этого представлю вашему взору сами статуи, то вы, рассмотрев их как следует, обнаружите, что обычаи ваши вздорны, что вы обращаетесь с мольбою к бесчувственным делам рук человеческих. Раньше скифы поклонялись короткому мечу, акинаку, арабы – камню, персы – реке; еще более древние люди устанавливали бревна, которые были отовсюду хорошо видны, и воздвигали каменные колонны. Их называли «ксоанами», что значит «тесаные», ибо их вытесывали из того или иного материала. Идол Артемиды на острове Икар был необработанным поленом, Геры Киферонской в Теспиях – срубленным пнем, а Геры Самосской, как говорит Аэтлий, сначала был доской, позднее же, при архонте Проклее, приобрел человеческий облик. Когда же ксоаны стали изготавливаться по образу и подобию человека, они получили название «бретов» от слова βροτοί – «смертные». В Риме в старину ксоаном Ареса было копье, как говорит писатель Варрон, так как ремесленники еще не упражнялись в искусстве изготавливать красивое на вид зло. Когда же искусство стало процветать, увеличилось и заблуждение.

§ XLVII. Истории знаменитых статуй

Уже из сказанного ясно, что камни и бревна, короче говоря, материю, они сделали похожими на людей статуями, перед которыми вы, клевеща на истину, изображаете благоговение. Однако не следует пренебрегать вопросом, требующим кое-какой иллюстрации. Для каждого очевидно, что Зевса в Олимпии и Афину Полиаду, Хранительницу города, Фидий сделал из золота и слоновой кости. Ксоан же Геры на Самосе, как рассказывает Олимпих в «Самосских историях», сделан Смилидом, сыном Евклида. Нет основания сомневаться в том, что двух из богинь, называемых афинянами Почтенными, создал Скопас из камня, называемого лихнид. Калос же – ту, что между ними. Я могу сослаться на Полемона, который рассказывает об этом в четвертой книге из написанных к Тимею. Не сомневайтесь в том, что статуи Зевса и Аполлона в Патрах, городе Ликии, изваял тот же Фидий, точно так же, как львов, посвященных богу вместе с ними. Если же, как говорят некоторые, это Бриаксидова работа, я не спорю: есть у тебя и такой ваятель. Припиши авторство тому из них, которому хочешь. Делом рук афинянина Телесия, по словам Филохора, являются статуи Посейдона и Амфитриты размером в десять локтей, почитаемые на Теносе. Деметрий же во второй книге «Истории Арголиды» пишет, что ксоан Геры в Теринфе был изготовлен из грушевого дерева Аргом. Многие, пожалуй, удивятся, если узнают, что Палладий, называемый «упавшим с неба», который Диомед и Одиссей, как говорят, похитили из Илиона и отдали на хранение Демофонту, был сделан из костей Пелопа, точно так же, как Зевс Олимпийский – из других костей – индийского слона. В качестве свидетеля представлю Дионисия, рассказывающего об этом в пятой части «Кикла». Апеллас же в «Дельфийской истории» утверждает, что было два Палладия, причем оба сделанные людьми. Но чтобы никто не предположил, что я по незнанию упустил это, добавлю, что статуя Диониса Мориха, что в Афинах, сделана из камня, называемого феллат; а является она произведением Сикона, сына Евпалама, как говорит Полемон в некоем письме. Если мне память не изменяет, были и другие два критянина-скульптора (звали их Скиллид и Дипен). Они смастерили в Аргосе статуи Диоскуров, в Тиринфе – фигуру Геракла и в Сикионе – ксоан Артемиды Мунихии.

§ XLVIII. История статуи Сараписа

Но зачем я трачу время на это, если можно показать вам, каковым был сам великий демон, который, как мы слышим, больше других почитается всеми, про которого дерзнули сказать, что он нерукотворный, – египетский Сарапис? Ведь одни рассказывают, что он был послан жителями Синопы в качестве благодарственного дара Птолемею Филадельфу, египетскому царю, который их, терзаемых голодом и пославших в Египет за хлебом, сделал своими должниками. Ксоан же сей был образом Плутона. Птолемей, приняв изваяние, установил его на мысе, который теперь называется Ракотис, где находится чтимое капище Сараписа; рядом с ним расположен посвященный ему участок. Блистиху, наложницу, умершую в Канобе, Птолемей перенес и похоронил в указанном храме. Другие говорят, что Сарапис является понтийским идолом, которого торжественно перенесли в Александрию. О том, что статуя была доставлена жителям Селевкии, что недалеко от Антиохии, когда и им, испытывающим недостаток хлеба, помог Птолемей, говорит лишь один Исидор. Не знаю, что нашло на Афинодора, сына Сандона, когда он, желая приписать Сарапису древность, доказал, что это – рукотворная статуя. Он утверждает, что Сесострис, египетский царь, покорив многочисленные греческие племена и вернувшись в Египет, привел с собой хороших мастеров. Он приказал им изготовить, не жалея средств, своего пращура Осириса. За это дело взялся Бриаксид (не афинянин, но другой, носивший такое же имя). Он воспользовался для работы разнообразным материалом. Были у него золотые, серебряные, медные, железные и свинцовые опилки, а также оловянные. Он не испытывал недостатка и в египетских камнях: имелись осколки сапфира, гематита, смарагда и топаза. Итак, размельчив все это и перемешав, подкрасил синей глазурью, из-за чего цвет статуи стал более черным. Добавив к этому средство, оставшееся от погребения Осириса и Аписа, он вылепил Сараписа, имя которого намекает на связь с похоронами и на изготовление из того, что имеет отношение к могиле, – составленное из «Осириса» и «Аписа» и ставшее «Осираписом».

§ XLIX. Об Антиное

Римский император благоговейно провозгласил в Египте и, можно сказать без большой натяжки, также в Элладе другим новым богом своего любимца – красивого и цветущего Антиноя, которого он освятил таким же образом, как Зевс Ганимеда. Ибо нелегко сопротивляться похоти, не сопровождающейся страхом. Ныне люди чтят ночи, посвященные Антиною, о позоре которых знал бодрствовавший вместе с ним любовник. Зачем же ты причисляешь к богам того, кто удостоился почестей за блуд? Зачем приказал оплакивать его, как сына? Зачем рассказываешь о его красоте? Позорна красота, загубленная надругательством. Не тиранствуй, о человек, над красотою, не глумись над цветущим юношей; сохрани красоту чистой, чтоб была подлинной; будь царем над ней, а не тираном! Пусть она пребудет свободной! Тогда я признаю твою красоту, ибо ты сохранил чистым образ; тогда поклонюсь красоте, когда она – истинный прообраз прекрасного. Есть уже и гробница любимца, есть храм Антиноя, есть город. Полагаю, что также, как храмы, удивление вызывают могилы: пирамиды, мавзолеи и лабиринты: эти суть храмы мертвецов, те – гробницы богов.

§ L. Сивилла о языческих капищах; боги-привратники

В качестве наставницы предложу вам пророчицу Сивиллу,

Волю не Феба изрекшую, лживого, чуждого правде

(Богом назвали его и пророком безумные люди),

Но Всемогущего Бога, Которого длань человечья

Не изваяла из камня, как всех истуканов безмолвных.

Эта самая Сивилла называет храмы руинами, предсказывая, что капище Артемиды Эфесской будет поглощено бездной при землетрясении:

И зарыдает Эфес, у высокого брега простершись;

Храм свой он будет искать, исчезнувший ныне бесследно…

О храме же Исиды и Сараписа в Египте говорит, что он будет снесен и сожжен:

Ты одиноко сидишь, о Исида, у Нильских потоков,

Трижды несчастная, как на песке Ахеронта прибрежном,

затем ниже:

Ты, что из многих камней белоснежных построен,

Сарапис, будешь в руинах лежать на земле многослезной Египта.

Если же ты не слушаешь пророчицу, послушай своего философа Гераклита Эфесского, порицающего бесчувственность статуй: И статуям этим они молятся, как если бы кто разговаривал с домами. Разве не вызывают изумления те, кто обращается с мольбой к камням, а потом, однако, ставит их, будто бы имеющих какую-то силу, у ворот; кто почитает Гермеса как бога и ставит привратником Хранителя дорог и улиц? Ведь если оскорбляют их как бесчувственных, зачем поклоняются как богам? Если же думают, что они имеют чувства, зачем ставят их привратниками?

§ LI. Идолы ничтожнее любого живого существа

Римляне же, которые свои величайшие успехи вменяют Фортуне и полагают, что она является величайшим божеством, поставили ее на свалке, дав богине в качестве храма отхожее место. Но ведь мертвому камню, дереву и изобильному золоту нет никакого дела до чада сжигаемого жира, до крови и дыма, окуриваемые которым ради почета – они покрываются сажей: ни до почестей им нет дела, ни до поругания. Статуи ничтожнее любого животного. Мне приходится недоумевать, каким образом обожествлено неживое, и жалеть как несчастных тех, кто по глупости впал в заблуждение. Ведь если некоторые живые существа не имеют всех чувств, как, например, черви и гусеницы, или те, что с рождения кажутся увечными, как кроты и землеройка, которую Никандр называет слепой и страшной, они все равно лучше, чем эти совершенно глухие ксоаны и статуи. У живых существ есть, по крайней мере, одно какое-нибудь чувство, будь то слух, осязание или то, что соответствует обонянию или вкусу; у статуй же нет ни одного. Есть много живых существ, которые не имеют ни зрения, ни голоса, как, например, устрицы, которые, тем не менее, живут, размножаются и вдобавок испытывают воздействие луны. Статуи же бездеятельны, бесполезны, бесчувственны; они привязываются, прибиваются гвоздями, приколачиваются, выплавляются, шлифуются, пилятся, обтесываются, выдалбливаются. Ваятели бесчестят немую землю, изменяя подлинную ее природу, побуждая других при помощи своего искусства поклоняться ей. Сами же создатели богов поклоняются не богам и демонам, как мне кажется, но земле и искусству – тому, чем является статуя. Действительно, статуя есть мертвая материя, преображенная рукою мастера. У нас же есть не воспринимаемый посредством ощущений, сделанный из постигаемой чувствами материи образ, но умопостигаемый; Бог, Который единственный есть действительно Бог, познается лишь умом, но не чувствами.

§ LII. О бесчувствии идолов

Вновь и вновь в трудных обстоятельствах суеверные люди, поклоняющиеся камням, на деле научившись не чтить мертвую материю, подчиняясь самой необходимости, гибнут из-за суеверия: презирая статуи, но не желая казаться полностью ими пренебрегающими, уличаются в этом самими богами, которым посвящены статуи. Ведь тиран Дионисий Младший, сняв золотой гиматий с Зевса на Сицилии, велел надеть на него шерстяной, сказав остроумно, что он лучше золотого, будучи более легким летом и более теплым в мороз. Антиох же Кизикиец, нуждаясь в деньгах, распорядился золотую статую Зевса высотой в пятнадцать локтей переплавить и поставить на ее место подобную ей из другого, более дешевого материала, украшенную золотыми пластинами. Ласточки же и многие другие птицы, летая, роняют помет на эти самые статуи, ничуть не заботясь, Зевс ли это Олимпийский, Асклепий ли Эпидаврский, Афина ли Полиада или египетский Сарапис. Даже благодаря им вы не можете понять, что статуи бесчувственны! Но имеются также разбойники или вторгающиеся в страну неприятели, которые из-за корыстолюбия опустошили капища, разграбили приношения и сами статуи переплавили. И если какой-нибудь Камбис или Дарий, или другой безумец что-то такое предпринял, и если кто-нибудь убил египетского Аписа, мне смешно, что он смог убить их бога, однако я негодую, если он совершил это преступление ради корысти.

§ LIII. О гибели храмов в огне и о людях, позировавших изготовителям идолов

Итак, я охотно пренебрегу этим злодейством, считая его скорее делом жадности, чем доказательством слабости идолов. Но огонь и землетрясения нисколько не корыстны, однако боятся и стыдятся демонов и статуй не больше, чем волны – камешков, рассыпанных на взморье. Я знаю, что огонь изобличает суеверия и излечивает от них. Если хочется избавиться от безумия, к свету тебя выведет огонь. Он сжег и храм в Аргосе вместе со жрицей Хрисидой, и храм Артемиды в Эфесе, второй после амазонок; часто охватывал он и Капитолий в Риме. Не пощадил он и капище Сараписа в Александрии. В Афинах же он разрушил храм Диониса Элевтерия; а в Дельфах храм Аполлона сначала разорил ураган, затем истребил мудрый огонь. Все это показано тебе, словно некое предисловие к тому, что обещает пламя. Разве изготовители статуй не вызывают в душе тех из вас, кто обладает рассудком, презрение к материи? Афинянин Фидий написал на пальце Зевса Олимпийского: «Пантарк – красавец», прекрасным был для него не Зевс, а любимец. Пракситель же, как рассказывает Посейдипп в книге «О Книде», создавая статую Афродиты Книдской, сделал ее похожей на свою возлюбленную Кратину, чтобы несчастные безумцы могли поклоняться подружке Праксителя. Когда же процветала гетера Фрина из Теспий, все художники, изображая Афродиту, воспроизводили красоту Фрины, так же как каменотесы в Афинах делали Гермесов по Алкивиаду. Тебе остается решить, хочешь ли ты поклоняться гетерам.

§ LIV. О людях, провозглашавших себя богами

Побужденные, я думаю, этими обстоятельствами, древние цари, презирая такого рода мифы, открыто, ибо не боялись людей, провозглашали себя самих богами, показывая таким образом, что и те стали бессмертными благодаря своей славе. Кеик, сын Эола, был объявлен своей женой Алкионой Зевсом, Алкиона же мужем – Герой. Птолемей IV звался Дионисом. Дионисом назывался и Митридат Понтийский. А Александр желал касаться сыном Аммона и быть вылепленным скульпторами рогоносным, хлопоча о том, чтобы обезобразить прекрасное лицо человека рогом. И не только цари, но и частные лица возвеличивали самих себя божественными титулами, как, например, врач Менекрат, назвавшийся Зевсом. Зачем мне говорить об Алексархе (он, по профессии грамматик, как рассказывает Арист, изображал из себя Гелиоса)? Зачем упоминать о Никагоре (он был родом из Зелеи, жил во времена Александра; именовал себя Гермесом и пользовался, как сам свидетельствует, одеянием этого бога), когда целые народы и города со всем населением под маской лести принижают мифы о богах? Когда напыщенные и тщеславные люди изображают из себя богоравных и устанавливают для себя чрезмерные почести? То принимают закон македонянина из Пеллы, Филиппа, сына Аминты, чтить на Киносарге того самого, что был со сломанной ключицей, изувеченным бедром и выбитым глазом, то провозглашают богом даже Деметрия, и там, где он сошел с коня, вступив в Афины, есть капище Деметрия Катебата, т.е. Нисходящего; алтари же ему воздвигнуты повсюду. Афиняне устраивали его брак с Афиной, однако он презрел богиню; не будучи в состоянии сочетаться со статуей, взял гетеру Ламию, взошел на акрополь и занимался любовью на ложе Афины, показывая старой деве телодвижения молодой блудницы.

§ LV. Боги – это умершие люди и демоны

Не надо негодовать на Гиппона, обессмертившего собственную смерть. Этот Гиппон велел написать на своем памятнике элегическое двустишие:

Это – гробница Гиппона, которого равным бессмертным

Сделала Мойра богам после кончины его.

Хорошо ты показываешь нам, о Гиппон, человеческое заблуждение. Ибо если не поверили тебе говорящему, пусть, по крайней мере, станут учениками у мертвого. Перед нами оракул Гиппона, – подумаем над ним. Те, кому вы поклоняетесь, были некогда людьми, а затем умерли. Миф же и время стяжали им славу и почет. Ведь есть почему-то обыкновение относиться с пренебрежением к настоящему, прошедшее же, отделенное от сиюминутных упреков покровом времени, чтить благодаря вымыслам. Настоящему не верят, минувшему дивятся. Поэтому древние мертвецы, возвеличенные укоренившимся в веках заблуждением, были причислены живущими после них к богам. Подтверждение этого – ваши мистерии и панегиреи – узы, раны и плач богов:

Горе мне, ибо любимого более всех Сарпедона

Мойра рукою Патрокла – Менетия сына убила.

Преодолена воля Зевса, и он, побежденный, горюет у вас над Сарпедоном. Вы сами с достаточным основанием называли их призраками и демонами, ибо и саму Афину и остальных богов Гомер именовал демонами, награждая их этим бесславным прозвищем:

… поднялась на Олимп в щитодержца

Зевса обитель к других многочисленных демонов сонму.

Каким же образом призраки и демоны могут после всего этого быть богами, будучи воистину мерзкими и нечестивыми духами, всеми признанные как низменные и нечистые, тяготеющие к земле, скитающиеся возле могил и надгробий, около которых и являются расплывчато и неясно подобным теням привидениями?

§ LVI. О почитании материи

Вот ваши боги: призраки, тени, а также эти хромые и сморщенные, косящие глазами Молитвы, дочери скорее Терсита, чем Зевса. Поэтому мне кажется, что остроумно сказал Бион: «Разве справедливо, что люди у Зевса просят родительского счастья, которое он не смог дать самому себе?» Какое безбожие! Нетленную сущность, сколько в ваших силах, закапываете, святое и непорочное храните в могилах, лишая Божество Его подлинной природы. Зачем божественные привилегии вы дали небожественному, зачем, оставив небо, стали почитать землю? Что же это другое, если не земля и не исшедшее из земли, – золото, серебро, адамант, железо, медь, слоновая кость и драгоценные камни? Не плоды ли одной матери-земли все, что ты видишь? Зачем вы, о безрассудные и суемудрые (опять я повторю это), совершив кощунство по отношению к наднебесной области, вышвырнули под ноги благочестие? Зачем, выдумывая себе богов из праха и следуя за рожденной тварью вместо нерожденного Бога, вы бросились в кромешный мрак? Прекрасен паросский мрамор, но это еще не Посейдон; прекрасна слоновая кость, но это еще не Зевс Олимпийский. Материя всегда нуждается в искусстве, Бог же – самодовлеющ. Прилагается искусство, – материя облекается в форму, и дорогое вещество, могущее принести барыш, становится благодаря одной лишь форме почитаемым. Статуя твоя является золотом, деревом, камнем – землею, если обратишь мысленный взор к самому началу, получившей форму от мастера. Я же научен землю топтать, а не поклоняться ей. Никогда нельзя доверять бездушному надежды души.

§ LVII. О «своднической» роли искусства

Надо подойти к статуям поближе, чтобы изобличить связанное с ними заблуждение, основываясь и на их облике. Ведь весьма отчетливо запечатлен на статуях характер демонов. В самом деле, если кто-нибудь, ходя вокруг, будет разглядывать картины и статуи, сразу узнает ваших богов по их постыдной, не подобающей богам наружности: Диониса – по одеянию, Гефеста – по знакам его ремесла, Деметру – по страдальческому облику, по головной повязке – Ино, по трезубцу – Посейдона, по лебедю – Зевса. На Геракла указывает костер. А если кто увидит женщину, изображенную обнаженной, узнает в ней златую Афродиту. Так, киприот Пигмалион влюбился в статую из слоновой кости, которая представляла нагую Афродиту. Киприот покоряется внешним видом и вступает в любовную связь со статуей, а рассказывает об этом Филостефан в книге «О Кипре». Иная же Афродита на Книде, сделанная из камня, также была прекрасна. Другой возлюбил ее и сочетался с камнем, так говорит Посейдипп в книге «О Книде», – столь великую силу имеет искусство обманывать, ставшее для сластолюбивых людей сводником, влекущим их в бездну. Хотя и действенно ремесленное искусство, однако не может ввести в заблуждение людей разумных и живущих в соответствии с разумом. Дикие голуби из-за сходства изображения прилетели к нарисованным голубкам, и при виде хорошо нарисованных кобыл заржали кони. Говорят, девушка полюбила идола, а прекрасный юноша – книдскую статую; но были обмануты искусством лишь глаза смотрящих, ведь никто не вступил бы в связь с богиней и не похоронил бы себя вместе с мертвой, и не любил бы демона и камень, будучи в своем уме. Вас же искусство обмануло, обольстив иначе, склонив если не к страсти, то к почитанию статуй и картин. Рисунок похож на оригинал – пусть прославляется искусство, но пусть не обманывает, выдавая себя за истину. Спокойно стоит конь, неподвижно сел голубь, не пошевелится крыло; Дедалова же корова, сделанная из дерева, привлекла дикого быка, и сбившее с толку искусство принудило животное покрыть снедаемую страстью женщину.

§ LVIII. О коварстве искусства, скульпторах и магах

Вот какое неистовство у неразумных вызывает коварное художество! Обезьяны удивляют тех, кто кормит и содержит их, потому что ни одно из восковых или глиняных чучел, одетых по-девичьи, не вводит их в заблуждение. Вы будете хуже, чем обезьяны, держась за каменные, деревянные, золотые и костяные статуи и картины. Творцы этих ваших несущих гибель игрушек – каменотесы, скульпторы, живописцы, строители и поэты, вводящие сию многочисленную толпу: в полях – сатиров и панов, в лесах – горных и древесных нимф, в водах, реках и источниках – наяд и в морях – нереид. Маги хвалятся, что демоны являются помощниками их нечестия; они зачисляют их себе в слуги, сделав их при помощи заклинаний подневольными рабами. Упоминаемые же браки, зачатия и роды богов, воспеваемые прелюбодеяния и выводимые в комедиях пиршества, и представляемый на сцене их смех за бокалом вина побуждают меня воскликнуть, даже если я хочу молчать: «О, безбожие! Вы небо сделали сценой, божественные вещи стали у вас драмой, и святое вывели вы в комедии под масками демонов, а подлинное благочестие превратили своим суеверием в пародию».

§ LIX. О непотребстве в поэмах Гомера

Тут, на форминге играя, прекрасную начал он песню.

Спой нам, о Гомер, прекрасным голосом!

Пел об Ареса любви к Афродите прекрасновенчанной,

Как сочетались они первый раз в доме славном Гефеста

Тайно. Дал много даров, опозорил хозяйское ложе

Дерзкий Арес.

Прекрати, Гомер, пение! Оно плохое, учит прелюбодейству. Мы же отказываемся даже слушать о разврате, ибо мы, мы носим образ Божий в живом и двигающемся изваянии – человеке, образ, живущий с нами, подающий советы, беседующий, сотрапезничающий, сочувствующий нам, страдающий за нас. Мы стали приношением Богу ради Христа, «мы – род избранный, царское священство, племя святое, народ, взятый в удел.... Некогда – не народ, ныне же – народ Божий» (1Пет. 2:9–10), мы, которые, по Иоанну, не будучи от нижних, все узнали от пришедшего свыше; постигнув домостроительство Божие, научились ходить в новой жизни.

§ LX. О связанном с идолопоклонством разврате

Но не так думают многие: отбросив стыд и страх, они изображают в своих домах одержимых противоестественными страстями демонов; некими написанными картинками, прилаженными под потолком, украсили спальни, целиком посвятив себя распутству, считая разнузданность благочестием. Лежа на кровати, среди любовных объятий смотрят на нагую Афродиту, попавшую в узы во время соития и, одобряя образы, изнеживающие душу, похотливую птицу, летающую вокруг Леды, вырезают на камнях, чтобы пользоваться как подходящей печаткой оттиском с изображением Зевсова распутства.

§ LXI. О связанном с идолопоклонством разврате (продолжение)

Вот образцы вашего сладострастия, вот кощунственное богословие, вот учение богов, занимающихся вместе с вами блудом, ведь каждый верит в то, во что хочет, по словам афинского оратора. Таковы же и другие ваши картины: какие-то паниски, нагие девушки, пьяные сатиры и напряженные члены, представленные, несмотря на осуждение за безнравственность, обнаженными. Вы же открыто, без смущения рассматриваете нарисованные у всех на виду всевозможные фигуры бесстыдства. Еще больше вы бережете те, что посвящены богам; словно образы ваших богов, вы освящаете в своих домах непристойные памятные столбы, одинаково вырисовывая позы Филениды и подвиги Геракла. Мы же проповедуем не только отказ от употребления этих вещей, но даже забвение их вида и рассказов о них. Уши ваши предавались распутству, очи блудили, и, что самое поразительное, взоры ваши прелюбодействовали прежде телесного совокупления. Вы, что изнасиловали человеческую природу и отогнали прочь божественное вдохновение позорными изваяниями, вы совершенно ни во что не верите, чтобы предаваться свободно вашим страстям. Полагаясь же на идолов, усердно подражая их разврату, вы не доверяете Богу, не выдерживая целомудрия. И вот, вы возненавидели лучшее, худшему же воздали почести; став лишь зрителями добродетели, подвизаетесь на поприще порока.

§ LXII. Счастлив отринувший идолы

Можно сказать, что счастливы, по единодушному мнению всех, лишь те кто

Капища, сколько их есть, своим взором окинув, отринет

И алтари, – из бездушных камней их воздвигли напрасно,

Идолов каменных и рукотворные все изваяния,

Жертвенной, бьющей из ран, они кровью покрыты двуногих,

Четвероногих животных, зверей диких, птиц быстрокрылых,

как говорит Сивилла. Нам ведь явно запрещается упражняться в этом лживом ремесле. "Не делай, – говорит пророк, – никакого подобия того, что на небе вверху и на земле внизу (Исх.20:4). Деметру или Праксителя и Кору, и Иакха, чье имя возглашают в мистериях, сочтем богами, или же искусство Лисиппа и Апеллесовы руки, которые придали материи богоподобный вид? Но вы настаиваете на том, чтобы статуи изготавливались как можно более красивыми, однако не заботитесь о том, чтоб самим не сделаться подобным статуям из-за бесчувственности. Слово пророка весьма ясно и кратко обличает этот обычай: «Все боги язычников суть идолы демонов; Бог же сотворил небеса» (Пс.95:5) и то, что в небе.

§ LXIII. Богом является не природа, а ее Создатель

Так вот некоторые, впав здесь, не знаю, каким образом, в заблуждение, поклоняются не Богу, а произведениям Божественного искусства – солнцу, луне и сонму звезд, нелепо считая их – инструменты времени – богами. "Словом Его укреплены они, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32:6). Человек создает дома, корабли, города и картины. О том же, что творит Бог, как поведаю? Взгляни на весь космос, это – Его дело: и небо, и солнце, и ангелы, и люди, – дела перстов Его. Сколь велика сила Божия! Творение мира заключается в одной только Его воле, ибо все сотворил один Бог, так как Он – единственный подлинный Бог. Простым желанием Он создает, и за одной только волей Его следует ее исполнение. Здесь соблазняются все философы, с одной стороны, признающие, что человек рождается для созерцания неба, – это прекрасно; с другой стороны, поклоняющиеся видимому в небе и постигаемому зрением. Хотя не человеком созданы небесные тела, однако для человека, и никто из вас пусть не поклоняется солнцу, но стремится к Создателю Солнца; и не обожествляет космос, но – ищет Творца космоса. Остается, как кажется, одно укрытие для намеревающегося достичь врат спасения – божественная мудрость, – в ней, как в неком святом и неприкосновенном убежище, человек, стремящийся к спасению, становится неподвластным никакому демону.


Источник: Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасается / Климент Александрийский ; [Пер. с древнегреч., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина]. - СПб. : «Изд. Олега Абышко», 2006. - 288 с. / Увещевание к язычникам. 5-143 с.

Комментарии для сайта Cackle