Аннотация Источник

Аннотация АВ

Трактат «Увещевание к язычникам» (12 глав) – это первая часть «Большой трилогии» Климента Александрийского, в которой язычники призываются к истинной вере и разъясняется причина превосходства христианства над язычеством. Сочинение написано около 195 г. и его задача – обнаружить перед язычниками всю несостоятельность их религиозных верований и убедить их к принятию христианской веры. Основная мысль произведения состоит в том, что божественное слово превосходнее эллинской философии, поэзии и музыки и произвело истинную культуру, тогда как языческая религия неразумна и безнравственна.

Главы 1–7 посвящены критике язычества. Климент подвергает критике оракулы, мистерии, мифологию, жертвы, религиозные доктрины философов и поэтов. В философии, по его учению, только часть истины, полная же истина открыта пророками, через которых говорил Святой Дух.

Главы 8–12 посвящены призыву ко Христу. После явления на землю Самого Логоса нигде не надо искать истины, только у Него, так как Он – Слово Истины. Климент на основании Священного Писания изображает благость и милосердие Божие как мотив к обращению, приводит свидетельства языческих писателей в пользу монотеизма, увещает слушать Христа, бегать от языческой жизни и жить в почитании Бога и общении с Ним.

В своем сочинении Климент Александрийский кратко затрагивает многие важные вопросы христианского богословия: в нем развивается учение о Боге как Творце всего и Промыслителе; затрагиваются вопросы триадологии и христологии, в том числе излагается учение о Логосе, Сыне и Слове Бога, подчеркивается Его связь с Отцом и утверждается Его божество; предлагаются элементы учения о творении, антропологии и сотериологии.

Глава седьмая
Проблески истины у поэтов

§ LXXIII. Ссылка на Арата и Гесиода

Так как одной философии недостаточно, пусть придет к нам и сама поэзия, полностью погрязшая во лжи, едва ли склонная когда-нибудь свидетельствовать об истине, скорее уж признающаяся в уклонении от Бога к вымыслам и сказкам. Пусть первым явится тот поэт, который захочет. Так вот, Арат считает, что сила Бога проникает все:

…чтобы прочным и крепким все было,

Вечно и первым Его и последним умилостивляют.

Радуйся, Отче, великое чудо и высшее благо!

Таким же образом на Бога намекает и аскреец Гесиод:

Всей Он вселенной великой Владыка и Царь всемогущий.

Нет никого из богов, кто на власть Его право оспорит.

§ LXXIV. Еврипид, Софокл и раскаяние Орфея

Даже со сцены открывается истина. Еврипид, взглянув на эфир и на небо, говорит: Его считай Богом. У Софокла же, сына Софилла, находим:

Воистину один-единственный есть Бог,

Который создал землю всю, небесный свод,

И натиск волн морских лазурных, и ветров.

Но в сумерках блуждая собственной души,

Как утешенье в бедах, статуи богов

Себе воздвигли мы из меди и камней,

Из золота и кости изваянья.

Им и жертвы принося, и праздники в их честь

Справляя, думаем, что набожные мы.

Именно он, набравшись храбрости, показал зрителям истину со сцены. Фракийский же иерофант и вместе с тем поэт, Орфей, сын Эагра, после составления канона оргических таинств и теологии идолов слагает палинодию в пользу истины и поет действительно священную, хотя и запоздалую песню:

Тем, кому можно, скажу, а кто таинства чужд, пусть закроет

Дверь за собой; ты же слушай, Мусей, сын Луны светоносной!

Истину я изреку, чтобы жизнь у тебя не отняло

Милую то, что тебе показал я когда-то напрасно.

Слово познав Божества, рядом с ним пребывай неотлучно,

Сердце духовное прямо направив, ступи на путь славный

И созерцай одного Властелина вселенной бескрайней,

Чуждого смерти.

Затем ниже прибавляет:

Есть лишь один, породивший Себя; от Него – все творенья.

В них Он вращается, но лицезреть Его люди не могут,

Сам же Он всех созерцает, ничто от Него не сокрыто.

Так говорит Орфей: со временем он понял, что ошибался раньше.

Ты же, о смертный, умом наделенный великим, не мешкай!

Вспять повернув, принеси Богу жертву умилостивления.

Ведь если эллины, приняв в себя некие искры божественного Слова, мало сказали об истине, то они свидетельствуют этим, что сила ее не сокрыта, самих же себя обличают как немощных, не дошедших в своих поисках до конца.

§ LXXV. Критика культа Кибелы у Менандра и Антисфена

Здесь, думаю, каждому стало ясно, что делающие или говорящие что-либо без помощи Слова истины подобны тем, кого заставляют идти без почвы под ногами. Пусть тебя смутят, давая этим возможность спастись, изобличения ваших богов поэтами, принужденными истиной выводить их в комедиях. Комедиограф Менандр в «Вознице» говорит:

Не нравится мне бог, гуляющий вдали

Со старой женщиной, но не входящий в дом,

С дощечкой, –

нищий жрец. Таковы ведь нищенствующие жрецы Кибелы. Поэтому Антисфен совершенно справедливо ответил им, выпрашивающим подаяния: Я не кормлю Матерь богов, которую кормят боги. Тот же Менандр в комедии «Жрица», негодуя на обычай, пытается рассеять дым безбожного заблуждения, говоря вполне разумно:

… ведь если может бога человек

Заставить волю выполнить свою,

Гремя кимвалами, то божества сильнее он;

Но эта музыка – уловка лишь людей,

На все готовых…

§ LXXVI. Гомер и Еврипид в роли обличителей богов

И не один лишь Менандр, но и Гомер, и Еврипид, и многие другие поэты обличают ваших богов и нисколько не боятся поносить их. Например, они называют Афродиту собачьей мухой, а Гефеста – хромым на обе ноги; Афродите же Елена говорит:

Более ты не касайся Олимпа пятою своею!

О Дионисе Гомер открыто пишет:

Он исступленного Вакха кормилиц рассеял когда-то,

И все они разбежались по склонам Нисея святого,

Бросили факелы наземь и тирсы: Ликург был ужасен.

Еврипид действительно достоин сократовской школы. Взирая на истину и презирая своих зрителей, он то Аполлона,

Который обитает там, где пуп земли,

И людям говорит нелживые слова,

обличает:

Его послушав, я убил родную мать.

Его считайте нечестивым, смерть ему!

Преступник – он, не я,

И знает он закон не более меня,

то показывает Геракла или безумным, или пьяным, или ненасытным. Разве нет? Насыщаясь мясом,

… зеленые он смоквы уплетал

И лаял так, как даже варвару не смочь.

В трагедии «Ион» Еврипид без тени смущения выкатывает на театральную сцену богов:

И разве справедливо то, что даровав

Законы смертным, вы их нарушаете?

Хоть этого не будет, все равно скажу:

К ответу если вас, насильников, призвать –

И Посейдона, и Зевеса, и тебя,

Пустыми храмы вы увидите свои.


Источник: Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасается / Климент Александрийский ; [Пер. с древнегреч., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина]. - СПб. : «Изд. Олега Абышко», 2006. - 288 с. / Увещевание к язычникам. 5-143 с.

Комментарии для сайта Cackle