Руководство к изучению богослужения православной Церкви

Источник

Чтение Евангелия и Псалтири

Над умершим архиереем и священником читается Евангелие. Над умершим мирянином и монахом читается Псалтирь. Это чтение утешает сетующих об усопшем и обращает их к молитве о нем Богу. Так как чтение Псалтири по умершему назначается преимущественно для молитвы за него, то оно прерывается поминовением усопшего, с особенным молитвенным обращением к Богу, с произношением самого имени покойного.

По умершему совершаются панихиды, литии, отпевание и затем бывает погребение.

Панихида, греческое слово, означает всенощную службу. Панихидою называется моление об умерших потому, что оно по своему составу подобно утрени, части всенощного бдения, а в древней Церкви во время гонений бдение совершалось ночью.

Панихиды, кроме того, что поются над умершим еще не погребенным, потом бывают в 3, 9, 40 день после смерти усопшего. Также поминают умерших в дни их рождений, тезоименитств и смерти.

Литией называется сокращенная панихида. На литии, после начального возгласа священника, читается «Трисвятое», «Отче наш» и поются тропари «Со духи праведных скончавшихся», потом произносится ектения об усопших «Помилуй нас, Боже», молитва иерея «Боже духов» и бывает отпуст, после коего провозглашается «Вечная память» как праведнику (Пс. и 1:6); в память вечную будет праведник, и память праведного с похвалами (Притч. 10:7).

Лития совершается перед выносом тела из дома для отпевания и погребения.

Во время выноса тела мирянами поется «Святый Боже».

Чин отпевания и погребения по своему составу подобен панихиде или утрени и состоит из трех частей: во-первых, из чтения псалмов: 90-го – «Живый в помощи Вышняго» и 118-го – «Блажени непорочнии»; во-вторых, из пения канона, стихир, Блажен, чтения Апостола и Евангелия и ектении; в-третьих, из стихир при последнем целовании, отпуста, пения при несении тела умершего к могиле и литии на ней.

После отпевания несут умершего к могиле при пении «Святый Боже». В могиле усопший обыкновенно полагается лицом к востоку, с тою мыслью, с какою и молимся на восток в ожидании наступления утра вечности или второго пришествия христова и в знак того, что умерший идет от запада жизни к востоку вечности. При опущении тела умершего в могилу совершается лития за усопшего.


Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви / Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с.

Комментарии для сайта Cackle