Великий пост




  1. Вели­кий пост – мно­го­днев­ный пост, пред­ше­ству­ю­щий Празд­нику Пасхи, состо­я­щий из поста св. Четы­ре­де­сят­ницы и Страст­ной сед­мицы.
  2. Этот пост назы­ва­ется Вели­ким как ввиду его духов­ной зна­чи­мо­сти, так и по при­чине его про­дол­жи­тель­но­сти.
  3. Вели­кий пост – образ соро­ка­днев­ного поще­ния Иисуса Христа в пустыне перед Его выхо­дом на про­по­вед­ни­че­ское (обще­ствен­ное) слу­же­ние.
  4. Пост – это не само­цель, а сред­ство. Соблю­дая Вели­кий пост, хри­сти­а­нин лучше под­го­тав­ли­ва­ется к Дню Святой Пасхи. По боль­шому же счёту пра­виль­ное соблю­де­ние цер­ков­ных постов вообще спо­соб­ствует духовно-нрав­ствен­ному пре­об­ра­же­нию хри­сти­а­нина, более тес­ному соеди­не­нию с Богом и ближ­ними.
  5. Соблю­де­ние Вели­кого поста (и не только Вели­кого) нельзя сво­дить исклю­чи­тельно к огра­ни­че­ниям в пище. Пост – не диета в баналь­ном пони­ма­нии этого слова. В период Вели­кого поста уместно осо­бенно тща­тельно зани­маться хри­сти­ан­ско-духов­ным дела­нием.
  6. Дни Вели­кого поста суть дни осо­бого сокру­ше­ния о грехах. С этим обсто­я­тель­ством свя­заны и неко­то­рые осо­бен­но­сти вели­ко­пост­ного бого­слу­же­ния: в эти дни по воз­мож­но­сти отла­га­ется тор­же­ствен­ность и весе­лье; реже отвер­за­ются Цар­ские врата; реже слы­шится пение и больше чтение; меньше воз­жи­га­ется све­тиль­ни­ков; звон (кроме суб­бот­них, вос­крес­ных и празд­нич­ных дней) бывает редким и зауныв­ным; полная Литур­гия совер­ша­ется по суб­бот­ним и вос­крес­ным дням, а вместо неё, по средам и пят­ни­цам, Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров.
  7. Постясь, сле­дует пом­нить: тело уби­ва­ется не (разум­ными) огра­ни­че­ни­ями в еде и других удо­воль­ствиях, а изли­ше­ством в них (обжор­ством, пьян­ством и пр.). Что каса­ется людей, стра­да­ю­щих забо­ле­ва­ни­ями, тре­бу­ю­щими спе­ци­аль­ного пита­ния, пище­вой рацион для них в пост­ные дни может быть согла­со­ван инди­ви­ду­ально со свя­щен­ни­ком или епи­ско­пом. Кроме того послаб­ле­ния в посте / отмена огра­ни­че­ний на «запре­щен­ные» виды про­дук­тов допу­стимы для мла­ден­цев, бере­мен­ных и кор­мя­щих женщин.
  8. Испо­ве­до­ваться только в Вели­кий Пост – не очень хоро­шая тра­ди­ция: о спа­се­нии нужно думать и за пре­де­лами Вели­кого Поста.
  9. Вели­кий пост под­ра­зу­ме­вает не только телес­ное воз­дер­жа­ние, но воз­дер­жа­ние от всего сует­ного, пре­пят­ству­ю­щего реа­ли­за­ции хри­сти­а­ни­ном своего выс­шего при­зва­ния и пред­на­зна­че­ния: от раз­вле­че­ний, излиш­них, вто­ро­сте­пен­ных заня­тий, празд­ных раз­го­во­ров.
  10. Пост и пока­я­ние – это наша жертва Богу (Пс.50:19), а при­но­сить жертву уместно, при­ми­рив­шись / имея мир с ближ­ними, по слову Самого Христа.

***

Вели­кий пост – это время радо­сти, время, когда мы можем ожить, когда мы отря­хи­ваем с себя все, что в нас обвет­шало и омерт­вело, – для того, чтобы обре­сти спо­соб­ность жить, – жить со всей глу­би­ной и интен­сив­но­стью, к кото­рым мы при­званы.
мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний

Струк­тура Вели­кого поста постро­ена так, что каждая неделя поста имеет свой духов­ный смысл, свою духов­ную направ­лен­ность. И чело­век, кото­рый посвя­щает свои время и силы от начала до конца вели­ко­пост­ного пери­ода, он дей­стви­тельно, как по лест­нице духов­ного вос­хож­де­ния шаг сту­пенька за сту­пень­кой при­бли­жа­ется к тайне Пасхи Хри­сто­вой.
про­то­и­е­рей Алек­сий Умин­ский

Пост это всего лишь малень­кое дока­за­тель­ство, про­верка истин­но­сти и силы нашей любви и веры. Хри­сти­ан­ская жизнь немыс­лима без подвига. То есть без того усилия, кото­рое пред­при­ни­мает верный, чтобы изба­виться от грехов и стра­стей для сле­до­ва­ния воле Божьей. В этом усилии зна­чи­тель­ное место зани­мает пост. Он явля­ется одним из самых дей­ствен­ных орудий в духов­ной борьбе.

Истин­ный пост есть воз­дер­жа­ние от вся­кого зла. Постясь телесно, постись и духовно. Да постится УМ от сует­ных помыш­ле­ний, ПАМЯТЬ от зло­пом­не­ния, ВОЛЯ от злого хоте­ния, ЯЗЫК от осуж­де­ния, лжи, празд­ного слова. Без всего этого пост ста­но­вится диетой.
свя­ти­тель Тихон Задон­ский

«Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью» (Тов. 12:8).


Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки