Первый канон на Успение

Источник

См. также оригинальный текст канона параллельно на греческом, славянском и русском языках: Первый канон на Успение (св. Козьмы Маюмского) проф. Е.И. Ловягин

Песнь 1. – Ирмос

Изукрашенная божественною славою священная и благознаменитая память Твоя, Дева, всех верных собрала к веселию, чтобы при начатии Мариами с ликами и тимпанами воспевать Твоему Единородному: ибо Он торжественно прославился.

Тропари

Лик невещественных Небожителей окружал в Сионе божественное тело Твоё; и сонм Апостолов, внезапно стёкшись от пределов (вселенной), тогда же предстал Тебе, Богородица: с ними и мы, чистая Дева, прославляем честну́ю память твою (Пс.111:6).

Почести победы над природою стяжала Ты, Чистая, родивши Бога; но подражая Своему Творцу и Сыну, Ты подчиняешься законам природы сверхъестественно; посему и умерши восстаёшь, чтобы жить вечно с Сыном (Деян.2:27).

Песнь 3. – Ирмос

Всезиждущая и всесохраняющая Божия премудрость и сила, Христе, утверди Церковь непоколебимо и неподвижно, ибо Ты един свят, во святых почивающий (Ис.57:15).

Тропари

Славные Апостолы, видя в Тебе, Всенепорочная, жену смертную, но и Матерь Божию сверхъестественно, трепетными руками касались (Тебя) сияющей славою, взирая (на Тебя), как на вместившую Бога скинию (Иез.43:2).

Злодейственные руки дерзкого не умедлило поразить отсечением правосудие Бога, оградившего божественною славою честь одушевлённого кивота, в котором Слово сделалось плотью (2Цар.6:7, Ин.1:14).

Песнь 4. – Ирмос

Изречения и гадания пророков предъявили воплощение Твоё от Девы, Христе: свет сияния Твоего, (говорили они), придёт для просвещения язычников, и бездна, с веселием воскликнет Тебе: слава силе Твоей, Человеколюбче (Ис.7:14, Авв.3:4:10).

Тропари

Взирайте, народы, и дивитесь: святая и преславная гора Божия вземлется выше Небесных обителей, земное небо вселяется на земле Небесной и Нетленной (Ис.2:2, Мих.4:1).

Смерть Твоя, Чистая, была переходом к жизни вечной и лучшей; из кратковременной она переселила Тебя, Пречистая, к (жизни) истинно-божественной и бесконечной, чтобы в радости созерцать Тебе Твоего Сына и Господа (Евр.10:34).

Небесные двери возвысились и Ангелы воспели, и Христос принял девственное сокровище Своей Матери; Херувимы преклонились пред Тобою с веселием и Серафимы прославляют (Тебя) с радостью (Пс.23:7).

Песнь 5. – Ирмос

Божественную и неизреченную красоту совершенств Твоих, Христе, я исповедаю: ибо Ты, воссиявший от вечной Славы, (как) совечное и ипостасное сияние, воплотившись от девственного чрева, воссиял (как) солнце находившимся во тьме и тени (Ис.9:2, Евр.1:3).

Тропари

Сонм Апостолов, принесённый как бы облаком, от концов (вселенной) собрался к Сиону послужить Тебе, Дева, лёгкому облаку, из которого всевышний Бог – Солнце правды – воссиял находившимся во тьме и тени (Ис.19:1, Мал.4:2).

Богоприятные языки мужей богословствующих, звучнее труб взывали, возглашая Духом надгробную песнь Богородице: радуйся, нетленный источник живоначального и спасительного для всех воплощения Божия (Лк.1:48–50).

Песнь 6. – Ирмос

Тот огонь (страдания) внутри морского кита., живущего в пучине, в котором оказался пророк Иона, есть предъизображение Твоего тридневного погребения; ибо, оставшись невредимым, как был прежде поглощения, (пророк) взывал: с громкою хвалою принесу жертву Тебе, Господи.

Тропари

Царь и Бог всего показывает на Тебе (дела) сверхъестественные: ибо, как в рождении сохранил Он (Тебя) Девою, так и в гробе тело (Твоё) соблюл нетленным и прославил чрез божественное переселение, воздав Тебе честь, как сын матери (Иез.44:1–4).

Рождество Твоё вселило Тебя, Дева, в Святом Святых, как истинно светлый светильник с огнём невещественным, златую кадильницу с углём божественным, стамну и жезл, скрижаль богописанную, ковчег святой, трапезу Слова жизни (Евр.9:2–4).

Песнь 7. – Ирмос

Божественная любовь, сопротивляясь бесстыдной ярости и огню, огонь орошала, а ярости посмеявалась, вопреки музыкальным орудиям взывая на боговдохновенной словесной и трёхзвучной цевнице праведных посреди пламени: благословен Ты, отцев и наш Боже препрославленный.

Тропари

Моисей во гневе сокрушил богосозданные скрижали, начертанные Божественным Духом, а Владыка его, сохранив матерь (Свою) нетленною, вселил Её ныне в Небесных обителях; ликуя с Нею будем взывать Христу: благословен Ты, отцев и наш Боже препрославленный (Исх.32:19).

Кимвалами чистых уст, стройною свирелью сердца, благозвучною трубою возвышенного ума, в благознаменитый нарочитый день преставления Чистой Девы, будем взывать, ударяя руками дел: благословен Ты, отцев и наш Боже препрославленный (Пс.150:3–5, 50:8).

Соберитесь богомудрые люди: ибо вместилище славы Божией из Сиона переселяется в Небесное жилище, где чистый голос празднующих, голос неизреченного веселья, и в радости взывающих Христу: благословен Ты, отцев и наш Боже препрославленный (Пс.45:5).

Песнь 8. – Ирмос

Пламень пред отроками всемощный Ангел Божий явил орошающим праведных и опаляющим нечестивых, Богородицу же Он сделал живоначальным источником, источающим разрушение для смерти и жизнь для поющих: единого Создателя будем воспевать, избавленные, и превозносить во все веки.

Тропари

Всё множество богословов в Сионе следовало за божественным кивотом святыни, восклицая (такими) словами: куда отходишь Ты ныне, вместилище живаго Бога? Не престань призирать на поющих с верою: единого Создателя будем воспевать, избавленные, и превозносить во все веки (Пс.131:8).

Всенепорочная, отходя как бы с воздетыми руками, руками, носившими Бога во плоти, с дерзновением как матерь говорила Рождённому (Ею): тех, которых Ты усвоил Мне, сохраняй во веки, восклицающих Тебе: единого Создателя будем воспевать, избавленные, и превозносить во все веки (Евр.12:22–24).

Песнь 9. – Ирмос

Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая; в рождении сохраняется девство и со смертию сочетавается жизнь; пребывая по рождении девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё.

Тропари

Изумлялись Ангельские силы, видя своего Владыку в Сионе, принимающего руками Своими душу жены; ибо Он пречисто родившей Его вещал, как подобало сыну: иди, Честнейшая, прославиться вместе с Сыном и Богом (Рим.8:17).

Сонм Апостолов сопровождал вместившее Бога тело Твоё, со страхом взирая (на него) и умилительным голосом взывая: удаляясь в Небесные чертоги к Сыну, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё (Пс.2:8).


Источник: Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках, переведенные на русский язык ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии Евграфом Ловягиным. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1875. - [4], IV, 242 с. / Первый канон на Успение. Св. Космы Маиумского. 93-104 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle