Мешают ли догматы свободе?




    1. Зна­чи­тель­ная часть людей, заяв­ля­ю­щих о том, что дог­маты мешают сво­боде, не может назвать ни одного хри­сти­ан­ского дог­мата.
    2. Зна­чи­тель­ная часть людей, заяв­ля­ю­щих о том, что дог­маты мешают сво­боде, затруд­ня­ется внятно объ­яс­нить, как именно хри­сти­ан­ские дог­маты мешают сво­боде.
    3. Нецер­ков­ные люди зача­стую пони­мают дог­ма­тизм как своего рода шоры, узы, цепи, ярмо, зака­ба­ля­ю­щие чело­века; как отказ думать, отказ при­ни­мать уча­стие в рас­смот­ре­нии чего-либо важ­ного в рели­ги­оз­ном отно­ше­нии. Но! Дог­ма­тизм такого рода никак не связан с Пра­во­сла­вием.
    4. Не стоит бояться основ­ных опре­де­ля­ю­щих поло­же­ний в бого­сло­вии, назы­ва­ю­щихся дог­ма­тами, так как пре­сле­ду­ю­щее их нега­тив­ное вос­при­я­тие оши­бочно (мы же не боимся аксиом в гео­мет­рии или посту­ла­тов в физике).
    5. В дог­ма­тах содер­жатся основ­ные знания о Боге, сотво­рен­ном Им мире, и самом чело­веке. Эти знания истинны, так как открыты чело­веку Истин­ным Богом.
    6. Дог­маты, наряду с исти­нами хри­сти­ан­ского нра­во­уче­ния, дают нам пра­виль­ное пред­став­ле­ние об основ­ных Божьих тре­бо­ва­ниях к своим созда­ниям.
    7. Дог­ма­ти­че­ские опре­де­ле­ния, при­ня­тые на Все­лен­ских Собо­рах, не созда­вали какую-то новую веру, но обле­кали изна­чально хра­ни­мые Цер­ко­вью веро­учи­тель­ные истины в четкие фор­му­ли­ровки, кото­рые должны были защи­тить (и защи­щают) ее от иска­же­ний.
    8. Важ­ней­шие дог­маты при­ве­дены в Сим­воле веры, кото­рый поется за каждой Литур­гией и каждое утро чита­ется хри­сти­а­нами.
    9. «Дедог­ма­ти­за­ция» хри­сти­ан­ства, све­де­ние Иисуса Христа к учи­телю доб­роты и нрав­ствен­но­сти, муд­рецу напо­до­бие Лао-цзы, рав­но­сильно отказу от истин­ного спа­си­тель­ного пути, пути жизни, откры­того через Гос­пода Иисуса Христа, кото­рый есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14:6).  
    10. Дог­маты, служа объ­ек­тив­ным осно­ва­нием учения о Спа­се­нии, напо­ми­нают нам о смысле и цели сле­до­ва­ния Хри­сто­вым запо­ве­дям, служат жиз­ненно важ­ными ори­ен­ти­рами на пути к Цар­ству святых.
    11. При отступ­ле­нии от дог­ма­тов Пра­во­слав­ной Церкви любой чело­век, любое сооб­ще­ство начи­нают иначе тол­ко­вать духов­ные законы, теряют ясность в рас­по­зна­ва­нии насто­я­щей, под­лин­ной любви и других хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей.
    12. Оши­бочно думать, что дог­маты не имеют отно­ше­ния к нашей повсе­днев­ной жизни: без них мораль и нрав­ствен­ность поте­ряют почву подобно тому, как теряют опору юри­ди­че­ские законы в случае попра­ния кон­сти­ту­ции.

    ***

    До́гматы это то, что в науке назы­вают “акси­омы”.
    Догмат ни в коем случае не новое откро­ве­ние. Догмат — это только сви­де­тель­ство. Весь смысл дог­ма­ти­че­ского опре­де­ле­ния сво­дится к сви­де­тель­ство­ва­нию непре­хо­дя­щей истины, кото­рая была явлена в Откро­ве­нии и сохра­ни­лась от начала.
    про­то­и­е­рей Геор­гий Фло­ров­ский

    По спра­вед­ли­вому заме­ча­нию зна­ме­ни­того исто­рика Церкви Кар­та­шева А.В., догмат – это некий вер­сто­вой столб, про­ве­рен­ный мно­го­ве­ко­вым опытом и ука­зы­ва­ю­щий верное направ­ле­ние дороги, однако откло­не­ние от него чре­вато спол­за­нием в первое же попав­ше­еся болото…

    То, что мы сего­дня назы­ваем дог­ма­том, воз­ни­кает лишь в тот момент, когда истина Церкви под­вер­га­ется опас­но­сти со сто­роны ереси. Слово “ересь” озна­чает выбор, пред­по­чте­ние какой-либо одной части истины в ущерб целому, в ущерб истине… Еретик воз­во­дит в абсо­лют одну из граней цель­ного опыта Церкви, таким обра­зом неиз­бежно пре­вра­щая его в нечто одно­сто­рон­нее и огра­ни­чен­ное. Цер­ковь отве­чает на ере­ти­че­скую угрозу тем, что уста­нав­ли­вает пре­делы истины, то есть опре­де­ляет гра­ницы живого рели­ги­оз­ного опыта. Зна­ме­на­тельно, что первым наиме­но­ва­нием дог­мата было гре­че­ское слово horos – предел, гра­ница (лат. terminus).
    Хри­стос Янарас

    Дог­маты, вообще вся цер­ков­ная дис­ци­плина, – это вектор, ука­зы­ва­ю­щий направ­ле­ние прак­ти­че­ской духов­ной жизни чело­века. Только орга­ни­зуя верную духов­ную жизнь, чело­век станет спо­соб­ным хотя бы при­кос­нуться к Тайнам Божиим.
    проф. А.И. Осипов

    См. также: Деяния Все­лен­ских Собо­ров, Кате­хи­зисы, Символ веры

    «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).


    Размер шрифта: A- 15 A+
    Цвет темы:
    Цвет полей:
    Шрифт: A T G
    Текст:
    Боковая панель:
    Сбросить настройки