Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Великая Четыредесятница

В молитвах и песнях Триоди Постной в дни Четыредесятницы так же постоянно представляются нам побуждения к покаянию и пощению, как и в дни приготовительные к посту. Но, вместе с тем, в дни Великого поста в песнях и молитвах Триоди мы слышим вопль кающейся души, горько плачущей о грехах. Самый звон в службах Великого поста, кроме суббот и недель (воскресений) и некоторых праздников, отличается от звона в другое время года: бывает печальнее, реже. На службах седмичных дней Великой Четыредесятницы, кроме суббот и недель (воскресений), полагаются великие поклоны с молитвою «Господи и Владыко живота моего». Литургия полная, т.е. св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, совершается только в дни субботние, воскресные и в день Благовещения. В дни воскресные 1, 2, 3, 4 и 5 седмиц Великой Четыредесятницы всегда совершается литургия св. Василия Великого, хотя бы случился в них праздник Благовещения. В другие же дни или совершается литургия преждеосвященных Даров, или вовсе не бывает литургии, а совершаются так называемые часы, состоящие из служб 3, 6 и 9 часа, чина Изобразительных и вечерни. Повечерие совершается великое на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, кроме повечерия на субботу и на дни, в которые бывают праздники с полиелеем, повечерие оканчивается молитвою «Владыко многомилостиве», с главопреклонением всех на землю. На утрени, кроме суббот и недель (воскресений) и праздников – Благовещения, храмового праздника и праздника с полиелеем (24 февраля, 9 марта): а) вместо «Бог Господь» и тропарей святым поются «Аллилуиа» и троичны гласа; б) стихословятся большей частью по три кафизмы; в) после 50 псалма читается молитва «Спаси, Боже, люди Твоя»; г) канон поется с песнями Св. Писания, иначе сказать, с ним стихословится «Господеви поем»; д) светильны поются троичные гласа; е) великое славословие не поется, а читается; ж) вместо ектении «Помилуй нас, Боже», кроме праздников Благовещения, храма, с полиелеем (24 февраля, 9 марта), произносится «Господи, помилуй», 40 раз; з) после возгласа иерея «Сый благословен», вместо многолетия читается молитва «Небесный Царю» и совершаются великие поклоны. На часах а) стихословится кафизма; б) на 6 часе читается паремия, перед которою и после которой положен: в) прокимен триоди; г) поются тропари: «Заутра услыши глас мой» и подобное, с поклонами. Изобразительные начинаются пением «Блаженны», а не псалмами Изобразительными: 102 и 145. На вечерне, кроме вечера субботы и воскресения: а) читаются паремии, перед коими произносится: б) особый прокимен Триоди; в) после «Отче наш» – тропари «Богородице Дево» и прочие, с поклонами; г) вместо ектении «Помилуй нас, Боже» произносится «Господи, помилуй», 40 раз; д) после возгласа иерея «Сый благословен», вместо многолетия читается «Небесный Царю»; е) после поклонов – Трисвятое, «Отче наш», «Господи, помилуй», 12 раз и т.д. Пост первой седмицы Великой Четыредесятницы как бывает строже других седмиц по отношению к пище, так и в богослужении имеет менее других седмиц торжественного, праздничного, в первые четыре дня первой седмицы Великого поста на повечерии читается великий канон св. Андрея Критского, а в среду и четверг канон и Марии Египетской. В субботу первой недели Великого поста в песнях Триоди предлагается новое подтверждение того, что пост угоден Богу и что постящиеся находятся под особым Божиим покровительством, в эту субботу Церковь совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Она воспоминает, как отступник император Юлиан, зная, что христиане в первую седмицу Великой Четыредесятницы соблюдают строгий пост, приказал окропить идоложертвенной кровью все, что продается на торжищах, чтобы ядущие купленное там осквернились. Но св. Феодор Тирон, явясь из другого мира, спас от осквернения христиан: он уведомил епископа Евдоксия о тайном намерении богоотступника и посоветовал в эту первую седмицу Великого поста употребить на трапезе коливо. Служба св. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни, и после вечерни и преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве, полагается петь молебный канон св. Феодору и в конце молебна читать молитву на благословение колива.

В первую неделю (воскресение) Великого поста совершается торжество восстановления почитания святых икон при царице Феодоре, а вместе с тем воспоминается то дивное действие, какое оказали на императора Феофила, гонителя святых икон, но перед смертию раскаявшегося, общественное покаяние, молитва и пост. Будучи совершены по нем в первую седмицу Великого поста, они даровали ему от Господа прощение грехов.

Когда же восторжествовало православие (в 842 г.) над гонителями икон – иконоборцами, тогда пастыри церковные возблагодарили Бога за водворение мира в Церкви, возгласили многолетие верным членам Церкви и вечную память подвижникам православия и осудили заблуждения еретиков, объявили, что их учение неправославно и что Церковь отлучает их от себя (анафематствует), но что они, вместе с тем, молят Бога об обращении их на путь истины, установили все это совершать ежегодно, составили чин Православия, который в кафедральных соборах совершается перед литургией по прочтении часов или перед окончанием литургии.

В субботу второй седмицы Великого поста, подобно тому как потом и в субботы 3 и 4 седмиц, Церковь молится всем святым.

Во вторую неделю (воскресение) Великого поста празднуется память св. Григория Паламы, митрополита Солунскою, жившего в XIV веке, который «православия догматы насадил и веры семя умножил добре и постник явился». Таким образом, в предыдущую первую неделю было совершаемо торжество православия, в эту же вторую неделю ублажается защитник православия, который против еретика Варлаама защищал божественность света, которым Господь сиял на Фаворе.

В третью неделю Великого поста совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, который для постящихся и сокрушающихся служит среди поста как бы «прохлаждением и укреплением», ибо что может более ободрить нас в духовной скорби, как не представление бесконечной любви Господа, который предал Себя крестной смерти, чтобы спасти нас. Крест Господень возбуждает и укрепляет в нас упование, что за нашими скорбями и болезнями последует прославление. Господь, восшедший на крест, прославился и обещал сокрушающимся, страдающим, несущим крест – прославление.

Служба в неделю крестопоклонную имеет ту особенность, что на малой вечерне выносится крест из сосудохранильницы или жертвенника на престол, а на утрени – с престола на средину храма для поклонения, так же, как и 1 августа.

Поклонение же кресту, кроме 3-й недели (воскресения) Великого поста, бывает в седмицу крестопоклонную, в те дни, которые св. Церковь по преимуществу назначает для моления и поста, а именно в понедельник и среду, на 1 часе, и в пятницу, по окончании всех часов. В четвертую неделю (воскресение) Великого поста творится память св. Иоанну Лествичнику. После поклонения кресту Церковь поучительно воспоминает сего святого, который изобразил лествицу добродетелей, украшающих жизнь людей, несущих крест, и сам своей жизнью показал живой пример несения креста и лощения.

На пятой седмице Великого поста, по причине чтения великого канона (в четверток или вторник) и акафиста (в субботу), указано особое распределение чтения кафизм.

В четверток 5-й седмицы читается великий канон св. Андрея Критского и канон в честь св. Марии Египетской, что называется «стоянием Марии Египетской», иногда же – Андреевым стоянием. На утрени положено читать житие Марии Египетской. Каноны эти по частям читаются на повечерии 1-й седмицы Великого поста. Чтением этих канонов при конце св. Четыредесятницы св. Церковь желает поддержать ревность христиан к духовным подвигам. На вечерне накануне чтения великого канона, кроме пяти стихир (поемых на 6) Иосифа Студита, поются по алфавиту 24 стихиры св. Андрея Критского. Стихиры эти, по содержанию, покаянные, умилительные, как и великий канон. Всякая из 24 стихир заканчивается одними и теми же словами: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя» – словами, выражающими сущность содержания их.

В среду вечера и в четверток к утрени и к вечерне положен звон в красные, т.е. звон не великопостный. Повечерие на день канона бывает малое, в самый день чтения канона совершается литургия Преждеосвященных Даров.

В субботу 5-й седмицы совершается последование молебное акафиста Пресвятой Богородицы в воспоминание избавления в этот день, в 626 году, Константинополя от нападения персов и аваров заступлением Божией Матери, икону которой во время осады города обносили по стенам константинопольским. В субботу 5-й седмицы Великого поста акафист читается на утрени раздельно в 4 раза, заменяя седальны, кондаки, икосы Минеи, и в каждый раз читается по три икоса и по три кондака. Так, во-первых, после 16-й кафизмы и малой ектении; во-вторых, после 17-й кафизмы и малой ектении; в-третьих, по 3-й песни канона; в-четвертых, по 6-й песни канона. Каждый отдел начинается и оканчивается пением кондака «Взбранной воеводе», в последнем же отделе, кроме того, перед этим кондаком снова повторяется первый икос «Ангел предстатель». На утрени поется великое славословие.

В пятую неделю (воскресение) поется последование преподобной Марии Египетской.

Пяток шестой седмицы поста есть окончание Четыредесятницы. В оный поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбие».

Прежде шести дней Пасхи, в которую Господь готовился принять крестную смерть, Он совершил в Вифании чудо воскресения Лазаря; оно и воспоминается в субботу перед неделей ваий и седмицею страстей Христовых. Воскресение Лазаря показало божественную силу Христа, прежде Его страданий и смерти уверило людей в воскресении христовом и в общем воскресении всех умерших. На утрени в субботу Лазаря по 2-й кафизме поются тропари воскресные «Ангельский собор удивися»; после сих тропарей полагаются: ектения, седальны, чтение и «Воскресение Христово видевше». В песнопениях субботы Лазаря выражается радостная весть, что все воскреснем, и песни об упокоении души не поются, как пелись в предыдущие субботы. От субботы Лазаря «Честнейшая» не стихословится и в прочие дни до новой недели, т.е. до Фоминой. На утрени в субботу сию, подобно как в день воскресный, поется «Свят Господь Бог» и великое славословие. На литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». На трапезе кроме елея и вина дозволяется икра.

В неделю ваий воспоминается царский вход Господа в Иерусалим для страданий и крестной смерти. Он, приближаясь к горе Елеонской, воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал путь одеждами и древесными ветвями. Перед Господом, как перед царем победителем, народ нес пальмовые ветви и восклицал: «Осанна (спаси, даруй счастие, спасение, Пс. 127:25–26) Сыну Давидову! Благословен Царь, грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» (сущий в вышних, обитающий на небе). Дети это повторяли в самом храме, куда вошел Христос. Вспоминая это событие, св. Церковь видит в нем шествие Господа для принесения Себя в жертву за грехи мира, исполнение пророчества и, воспевая с детьми еврейскими: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне», приносит Ему хвалу как победителю смерти, исповедует, что «Воссевший на жребя носим на Херувимех и певаем от Серафимов».

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к числу дванадесятых праздников. Вся служба в этот день отправляется лишь празднику, кроме недели (воскресения) ваий. Но праздник Входа Господня в Иерусалим не имеет ни предпразднства, ни попразднства. Особенность праздника Входа Господня в Иерусалим составляет освящение на утрени ваий (финиковых, пальмовых ветвей) или, у нас, верб. От сего и праздник Входа Господня в Иерусалим называется неделей (воскресением) ваий, цветоносной неделей и вербным воскресением. Освящение верб бывает на утрени после чтения Евангелия праздника.

Торжественный вход Господа в Иерусалим до того озлобил иудейских архиереев и книжников, что они решились предать смерти Божественного Учителя, и святая Церковь в неделю ваий, на вечерне, приглашает верных от божественного праздника ваий и ветвей стекаться на божественный праздник честному, спасительному таинству страстей Христовых и видеть Господа, приемлющего за нас вольные страдания. Начиная с вечерни недели ваий все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть. В понедельник, вторник, среду и четверток песни возвещают, что «Жених грядет в полунощи», побуждают нас бодрствовать и не предаваться сну греховному, ибо страшно впасть в руки «Бога живаго, Который есть Судия мыслей сердечных».

В понедельник страдания, смерть и прославление Господа представляются в прообразованиях жизни Иосифа, который по зависти братьев был ими брошен в ров, потом продан в Египет, но после властвовал над Египтом. А сонмище иудейское, предавшее Господа на смерть, изображается в образе смоковницы, которую Господь проклял, не найдя на ней плода, и которая иссохла, и через это поучаются верные, что душу человеческую, не приносящую никакого духовного плода, «Господь иссушает клятвою».

Во вторник песни Триоди Постной напоминают притчу о десяти девах, побуждают душу уготовить себя к встрече небесного Жениха, Который вводит в чертог Свой только тех людей, которые имеют брачную одежду, сотканную из добродетелей, вводит тех, кто встретили Его со светильниками веры и добрых дел, кто не скрыли талантов, данных им Господом, а умножили их.

В среду, как бы для обличения сребролюбия Иуды, изображена вечеря у Симона прокаженного. Когда «блудница простре власы Владыце, истощала миро многоценное» и изливала его со слезами на пречистые ноги Господа, тогда Иуда течет к иудеям и глаголет беззаконным, «что ми хощете дати и аз вам предам во еже распяти Его».

В Страстную седмицу (после вечерни недели ваий) облачение бывает в темные одежды. Повечерие великое совершается на вторник и среду, а на прочие дни – повечерие малое. На утрени, кроме субботы, поется «Аллилуиа», а в субботу – «Бог Господь», и в понедельник, вторник, среду, четверток перед пением канона читается Евангелие, хотя и не поется полиелей. После Евангелия читается 50 псалом и в понедельник, вторник, среду – молитва «Спаси, Боже, люди Твоя». Начиная с Великого четверга до пасхальной субботы включительно, эта молитва не читается.

В понедельник, вторник и среду положено на 3, 6 и 9 часах чтение четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, до 14-й главы, до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий», в приходских церквах обыкновенно чтение евангелистов Матфея, Марка и Луки бывает в седмицу, предшествующую Страстной седмице.

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. В Великую среду оканчиваются великие поклоны с молитвою «Господи и Владыко живота моего». На часах перед литургией вместо обычного отпуста священник читает молитву «Владыко многомилостиве» (которая обыкновенно читается на великом повечерии). При чтении молитвы народ преклоняется главами к земле. По окончании молитвы как священник, так и братия (народ) просят друг у друга прощения. Затем бывает три великих поклона на «Буди имя Господне», и упраздняются совершенно в церкви бываемые поклоны великие.

В Великий четверток воспоминается, как Господь смирился нас ради, умыл ноги учеников и преподал страшное таинство Тела и Крови Христовой, как молился в Гефсиманском саду и был предан Иудою.

К особенностям службы Великого четвертка относится, во-первых, то, что на 1 часе полагается прокимен и паремия пророчества Иеремии (11:1«23; 12:1–5:9–15), в которой пророк созерцает враждования старейшин иудейских против Христа, видит Его кротость и незлобие, с какими предает Он Себя в руки беззаконных, и скорбь об них.

Литургия в Великий четверток совершается св. Василия Великого (хотя бы тогда случилось Благовещение), и она отправляется после вечерни. На литургии вместо Херувимской песни, вместо причастна, во время причащения и вместо песни «Да исполнятся уста наша» поется одна и та же песнь: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими». После заамвонной молитвы совершается в кафедральных соборах чин омовения ног. В Великий четверток в Московском Успенском соборе и в Киево-Печерской лавре совершается, в известные годы, освящение мира. Право освящать миро принадлежит епископам.

В Великий пяток воспоминаются святые спасительные страсти Господа нашего Иисуса Христа, нас ради волею претерпевшего оплевания, биения, заушения, досады, посмеяния, пробождения гвоздями, копием и, наконец, смерть на кресте. Ночь на Великую пятницу Устав назначает проводить в слушании Евангелий о страстях Христовых. Богослужение носит название «Последование святых и спасительных страстей Христа Господа нашего Иисуса». На утрени назначается двенадцать чтений Евангелия, как бы в сообразность 12-ти часам ночи. При первом чтении Евангелия ударяют в колокол один раз, при втором – два и так далее; числом ударов возвещается, которое по счету читается Евангелие. По прочтении 12-го Евангелия, после 12-ти ударов бывает тотчас звон. Евангелия расположены по порядку событий, и, несмотря на многое общее между ними, в каждом Евангелии изображаются какие-либо особые черты из страданий Христовых. Чтение Евангелий все слушают с возженными свечами. Перед чтением каждого Евангелия поется «Слава Тебе, Господи». После чтения Евангелия – «Слава долготерпению Твоему, Господи». Перед первым и последним Евангелием обыкновенно бывает каждение храма, начинающееся со средины храма, к чтению Евангелий выходит из алтаря иерей с Евангелием на средину церкви после шестопсалмия и великой ектении, при пении «Аллилуиа» и тропарей. Во время этого пения совершается каждение. Евангелия располагаются между песнопениями утрени. Первый час не соединяется с утренею, а бывает вместе с 3, 6 и 9 часами. Чтобы не нарушить поста, который св. Церковь налагает на верующих в великой скорби, что у ней, как у невесты Христовой, отнят Жених, в Великий пяток не совершается литургия; жертва в этот день принесена на Голгофе. Но если праздник Благовещения случится в Великий пяток, то совершается литургия св. Иоанна Златоуста.

В Великую субботу воспоминается погребение тела Господа нашего Иисуса Христа и сошествие Его во ад. На вечерне в Великий пяток, которая относится к Великой субботе и совершается около того времени, в которое Господь умер на кресте, читаются, во-первых, три паремии, в которых изображается Искупитель мира, затем, во-вторых, читается Апостол о силе и мудрости, явленной в Кресте Господнем (1Кор. 1:8–31; 2:1–3), и читается диаконом Евангелие – из трех евангелистов: Матфея, Луки и Иоанна (Мф. 2:1–38; Лк. 23:39–43; Ин. 19:31–38; Мф. 27:38–61), где описываются страдания Господа, начиная от совета иудеев до смерти Спасителя. Затем, по пении стихир стиховных: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою» или при пении тропаря «Благообразный Иосиф», выносится из алтаря плащаница на средину храма, во изображение снятия со креста тела Господа нашего Иисуса Христа. Вынос плащаницы из алтаря бывает, таким образом, при пении песни: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом», в которой изображается недоумение Иосифа и Никодима, как они погребут Господа, какою ризою обовьют. Священник, изображая Иосифа Аримафейского, благоухает плащаницу, лежащую на престоле, обходя ее трижды с кадилом. После «Отче наш», при пении тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове покрыв, положи», священнослужители самыми священнодействиями изображают то, что поется в тропаре; они подъемлют на главы плащаницу и, в предшествии диаконов с фимиамом кадильным, переносят ее северными дверьми из алтаря на средину храма. Предстоятель из священников, в полном облачении, несет под плащаницею Евангелие, изображая тем, что Тот, Кто во гробе полагается и обвит плащаницею, есть Слово от начала (Ин. 1:1). По принесении плащаницы на средину храма, после пения «Благообразный Иосиф», поется песнь на «Слава и ныне»: «Мироносицам женам». Она есть как бы продолжение тропаря «Благообразный Иосиф». После пения сих тропарей произносится поучение, приличное дню.

На утрени в Великую субботу, после шестопсалмия, «Бог Господь» и тропарей, поется 17 кафизма: «Блаженни непорочнии». За каждым стихом кафизмы (припевом) поются или читаются краткие песнопения, называемые «Похвалами». Похвалы содержат прославление Господа умершего и погребенного. При пении «Непорочны» с «Похвалами» священнослужители обыкновенно, выйдя царскими дверями из алтаря, стоят около плащаницы. Они и народ стоят с возженными свечами, как при погребении. При пении «Непорочны» бывает каждение на каждой статии. Затем обыкновенно бывает каждение и при пении «Ангельский собор». После пения великого славословия, при пении «Трисвятого надгробного» (т.е. протяжно петого), при перезвоне во все колокола выходит настоятель в полном облачении с Евангелием под плащаницею, поддерживаемою священниками, и при каждении диаконов. Несению плащаницы предшествуют идущие со свечами и с двумя лампадами, хоругвями и, обыкновенно, обходят с плащаницею около храма. Настоятель приходит с плащаницею пред святые двери и возглашает: «Премудрость, прости», и поется тотчас тропарь «Благообразный Иосиф». По совершении священнодействия, изображающего погребение Господа, после пения тропаря «Благообразный Иосиф», церковные песнопения вселяют надежду на воскресение – читается тропарь паремии и произносится прокимен: «Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене Твоего ради». Затем читается паремия, в которой рассказывается видение пророка Иезекииля о сухих костях, оживших среди поля (Иез. 37:1–10). За чтением паремии следует чтение Апостола (1Кор. 5:6–8), в котором говорится, что Господь есть наша Пасха, заклан за всех нас (1Кор. 5:6–8), что Христос искупил нас от клятвы законныя (Гал. 3:13–14). После Апостола иерей читает Евангелие (Мф. 27:62:66), в котором повествуется о запечатании гроба Господня печатню и приставлении к нему стражи. Затем произносятся две ектении – сугубая и просительная, в том порядке, в каком всегда бывают на утрени после пения великого славословия. Но сугубая ектения, следующая после великого славословия и пения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», всегда начинается прошением «Помилуй нас, Боже», в Великую же субботу сугубая ектения произносится не сразу после великого славословия, но после обхода около церкви с плащаницею, после чтения паремии, Апостола, Евангелия; и она начинается точно так, как по входе на вечерне и после Евангелия на литургии, прошениями «Рцем вси» и «Господи Вседержителю». После отпуста утрени поется: «приидите ублажим Иосифа приснопамятного, в нощи к Пилату пришедшаго и Живота всех испросившаго: даждь ми сего страннаго, Иже не имеет, где главу подклонити, даждь ми сего страннаго, Его же ученик лукавый на смерть предаде».

В Великую субботу совершается литургия св. Василия Великого и бывает после вечерни. А так как вечерня относится к следующему дню, то на ней с песнопениями Великой субботы соединяются торжественные песнопения воскресные (4 стихиры на «Господи воззвах» 1-го гласа Октоиха). После «Свете тихий» читается (за плащаницею) 15 паремий. В них содержатся пророчества и прообразования о спасении людей, которое соделал Господь. По прочтении чтецом стихов 6-й паремии, о чудесном переходе евреев чрез Чермное море, певцы поют слова песни: «Славно бо прославися». Чтение паремий заключается пением песни трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки». Эта песнь поется по прочтении каждого стиха 15-й паремии. На литургии вместо «Трисвятого» поется стих «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», напоминающий об обычае крестить оглашенных в Великую субботу. Апостол, читаемый (за плащаницею) на литургии в Великую субботу, начинается также словами: «Елицы крестихомся во Христа Иисуса» (Рим. 6:6–11). После Апостола, вместо пения «Аллилуиа», поется псалом: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Во время сего пения в алтаре иереи и диаконы переоблачаются из черных одежд в белые или в облачение воскресное. Обыкновенно в это же время снимаются темные одежды с жертвенника, с престола и аналогия, и, таким образом, ко времени чтения (также читаемого за плащаницею) Евангелия, которое возвещает о воскресении Господнем (Мф., гл. 28, зачало 115), все облачаются в светлые одежды. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча». Как чтец читает паремии на средине храма за плащаницею, так там же и диакон произносит ектении. Малый вход – с Евангелием и великий – с Дарами бывают около плащаницы. Также и заамвонную молитву священник читает за плащаницею.

После литургии бывает благословение хлебов и вина, которыми в древности подкрепляли себя для слушания чтения книги Деяний апостольских и затем – на бдение нощное. По окончании полунощницы или во время ее, обыкновенно, все священнослужители в облачении безмолвно переносят плащаницу со средины храма в алтарь царскими вратами, окадив ее как перед несением, так и по положении ее на престоле, и затем царские двери затворяются до начала утрени. Обыкновенно певчие во время несения плащаницы поют тропарь, положенный на полунощнице того дня, после «Отче наш»: «Егда снизшел еси к смерти» (тропарь воскресный 2-го гласа). На престоле плащаница лежит до отдания праздника Пасхи, во изображение сорокадневного пребывания Господа на земле.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle