равноапостольный Константин Великий

Послание к никодимийцам против Евсевия и Феогниса1

Константин Август – кафолической никомидийской Церкви.

Вы все, возлюбленные братия, по благодати Господа Бога, Спасителя нашего Христа, хорошо знаете, что есть Отец и Сын. Отец безначален, бесконечен, Отец настоящего века. Христос же Сын Божий, Творец всего, виновник нашего бессмертия, родился, как учит исповедуемая нами вера, принял тело с тем, чтобы явить свою силу и уничтожить грех, происшедший от диавола, избавить род человеческий от погибели, неведению дать новое учение веры, очистить недостойные мысли ума, укротить ярость смерти и возвестить людям надежду бессмертия. При всех сих благах я особенно радуюсь обновлению вселенной. Поистине удивительно, что столько народов, о которых прежде говорили, как о неведущих Бога, приведены к единомыслию и согласию в вере. Но каким образом народы будут познавать то, что мы сделали предметом любопрения? Понимаете конечно, возлюбленные братия, что я обвиняю нас самих. Мы христиане и разногласим увлекаемые жалкою страстию. Такова ли самая вера наша? Таково ли учение святейшего закона? Откуда ж выродилось настоящее зло? Кто научил этому столь незлобивый народ? Не другой кто, как союзник тиранской жестокости Евсевий; ибо можно видеть из многого, что он всегда был на стороне тиранна2: об этом свидетельствует убиение епископов, – и епископов истинных; об этом же вопиет громкое и жесточайшее гонение на христиан. Я уже не говорю теперь о нанесенных мне лично оскорблениях, чрез которые скопища противников имели весьма много успехов. Он даже подсылал ко мне соглядатаев и подавал тирану чуть не вооруженную помощь. Да не подумает кто либо, будто я не могу доказать этого. Верное доказательство – то, что мною, как известно, явно схвачены были преданные Евсевию пресвитеры и диаконы. Но я оставлю это; не негодование движет моими устами, а желание пристыдить их. Того только боюсь, о том только беспокоюсь, что они и вас, вижу, сделали участниками в преступлении; ибо чрез наставление и превратное учение Евсевия ваши мысли стали чуждыми истины.

Впрочем, вы не замедлите исцелиться, если, приняв ныне епископа верного и неукоризненного, будете взирать на Бога. Теперь это в вашей власти, да и прежде должно было бы зависеть от вашего суда, если бы вышеупомянутый Евсевий, при содействии людей, в то время сильных, не пришел сюда и бесстыдно не расстроил надлежащего порядка. Но так как об этом Евсевие нужно поговорить с вашею любовию, то ваше незлобие пусть припомнит себе бывший в городе Никее собор, на котором я и сам присутствовал, не имея в мысли ничего другого кроме желания привести всех к согласию, прежде же всего обличить и отстранить зло, получившее начало от безумия Ария александрийского и усиленное нелепою и пагубною ревностию Евсевия. Этот самый Евсевий, возлюбленнейшие, с каким, думаете, усилием, – быв побеждаем собственною совестью, – и с каким бесстыдством, защищал отовсюду опровергнутую ложь! То подсылал он ко мне различных ходатаев за себя, то сам просил какого-либо с моей стороны содействия, чтобы ему, обличаемому в столь важном преступлении, не лишиться своей чести. В этом свидетельствуюсь самим Богом, который милостив ко мне и к вам. А что Евсевий обошел и низко обманул даже меня, вы сейчас узнаете.

Тогда все сделалось по его желанию, хотя в душе своей таил он всякого рода зло. Не говоря о других бесчестных его поступках, прошу вас выслушать особенно то, что сделал он вместе с сообщником своего безумия, Феогнисом. Я приказал выслать сюда из Александрии некоторых, отпавших от нашей веры; потому что чрез их происки разгоралось пламя вражды. Но упомянутые честные епископы, по милости собора однажды пощаженные в видах покаяния, не только приняли их и дали им у себя безопасный приют, но и стали разделять с ними злые их намерения. Посему с этими неблагодарными я определил поступить так: приказал взять их и сослать в самые отдаленные места. Теперь ваше дело обратиться к Богу с тою верою, в которой, как известно, вы всегда жили, и по этой вере живя правильно, поступать так, чтобы мы радовались имея епископов неукоризненных, православных и человеколюбивых. А кто осмелится вспоминать о тех губителях, или неосмотрительно хвалить их, тот в своей дерзости немедленно будет обуздан властию служителя Божия, то есть моею. Бог да сохранит вас, братия возлюбленные!

* * *

1

Феодор. Церк. ист. 1, 20.

2

Ликиния.


Источник: Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Том первый. - Издание третье. - Казань: Центральная Типография, 1910. - С. 88-90.

Вам может быть интересно:

1. Послание ко всем епископам и народам равноапостольный Константин Великий

2. Совет собору православному против еврея Исаака волхва и обманщика преподобный Максим Грек

3. Слово на Эфесском Вселенском Соборе святитель Прокл, патриарх Константинопольский

4. Почему не созывается Всероссийский Церковный Собор? Евстафий Николаевич Воронец

5. Открытие всероссийского церковного собора священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

6. Приветствие Всероссийскому Поместному собору от Временного Правительства профессор Антон Владимирович Карташёв

7. О соборности Церкви в связи с вопросом о восстановлении всероссийского патриаршества протопресвитер Евгений Аквилонов

8. Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора святитель Кирилл Александрийский

9. Послание Киприану Карфагенскому святитель Корнелий, папа Римский

10. Слово о первозданном святитель Кирилл II, митрополит Ростовский

Комментарии для сайта Cackle