Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

О богослужебных книгах

Богослужение Православной Церкви совершается по богослужебным книгам.

Священнослужители и церковнослужители при богослужении и все принимающие участие в совершении богослужения должны произносить молитвословия, кроме кратких из них, не на память, а по богослужебным книгам. Они обязаны знакомиться с уставом богослужения, иметь ясное понятие о богослужебных книгах, должны освоиться с находящимися в них названиями молитвословий, песнопений, чтений, привыкнуть понимать указания на них церковного устава (Типикона) и уметь находить в богослужебных книгах то, что назначено для пения и чтения в известные дни.

Знание устава богослужения приобретается, главным образом, практическим способом. Но как при всяком опытном изучении дела помогает исполнению труда сведущий руководитель, так и приобретению знания церковного устава могут помогать руководственные указания и прежде всего о богослужебных книгах. Для более же успешного ознакомления с ними следует начинать с того, что проще и известно, и затем направляться к более сложному и мало известному. Самое первое необходимое знание заключается в сведении, сколько служб совершается ежедневно и какой состав их. Затем – ясно обозначить содержание богослужебных книг.

В продолжение суток положено совершать три богослужения: а) вечернее, б) утреннее и в) около полудня.

Каждое из этих богослужений состоит, в большую часть года, из трех служб. Вечернее богослужение составляют службы: девятый час, вечерня, повечерие; утреннее – службы: полунощница, утреня, первый час; богослужение около полудня составляют службы: третий час, шестой час, литургия. В таком порядке бывают службы кроме воскресных и праздничных дней.

В воскресные же и праздничные дни службы совершаются в несколько ином порядке. Тогда совершается так называемое всенощное бдение. За некоторое время (за час или за два) совершаются девятый час, вечерня, которая называется малою, и повечерие. Позже, вечером (а иногда и ночью), бывает всенощное бдение. Оно состоит из вечерни, называемой великою, утрени и первого часа. Около полудня тогда совершаются: третий час, шестой час и литургия. В Великий пост службы совершаются в несколько ином порядке (что можно видеть в особых таблицах).

Каждая из девяти упомянутых служб (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы – первый, третий, шестой, девятый и литургия) состоит из троякого рода молитвословий, иначе сказать, из троякого рода служб. Во-первых, молитвословия (службы из них) принадлежат ко времени суток – вечеру, утру и так далее. Молитвословия содержат благодарения, прошения, воспоминания, соответствующие тому времени суток, в которое молитвословия произносятся. Так, на вечерне произносятся благодарения за прошедший день, воспоминаются события, совершившиеся вечером – сотворение мира и прочее, на утрени молитвословия содержат прошения о наступающем дне, воспоминают события утра – явление Господа во плоти и прочее.

Молитвословия, принадлежащие к известному времени суток – к вечеру, к утру – бывают на каждой службе неизменны. Так, бывают на каждой вечерне псалмы: «Благослови, душе моя, Господа», «Господи воззвах»; на каждой утрени – великая ектения и т.д. и эти молитвословия называются неизменяемыми.

Во-вторых, в каждой из вышеупомянутых девяти служб (вечерни, повечерии, полунощнице, утрени, часах 1, 3, 6 и 9 и литургии) находятся молитвословия (службы из них), принадлежащие к дням седмицы – воскресению, понедельнику, вторнику и т.д. В молитвословиях одних дней седмицы воспоминаются события, совершившиеся в эти дни седмицы: в день воскресный – воскресение Господа, в пяток – крестная смерть Его. В молитвословиях других дней творится память святых угодников Божиих или приносится молитва за умерших. Молитвословия дней седмицы переменяются с каждым днем седмицы.

В-третьих, в каждой из вышеупомянутых служб (вечерни, повечерии, полунощнице, утрени, часах 1, 3, 6 и 9 и литургии) находятся молитвословия (службы из них), принадлежащие к дням года, к числам месяцев, к дням Великого поста, Пасхи и т.д. в молитвословиях дней года воспоминаются события, бывшие в те дни года, в которые совершается служба, или творится память святых, или содержатся молитвы за усопших. Эти молитвословия переменяются с каждым днем года.

Итак, в одних и тех же девяти службах (вечерни, повечерии и пр.) находятся молитвословия трех родов: во-первых, относящиеся ко времени суток, во-вторых – ко дню седмицы, в-третьих – ко дню года.

По прошествии суток молитвословия (службы из них) опять следуют в прежнем порядке. Повторяющиеся в каждые сутки одни и те же молитвословия составляют собою как бы круг, круг молитвословий суточный. Подобно сему, по прошествии седмицы молитвословия (службы из них), принадлежащие дням седмицы, следуют в прежнем порядке и составляют собою круг седмичный, и по прошествии года молитвословия (службы из них), относящиеся к дням года, следуют в прежнем порядке и составляют собою круг годичный.

Молитвословия кругов суточного, седмичного и годичного находятся в связи между собою. Подобно тому как каждый час суток принадлежит дню седмицы и дню года и каждый день года состоит из дней седмицы и из часов суток, так и в службах круга суточного содержатся службы дней седмичных и службы дней года. Например, на воскресной, как и на всякой, вечерне поется псалом «Господи воззвах», с ним же соединяются из службы седмичной – стихиры воскресные и из службы годичной – стихиры тому угоднику, которому празднуется в тот день, когда совершается служба.

По тому самому, что служба круга суточного соединяется со службами кругов седмичного и годичного и в этих службах – круга седмичного и годичного – бывают службы: а) более и менее торжественные, б) службы покаянные и в) службы за упокой, то и службы круга суточного, согласуясь с молитвословиями кругов седмичного и годового, совершаются приноровительно к службам кругов седмичного и годового и имеют свои видоизменения. Так, вечерня бывает: а) малая, б) вседневная, в) великая; повечерие: а) великое и б) малое; полунощница: а) вседневная, б) субботняя, в) воскресная; утреня: а) не праздничная, б) с великим славословием, в) с полиелеем; часы: а) вседневные, б) великопостные, в) царские, г) пасхальные; литургия: а) св. Иоанна Златоуста, б) св. Василия Великого, в) преждеосвященных Даров.

В каждом виде этих служб находятся свои неизменяемые, постоянные молитвословия. Поэтому неизменяемые молитвословия находятся одни – во всех видах службы, другие – только в одном виде ее. Например, псалом «Господи воззвах» содержится на всех вечернях – на малой, вседневной и великой; великая ектения бывает на всех утренях. Иные же неизменяемые молитвословия бывают только на одном виде известной службы. Например, только на великой вечерне бывает вход и после входа ектения «Помилуй нас, Боже». Пение полиелея бывает на той лишь утрени, на которой положено чтение Евангелия.

Сообразно указанному составу девяти вседневных служб, сами молитвословия изложены в богослужебных книгах. Одни богослужебные книги содержат молитвословия для общественного богослужения, которое совершается повседневно в храме по указанию церковного устава (Типикона), который для всех дней в году назначает службы и молитвословия для них и время совершения их. Другие богослужебные книги заключают в себе молитвословия для частного богослужения (для треб), которое совершается по требованию, нужде одного или нескольких лиц и в такое время, какое указывается большей частью обстоятельствами их жизни. Третьи богослужебные книги содержат молитвословия и чтения для того и другого богослужения.

Для совершения частного богослужения менее, чем для общественного, требуется богослужебных книг. Главная книга для частного богослужения – Требник3, в ней подряд изложено почти все, что произносят на службе иерей, диакон и чтец. Например, при совершении таинств крещения, миропомазания, брака и т.д. по одной и той же книге – Требнику – иерей читает молитвы, диакон произносит ектений, а чтец поет песнопения.

Для общественного богослужения находится более книг, именно: Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Общая, Триодь Постная, Триодь Цветная, Ирмологион, Типикон.

Служебник и Часослов – обе книги заключают в себе чины последования и сами службы общественного богослужения с теми молитвословиями, которые постоянно или чаще других читаются или поются при общественном богослужении круга суточного, в обеих этих книгах заключаются непеременяемые, постоянные молитвы всех служб ежедневного общественного богослужения – вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, литургии и часов.

В Служебнике находятся молитвы, произносимые в сих божественных службах священником и диаконом, а в Часослове – чтецом и певцами.

Молитвословия для круга седмичного, которые переменяются с каждым днем седмицы, молитвословия для круга годичного, которые переменяются с каждым числом месяца, также при Великом посте, в Пасху и после нее, – эти все молитвословия изменяемые находятся в книгах – Октоихе, Минеях, Триодях.

Октоих заключает в себе службы с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней богослужения круга седмичного – для воскресения, понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы и субботы.

Месячная Минея содержит в себе службы с изменяемыми молитвословиями для неподвижных дней богослужения круга годичного, то есть на все 12 месяцев.

Триодь Постная содержит службы с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост.

Цветная Триодь содержит в себе службы с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются неделей (воскресением) Всех святых.

Ирмологион содержит в себе для подвижных и неподвижных дней богослужения те молитвословия, изменяемые и некоторые неизменяемые, которые назначены Православною Церковью для пения (а не для чтения) при богослужении. Содержание Ирмологиона главным образом извлечено из разных богослужебных книг.

Книгу Типикон, или Устав, можно назвать распорядительною книгою. Она содержит указания, в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должны быть возносимы молитвословия, находящиеся в Служебнике, Часослове и особенно в Октоихе, Минеях и Триодях.

Имеются особые книги, которые заключают в себе главным образом чтения из Священного Писания, к сим книгам принадлежат: Евангелие, Апостол, Псалтирь. Эти книги относятся к общественному и частному богослужению.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle