Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Приготовление присутствующих в храме к совершению таинства

После каждения Даров, поставленных на престоле, священнослужители взаимно просят друг у друга молитв о себе перед Богом, чтобы быть достойными совершить великое таинство. И все находящиеся в храме молитвословиями приготовляются к благоговейному присутствию при совершении таинства.

Диакон, став на обычном месте, говорит ектению: «Исполним молитву нашу Господеви». В ней, после сего воззвания, приглашает молиться сперва «о предложенных честных Дарех». Затем верующие заботятся о своей душе, с какою предстать им перед Всесвятым, чтобы жертва, приносимая ими, была благоприятна Богу. Так как без веры невозможно угодить Богу, а вера мертва, если не будет споспешествуема любовию и миром, священник выражает благожелания мира словами «Мир всем». Лик отвечает: «И духови твоему». Диакон взывает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Лик, продолжая речь диакона о Том, Кого исповемы, поет: «Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем», то есть вникнем в церкви Божией в премудрость божественного Символа, изложенного святыми отцами. При этом открывается завеса, и певцы поют исповедание веры: «Верую во единаго Бога Отца». Возглашением «Двери, двери» диакон в древности внушал иподиаконам и вообще придверникам бдительнее стеречь двери, чтобы не взошел кто-либо из недостойных и не присутствовал бы при совершении таинства. Ныне же слова «Двери, двери» имеют отношение к так называемым внутренним дверям, иначе к завесе, которая в это время отверзается. Она изображает отваление камня от гроба, бегство стражи, приставленной ко гробу, а также и то, что таинство спасения нашего, которое было от века утаено, открывается и делается известным всему миру по воскресении Христовом. Словами «Премудростию вонмем» диакон приглашает молящихся отверзть двери ума и сердца, иначе сказать, побуждает быть особенно внимательными к тому, что священнодействиями в алтаре изображается с отъятием завесы и что прежде всего излагается в Символе веры. При пении Символа веры священник берет воздух со Святых Даров, чтобы при совершении евхаристии они не были покрыты им. Взяв же воздух, священник сначала воздвизает и держит его, колебля над Святыми Дарами. Поднятие и колебание воздуха над Дарами изображает землетрясение, бывшее при воскресении Господа. Вместе с тем веяние над Святыми Дарами воздухом, как потом веяние покровцем или рипидою, совершаемое диаконом, составляет охранение Святых Даров от насекомых (которых особенно много на востоке), могущих пасть на Святые Дары.

После пения Символа веры диакон, стоящий вне алтаря, приглашает присутствующих в храме стоять благоговейно, со страхом, и позаботиться о том, чтобы возношение приносить в мире. Он говорит: «Станем добре, станем со страхом, вонмем святое (т.е. Святых Даров) возношение в мире приносити». Лик от лица народа выражает, в чем состоит это возношение: «Милость мира, жертву хваления», т.е. будем приносить возношение Святых Даров, которое в таинстве причащения есть милость Божия, есть благодать, последствие примирения человека с Богом чрез страдание и смерть Христа Спасителя, будем приносить жертву хваления, евхаристию – благодарение, изъявление наших признательных уст (Евр. 13:13–15). Затем священник возглашает: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Лик ответствует: «И со духом твоим».


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle