Руководство к изучению богослужения православной Церкви
Рукоположение во епископа
За день или за несколько дней перед посвящением архиерея совершается наречение его в Святейшем Правительствующем Синоде. Обер-секретарь объявляет избранному указ об его избрании. Затем члены Св. Синода, без участия певчих, совершают краткое молебное пение. Митрополит произносит возгласы и говорит ектению, прочие члены Св. Синода поют. После молебна избранный произносит речь. Затем певчие поют многолетие Его Императорскому Величеству, Благочестивейшему Государю Императору, Святейшему правительствующему Синоду и нареченному. По окончании многолетия первенствующий архиерей (митрополит) благословляет нареченного крестом и святою водою.
Рукоположение во епископа совершается собором епископов, по крайней мере трех и не менее двух.
На день посвящения архиерея «к всенощному бдению бывает благовест по Уставу, а на 9-й песни благовестят в большой колокол», обыкновенно медленно, раз 12. А в день самого посвящения к литургии бывает благовест во все колокола, обыкновенно подобно тому, как бывает благовест к водосвятию.
В день посвящения архиерея, перед литургией, собравшиеся архиереи в облачении выходят на средину храма в сопровождении архимандритов, игуменов, протоиереев, иереев. Затем протопресвитер и диакон идут в алтарь, берут в алтаре посвящаемого, одетого во всю священную одежду. Он делает у престола два поясных поклона и один земной, потом кланяется иерархам в царских дверях. Сойдя с солеи, они ведут его на орлец (ковер с изображением большого орла), разостланный перед амвоном архиерейским, и приводят до нижнего края орла. Здесь он поклоняется трижды, и после возглашения протодиакона: «Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротонисатися во епископа богоспасаемых градов (таких-то)», первенствующий архиерей вопрошает: «Чесо ради пришел еси, и от нашея мерности чесого просиши?» Хиротонисуемый отвечает: «Хиротонию архиерейския благодати, Преосвященнейшие», и на вопрос архиерея: «и како веруеши»? – читает громким голосом Символ веры , держа в руках написание православной веры. По прочтении Символа веры первенствующий архиерей, благословляя его крестовидно, говорит ему: «Благодать Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа да будет с тобою». Затем приводится избранный на средину орла и на вопрос: «Яви нам еще пространнее, како исповедуеши о свойствах трех ипостасей непостижимаго Божества»? – читает изложение веры о ипостасях Триединого Бога. Архиерей, благословляя хиротонисуемого крестовидно, говорит: «Благодать Святаго Духа да будет с тобою просвящающая и укрепляющая и вразумляющая тя во вся дни жизни твоя». Затем, при прежнем провозглашении протодиакона, посвящаемый приводится на главу орла и на вопрос: «Яви нам и еще пространнее, како исповедуеши яже о вочеловечении ипостасного Сына и Слова Божия, и како содержиши каноны святых апостол и святых отец, и предания и установления церковныя»? – читает изложение веры о воплощении Сына Божия по учению православной Церкви. Затем дает обещание соблюдать каноны свв. апостол, 7-ми вселенских и 9-ти поместных соборов. Произносит присягу общую государственную о верноподданническом, нелицемерном служении престолу и повиновении власти самодержавной и всем исходящим от нее узаконениям. Наконец, произносит особую присягу для духовных властей об исполнении своих обязанностей по чувству совести и в страхе Божием. Когда митрополит это обещание, подписанное рукою самого посвящаемого архиерея, примет от архиерея, тогда митрополит благословляет его, произнося: «Благодать Святаго Духа, чрез мою мерность, производит тя, боголюбезнейшего архимандрита или иеромонаха (имя рек), избраннаго епископа богоспасаемых градов (таких-то)». Затем рукополагаемый поклоняется архиереям трижды. Протодиакон приводит его к архиереям, и он целует их руки; затем отводят его на орел, и он становится между протоиереем и протодиаконом, обратясь на восток. Протодиакон произносит многолетие сперва Императору и Царствующему дому, потом Св. Синоду и, наконец, новоизбранному. Он идет в алтарь. Архиереи, архимандриты и иереи, служащие литургию, по чину совершают литургию. В это время большой орлец убирают.
Так как епископ может не только освящать Дары, но и совершать хиротонию над священником и диаконом, то рукоположение во епископа бывает перед чтением Апостола. После входа с Евангелием, когда все архиереи взойдут в алтарь, протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого к царским вратам, и он приемлется от архиерея во святой алтарь пред святую трапезу; здесь, сняв митру, сделав три поклонения перед престолом и приложившись к святой трапезе, встает на оба колена, полагает руки крестообразно и главу на престол. Архиереи возлагают раскрытое Евангелие письменами на главу его и держат Евангелие со всех сторон, как бы руку Самого Господа, Который возвышает хиротонисуемого, но вместе с тем подчиняет закону Евангелия. Первенствующий из архиереев вслух всем возглашает молитву посвящения. Священники после нее поют: «Господи, помилуй», трижды. Потом первенствующий архиерей, при держании архиереями Евангелия на главе посвящаемого, благословляет трижды хиротонисуемого – на главе, и затем архиереи полагают правые руки на главу хиротонисуемого, и первенствующий читает две молитвы. После молитвы, когда снимут с главы хиротонисуемого св. Евангелие, снимают с него крест и фелонь, и подносит ему иподиакон саккос, омофор, крест, панагию, митру. Приняв каждое из этих одеяний, он целует их, подносит к каждому из архиереев, получает благословение, целует руку и облачается. При облачении каждого одеяния возглашается: «Аксиос». По облачении архиереи целуют хиротонисуемого. Новопосвященный архиерей мирствует к Апостолу. Во время чтения Апостола рукоположенный архиерей восседает на престоле среди архиереев. Обыкновенно на великом входе первенствующий архиерей приемлет дискос (от протодиакона), а новопосвященный – потир (от архимандрита), и во время приобщения первенствующий архиерей подает пресвитерам Тело Христово, а новопосвященный – св. чашу. По окончании литургии разоблачаются все архиереи в алтаре и приводят вновь посвященного к первенствующему архиерею, и он возлагает на него с осенением руки – архиерейскую рясу, панагию, мантию (с источниками), камилавку и клобук и дает ему вервицу. Потом архиереи выходят из алтаря и восходят на амвон. Туда протоиерей и протодиакон приводят новопосвященного и там среди народа (паствы) вступает новопосвященный в должность архипастыря; ему вручается, с пастырским поучением от первенствующего архиерея, жезл пастырский. На амвоне новопосвященный, взяв в левую руку посох, благословляет народ обеими руками на восток, запад, север и юг.