Опыты литургической поэзии

Источник

Содержание

От редакции Слово на Благовещение, когда оно пришлось на неделю Крестопоклонную На кресте В начале Слово на неделю жен мироносиц Альфа и Омега Хвалебная песнь горе Фавор Из сокровищницы Твоих поучений Разговор человека со своей душой в преддверии  

 

От редакции

Стихотворная проповедь (мемра) возникла и развивалась в рамках сирийского богослужения. Изучая сирийские тексты, отец Леонид Грилихес проанализировал структуру и поэтику мемр, а также их ритмические характеристики. Результаты своего исследования он обобщил, составляя стихотворные проповеди на русском языке.

Слово на Благовещение, когда оно пришлось на неделю Крестопоклонную

Мы сегодня празднуем одновременно два праздника: Благовещение и Поклонение Кресту. Одновременно поклоняемся и Божьей Матери, и Кресту Господню. Молитвенно склоняемся перед тайной Божественного воплощения и прославляем крестную смерть Спасителя. Перед нами и вход, и исход, зачатье и смерть. Зрим начало и конец. Слышим: се спасения нашего главизна; и последний вздох Господа: се совершилось.

Господь входит в мир

И исходит из мира.

Господь вселяется в утробу Девы,

Господь нисходит в утробу ада.

Девичьей утробой приходит в мир,

Но не останавливается и Древом нисходит в утробу ада.

Радуйся! – возвещается миру.

Радуйтесь! – слышат обитатели преисподней.

Радуйся, Благодатная, – восклицает Архангел.

Уа, уа, – кричит обезумевшая толпа, – если Ты Сын Божий, сойди со Креста.

О, неизреченное смирение Божьей Матери!

О, неизреченное смирение Божьего Сына!

Как будет Мне сие, – недоумевает Та, – ведь Я мужа не знаю.

Господь пришел к Своему народу, но народ не узнал своего Жениха, – недоумеваем и мы.

Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему.

Отче, прости им: не ведают, что творят.

Склоняется Божья Матерь, и восходит Солнце Правды.

Преклонился Сын Божий, и померкло солнце от часа шестого до часа девятого.

Страшно узреть явление Архангела.

Страшно видеть, как Владыка ангелов является на Кресте.

В шестой месяц послан был Архангел Гавриил от Бога в город Назарет.

Вместе с ангелами прославим Того, Кто из Назарета пришел на Голгофу.

Под Голгофой посреди двух Марий стоит Дева Мария.

На Голгофе посреди двух разбойников повесили на кресте Неповинного.

Ныне сохранившая девство по Рождестве

Стоит и видит, как разрывают одежды Ее Сына.

Ныне разделившая Свою радость с Елисаветою

Стоит и видит, как разыгрывают нешвенный хитон.

Та, Что при колодце слышала: Радуйся,

Ныне, ужасаясь, слышит: жажду.

Та, Что восприняла во чреве от Духа,

Ныне, ужасаясь, видит, как плод Ее чрева испускает дух.

Та, на Которой почил Святой Дух

И сила Вышнего осенила Которую,

Слышит: Или, Или, лама савахфани,

Что значит: Боже Мой, Боже Мой, почему Ты оставил Меня?

Та, Которая отвечала: да будет Мне по слову Твоему,

Стоит рядом с Тем, Кто молился: да будет воля Твоя.

Та, Которой возвещается: Господь с Тобою,

Ныне стоит со Своим Господом.

Аминь.

На кресте

Они вознесли Меня над землей,

И Я не противился им, чтобы сойти в утробу ада.

Они пригвоздили Меня ко кресту,

И Я не противился им, чтобы сковать начальника

преисподней.

Они разорвали Мои одежды,

И Я не противился им, чтобы разорвать путы смерти.

Они бросили жребий о Моем хитоне,

И выпал жребий для ада – смерть.

Были смешаны уксус и желчь и поднесены к Моим устам,

И Я стал как уксус и желчь при устах смерти.

Я отвратил лицо Свое и не желал пить.

Рычит как лев и ищет поглотить Меня смерть, но горек для нее Источник жизни.

Они вложили Мне в ребра жало копья,

И Я извлек жало смерти.

Истекла кровь и вода из Моей плоти,

И истекшее из Умершего стало жизнью для смертных.

Ликует ад, слыша: Боже, почему Ты оставил Меня?

Но оставит свое ликование, когда будет взывать: Сыне Божий, оставь нас.

Ликует ад, слыша: се совершилось.

И не разумеет, что завершается его ликование.

Торжествует победу преисподняя, видя, как Господь

испускает дух,

И не видит, что духом уст Своих Он поднимет пленников преисподней.

Вспомни, ад, как твои чада заглядывали Мне в лицо.

Что же ныне ты не смотришь на Меня?

Вспомни, ад, как они качали своими головами.

Что же ныне, содрогаясь, ты отворачиваешься от Меня?

Твои чада кричали Мне: спаси Себя Сам.

И вот пришла Жизнь, и нет тебе, ад, спасения.

Твои чада кричали Мне: сойди со креста.

А ныне Я кричу твоим чадам: исходите из ада.

Они говорили: по закону нашему Он должен умереть.

И Я умер и исполнил Закон и Пророков.

Они говорили: проклят всяк, висящий на древе,

И Я умер и древом отвел проклятье.

Они говорили: лучше одному человеку умереть за народ.

И Я умер и принес спасение всем народам.

Слава Тебе, Господи, сокрушившему смерть!

В начале

* * *1

В начале книги «В начале»

положил тайнозритель: «В начале …»,

положив тем начало слову

о том, что было в начале.

В начале же было Слово,

и Слово было у Бога,

И – как возгласил тайнозритель –

Слово и было Бог.

Оно было в начале у Бога,

Сотворившего небо и землю

в начале – как начал первый.

и ему отвечает второй:

чрез Него все начало быть,

и ничто не начало быть

без Него, что начало быть.

* * *2

Скажи нам, сын Амрамов, – как во тьме ты узрел бездну вод?

Скажи нам, сын Зеведеев, – как в божественном мраке ты узрел Непостижимую Бездну?

Поведай нам, кротчайший среди живущих на земле3, – как смог ты взором своим окинуть безвидную землю?

Поведай нам, любимейший среди учеников, – как зришь ты

Безвидного Бога в Том, Кто воспринял наш образ и ходил по земле?

Ответь нам, человек неречистый, – как можно разглядеть пустое?

Ответь нам, сын грома, – как можно увидеть

Всенаполняющего?

Ответь, сказавший: Не бей брата своего.

Ответь, слышавший: Возлюби врага своего.

Ответь, сказавший: Кто я?4

Ответь, слышавший: Я свет миру5.

Ответь, кому сказано: Я буду при устах твоих, и научу тебя, что говорить6.

Ответь, который слышал: Дух Отца вашего будет говорить

в вас7.

* * *

Не иначе, как Духом Божиим, Который витал над водами.

Не иначе, как Духом, о Котором засвидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя.

Не иначе, как светом, который является словом: Да будет!

Не иначе, как Словом, Которое является светом,

просвещающим всякого человека, грядущего в мир.

Не иначе, как собеседуя с Богом живым.

Не иначе, как научившись от Того, в Ком была жизнь.

И жизнь есть свет человеков.

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

* * *

И увидел Бог свет, что он хорош, – возглашает первый.

Был свет истинный, который просвещает всякого человека, грядущего в мир, – засвидетельствовал второй.

И разделил Бог между светом и между тьмою, – возглашает первый.

К своим пришел, но свои не приняли его, –

засвидетельствовал второй.

И назвал свет днем, а тьму назвал ночью;

тем же, кто принял Его, дал власть именоваться

чадами Божиими.

И был вечер, и было утро – день один.

Были от плоти и крови, но родились от Бога через

Единородного.

* * *

Ибо Закон дан через Моисея;

Благодать же и истина произошли через Иисуса Христа.

Как засвидетельствовал о сем и написал сие Иоанн,

И знаем, что истинно есть свидетельство его.

Слово на неделю жен мироносиц

Ныне прославим, братья, Марию Магдалину, и Иоанну, и Марию, мать Иакова, и других с ними, которые,

следуя за Господом из Галилеи, дошли до гроба и первые узнали о радости Воскресения.

Прославим сострадание тех, кто хранил молчание, когда со всех сторон доносилось: «Уа, Уа!», «Спаси Себя Сам» и «Сойди со креста».

Прославим благочестие тех, кто оставался в покое по заповеди о субботе, пока иудеи мчались в преторий к Пилату.

Прославим мужество тех, кто, собрав уготованные ароматы, перешагнул через порог дома, в то время как ученики, плотно затворив двери, опасаются покинуть укромные пределы.

Прославим решительность тех, кто в первый же день по

субботе, лишь только поднялось солнце, устремляется к пещере на запад от города – туда, где закатилось Солнце.

Прославим проницательность тех, кто в первый же день по субботе, лишь только светало, устремляется к Тому, Кто в первый день повелел «Да будет свет!», а ныне лежит безгласен.

Прославим неутомимость тех, кто, покинув бессонное ложе, спешит к ложу, где уснул Пробудивший вифанского друга.

Прославим плач тех, кто идет оплакать Единородного,

Сказавшего: «не плачь!» склонившейся над гробом

единственного сына.

Прославим заботу тех, кто спешит, неся в запечатанных сосудах ароматы, к Тому, Чье имя излиянное миро8 и

лучше, чем самое доброе масло9.

Прославим мудрость тех, кто торопится ко гробу, где лежит Умерший, день смерти Которого лучше, чем день

рожденья10.

Прославим безумие тех, кого не смогло остановить недоумение: кто отвалит нам камень от гроба, в котором безумные строители положили отваленный в сторону камень?

Прославим веру тех, кого не обманула смерть Обманувшего смерть.

Но более прочего прославим, братья, любовь тех, кто пришел за Ним из Галилеи.

Тех, чья любовь сильна как смерть11,

Тех, для кого не любить – пребывать во смерти12,

тех, кто любовью побеждает страх13,

Тех, кто возлюбив Родившего, возлюбил и Рожденного от Него14,

А возлюбив Рожденного, не оставил и Умершего,

Ведь только любовь никогда не отпадет15.

От любви разгорелась их вера.

От любви они стали безумными.

Любовью они обрели премудрость.

Любовью пришла к ним заботливость.

любовью рожден их плач.

От любви их неутомимость.

От любви их проницательность.

От любви их решительность.

Любовь облачила их в мужество.

Любовь корень их благочестия.

Любовь научила их состраданию.

Где тот, кому Ты открыл глаза,

почему он не пришел закрыть Твоих глаз?

Где тот, кого Ты очистил от ран проказы,

почему он не пришел помазать Твое израненное тело?

Где тот, кого Ты поднял из гроба,

почему он не пришел положить Тебя во гроб?

Где тот, кому Ты вернул дар речи,

почему он не принес Тебе надгробное рыдание?

Где те, кто приходили к Тебе за исцелением?

Где те, кто приходили к Тебе за очищением?

Где те, кто приходили к Тебе за утешением?

Где те, кто приходили к Тебе за наставлением?

Где сильные?

Где храбрые?

Где мужественные?

Где премудрые?

Где проницательные?

Где благочестивые?

Где те, кто уверяли Тебя в своей верности?

Лишь те, кто на хрупких руках принесли к Нему смирну и алой своей любви, с ароматами подходят ко гробу.

Лишь тем, кто любовью победили страх смерти, первым

возвещается о победе над смертью.

Лишь те, кого любовь вела из Галилеи и за живым, и за мертвым, первые слышат: «Что ищите Живого

с мертвыми».

Лишь те, кто любовью последовали за Ним и, оставив все,

не имели здесь постоянного града16, первые слышат:

«Его нет здесь».

Лишь тем, кто любовью воскресли для жизни, дано услышать: «Он воскрес! Вспомните, как Он говорил вам об этом еще в Галилее».

Альфа и Омега

По исполнении времен в правление кесаря Августа пришел в мир Господь наш,

Который есть, и был, и грядет,

Начало и Конец,

Первый и Последний,

Альфа и Омега.

Явление же Его в мир было так:

Прежде век от Отца рожденный

в Вифлееме от Девы рождается.

Со Отцом и Духом поклоняемый

со ослом и волом полагается.

Печать равнообразная, показующая в Себе Бога Отца,

в Египте от Ирода скрывается.

Чистое излияние славы Отчей

в Иордане Иоанном омывается.

Свет от Света и Бог истинный от Бога истинного

тьмой от тьмы и отцом лжи искушается.

Одесную Отца восседающий

из Назарета в Капернаум переселяется.

И когда переселился Господь в Капернаум, начал Он проповедовать.

и говорил Сын Всевышнего: приблизилось к вам

Царство Небесное.

И говорил Сын Непостижимого: достигло до вас

Царство Небесное.

И говорил Сущий в лоне Отца: посреди вас

Царство Небесное.

И говорил Сотаинник ума Божьего: вам дано знать тайны

Царства Небесного:

Тайну сокровища в поле,

Тайну невода в море,

Тайну закваски в муке,

Тайну семени в земле,

Тайну званных и избранных,

Тайну мудрых и глупых,

Тайну пшеницы и плевел,

Тайну царя,

Тайну купца,

Тайну талантов,

Тайну десяти мин,

Тайну одной потерянной драхмы.

И когда спросил Господь Своих учеников: поняли ли вы все это? – они говорят Ему: Так, Господи!

И сказал о сынах Царства:

многие возлягут в Царстве Небесном.

И сказал о сынах погибели:

не всякий войдет в Царство Небесное.

И сказал о сынах Царства:

блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

И сказал о сынах погибели:

невозможно богатому войти в Царство Небесное.

И сказал о сынах Царства:

придите наследуйте уготованное вам Царство.

И сказал о сынах погибели:

отнимется от вас Царство Божие.

И сказал о сынах Царства:

они воссияют как солнце в Царстве Отца.

И сказал о сынах погибели:

сыны царства извержены будут во тьму.

И сказал о сынах Царства:

буду пить с вами вино новое в Царстве Отца,

а сыны погибели будут взывать:

Отче Аврааме! Пошли Лазаря,

пусть омочит кончик пальца в воде

и прохладит язык наш.

И еще Петру сказал:

тебе дам ключи Царства Небесного.

А иудеям сказал:

горе вам, что затворяете Царство Небесное.

Нам же так говорил Небесный Царь:

прежде всего ищите Царства Небесного.

И всех приходящих к Господу Он наставлял не как фарисеи и книжники, а как власть имущий.

И говорил Судья мира: не суди,

И говорил Царь славы: будь всем слугой.

И говорил от начала Сущий: будь последним.

И говорил Превечный: уподобься детям.

И говорил Превознесенный: не превозносись.

И говорил Владыка всего мира: пойди и раздай все нищим.

И говорил Начальник жизни: погуби душу свою

и положи ее за друзей твоих.

И так взывал, братья, Возлюбленный Отца: возлюби

Господа Бога твоего и ближнего своего как самого себя.

И проходя по еврейским городам и весям, учил

Единородный – о втором рождении,

От Отца Рожденный – о рождающей,

Жених – о жене,

Камень духовный – о воде жизни,

Хлеб с небес – о соли,

Сладчайший – о зерне горчичном,

Лоза виноградная – о семени,

Семя жены – о муже благоразумном,

Благоразумный домоправитель – об управителе неверном,

Судья праведный – о судье неправедном,

Помазанник Божий – о елее для светильников,

Свет миру – о потерянной драхме,

Небесная сокровищница – о сокровище, сокрытом на поле,

Пастырь добрый – об овце заблудшей,

Агнец непорочный – о добром пастыре,

Дверь, распахнутая для овец – о пути узком,

Путь – об упокоении,

Утеха Израиля – о мече,

Нераздельный – о разделении,

Принесший разделение – о любви,

Любовь же – о любви,

И так говорил:

потому узнают все, что вы Мои ученики,

если будете иметь любовь между собой.

А также многие чудеса и знамения совершались руками Господа:

благословил пять хлебов и умножились,

проклял смоковницу и засохла.

Прикоснулась к Нему кровоточивая и иссох источник

крови,

прикоснулся к сухой руке и исцелилась.

И еще исцелил зрячего, но не ходячего,

а ходячему, но не зрячему, даровал зрение.

И еще укрепил расслабленного,

а того, кто, разрывая оковы, носился по пустыне,

усадил у ног своих.

И еще воскресил юношу, лежащего в гробу,

и еще поднял девицу от одра смертного,

И еще очистил десять прокаженных,

И еще исцелил двух слепых в Иерихоне,

И еще претворил воду в вино в Кане Галилейской,

И еще ходил по водам на море Галилейском,

И еще запретил буре и сильным ветрам,

И еще бесам запрещал многократно,

И еще многих недужных и больных приводили к Нему,

и Он исцелял их.

И не чудо ли, братья, что любовь Божия излилась в сердца

наши

Тем, кто сказал: любите друг друга, как и я возлюбил вас.

И распространилась молва о Нем и великое множество народа стекалось к Нему.

И одни выходили из города навстречу Ему,

А другие гнали Его вон из города.

Одни оставляли все и следовали за Ним,

А другие отходили опечаленные.

Одни устраивали в своем доме для Него угощение,

А другие роптали, видя, как Он ест с мытарями и

грешниками.

А Господь наш сказал –

Не здоровые имеют нужду

во враче, но больные!

Одни славили Бога и говорили – чудные дела видели мы

ныне,

А другие говорили: Кто это, Который богохульствует?

Одни говорили: Бог посетил народ Свой,

А другие приходили в бешенство и говорили:

что бы нам сделать с этим Иисусом?

Одни дивились словам благодати, исходящим из уст Его,

А другие исполнялись ярости.

А Господь наш сказал –

Блажен тот, кто не

соблазнится о Мне!

Одни теснили Его,

А другие расступались перед Ним.

Одни целовали Его,

А другие смеялись над Ним.

Одни слышали: прощаются тебе грехи твои,

А другие говорили: Кто это, что и грехи прощает?

А господь наш сказал –

Кто много любит, тому много прощается,

А кому мало прощается, тот мало любит.

Одни уходили очищенные,

А другие говорили: Он оскверняет субботу.

Одни уходили целые и здравые,

А другие говорили: Он разрушает субботу.

Одни уходили прозревшими,

А другие говорили: Он делает то, что не должно делать

в субботу.

А Господь наш сказал –

Сын Человеческий есть

Господин и субботы.

Одни говорили: Он сын Марии,

А другие говорили: Он сын плотника.

Одни говорили: Он Иоанн Креститель,

А другие говорили: Он Илия.

Одни говорили: Он Иеремия,

А другие говорили: Он один из пророков.

А Господь наш сказал Своим ученикам:

А вы за кого Меня почитаете?

И сказал Симон Петр:

Ты Христос, Сын Божий.

И перед самым праздником Пасхи, когда Господь знал, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу,

Царь Сиона на Сион поднимается,

Царь Сиона на Сионе омывает ноги двенадцати.

Лев от колена Иудина с двенадцатью возлежит,

Лев от колена Иудина Иудою предается.

Страж Израиля на ночную стражу выходит,

Страж Израиля под стражей ведется.

Сильный Иакова с сильными поставляется,

Сильный Иакова рабом заушается.

Бог живой не отвечает первосвященнику,

Бог живой Богом живым заклинается.

Бог отцов отцами народа осуждается,

Бог отцов как Сын Отца отвергается.

Слово истинное об истине вопрошается,

Слово истинное по устам ударяется.

Глава мира венцом венчается,

Глава мира по главе ударяется.

Пославший пророков пророком именуется:

Прореки-ка нам, пророк, кто ударил Тебя.

И видел Всевидящий

И того, кто бил,

И того, кто хулил,

И того, кто кричал,

И того, кто наущал,

И того, кто распинал,

И того, кто пригвождал,

И того, кто копьем прободал,

И того, кто уксусом напоял.

И так молился Господь к Своему Отцу: Отче, прости им: не ведают, что творят.

Я же хоть и на кресте умираю, смертью смерть попираю.

Я же хоть и во гробе полагаюсь, сущим во гробах жизнь дарую.

Я же хоть и ароматами умащаюсь, весь мир облагоухаю своим

учением.

Я же хоть и принимаю надгробное пение, весь мир научу

воспевать Тебя.

Я же хоть и повиваюсь смертными пеленами, сброшу на третий день смерть, как пелены, и по прошествии сорока дней взойду

к Тебе, Богу и Отцу.

И так говорил Господь наш на горе елеон, когда оставлял Своих учеников: се, пребуду с вами до скончания века!

Хвалебная песнь горе Фавор

Ныне ликуй, гора Фавор,

Торжествуй, царица долины Изреельской.

Возвысь главу свою, сторожевая башня Иссахара17,

Омойся росою, встречающая первый луч солнца.

Восходит к тебе твой Владыка,

Поднимается к тебе Поднявший тебя над долиною.

Утвердивший основания твои – на главе твоей,

На главе твоей утвердил стопы Свои.

Веселись, веселись, царица гор,

Веселись, ликуй, краса долин,

Лобызавшая стопы своего Владыки

И главою своей коснувшаяся ног Его.

Ликуй, свидетельница древней славы,

И сказавшая: Вот предзнаменование грядущего величия.

Омойся светом, оплот Деворы,

Облекись в сиянье, становище Варака.

Господь, сошедший с Вараком с высот твоих,

Днесь восходит на твою вершину.

Господь, сокрушивший колесницу Сисары,

Вновь являет на тебе Свою силу.

Нарекут тебя: Подножие превечной славы;

И престолом несокрушимой силы назовут тебя.

Будут петь: Ликуй, помост Божественного света,

Веселись, царица, на главе твоей венец сиянья.

Распахнитесь, врата солнца,

В блеске славы и в сиянии великолепия.

Пусть поет подгорная долина,

Где в садах благоухание цветущих яблонь.

На тебе, о крепкая, Крепчайший,

На тебе, высокая, Всевышний.

Сотворивший тебя избрал тебя,

Поставил тебя словно столп Своего величия.

На тебе, о дивная, Предивный,

На тебе, могучая, Всесильный.

Сотворивший тебя избрал тебя,

Поставил тебя, башню для обитания сильных.

Из сокровищницы Твоих поучений

Ныне, о милосердный Господи,

Обнищав добродетелью,

Омрачившись умом

И лишившись слова,

Я, словно вор, похищая слова и образы

Из сокровищницы Твоих поучений,

Приношу Тебе свое покаяние.

Господи, я – пища, лишенная соли;

осоли меня.

Господи, я – соль, лишенная силы;

не оставь меня на попрание.

Господи, я – тесто, в которое хозяйка положила дрожжи,

а оно не поднялось;

избавь меня от закваски фарисейской.

Господи, я – светильник, в котором иссякло масло, и едва тлеет

фитиль его;

не угаси меня.

Господи, я – лампада, источающая дым вместо света, приходит

хозяин и покрывает ее горшком,

чтобы не наполнился дом зловоньем;

поставь меня на высоком месте.

Господи, я – невод Петра, что всю ночь возвращался без рыбы;

повели отойти на глубину.

Господи, я – рыба, попавшая в невод, но отброшенная вновь

в пучину;

не лиши меня Твоего Царства.

Господи, я – смоковница, которая, когда Ты взалкал, не имела

чем напитать Тебя;

не прокляни меня.

Господи, я – смоковница, что, оставаясь бесплодной, напрасно

занимает место в Твоем винограднике;

не посеки меня.

Господи, я – лоза, произрастившая дикий терн;

прости мне мое безумие.

Господи, я – пахарь, озирающийся назад;

возложи мою руку на орало терпения.

Господи, я – семя, что, упав на землю, не умерло;

оживи меня.

Господи, я – семя, что лежит при дороге и, терпит солнечный

зной;

покрой меня.

Господи, я – путник, застигнутый ночью в пути;

озари меня.

Господи, я – путь в Самарию, на который Ты запретил вступать

ученикам Своим;

исправь пути мои.

Господи, я – тот, кто, оставив Иерусалим, отправился в Иерихон;

исцели меня.

Господи, я – город, оставляя который, каждый отрясет прах

от ног своих;

не оставь меня.

Господи, я – богач, сломавший старые житницы, а большие

не построивший;

дай мне время на покаяние.

Господи я – тот, кто, созвав гостей, не запасся вином;

не посрами меня.

Господи, я – башня, что осталась стоять недостроенной на смех

прохожим;

укрепи меня.

Господи, я – врач, ослабевший в болезни;

спаси меня.

Господи, я – крыша, с которой разглашаются тайны;

дай мне слово правое.

Господи, я – «да, нет» и «нет, да»;

избавь меня от лукавого.

Господи, я – привратник, уснувший за дверью;

пробуди меня.

Господи, я – дверь, что и ночью и днем затворена перед другом;

напитай меня хлебом милосердия.

Господи, я – должник, рассвирепевший на должника;

изведи меня из темницы сребролюбия.

Господи, я – драхма, на которую обнищала ее хозяйка;

взыскав, просвети меня.

Господи, я – талант, не обогативший своего хозяина;

во тьму внешнюю не осуди меня.

Господи, я – динарий с начертанием кесаря;

князю мира сего не предай меня.

Господи, я – статир, проглоченный рыбой;

со дна ада извлеки меня.

Господи, я – колодец, пересохший до дна;

водою живой напои меня.

Господи, я – дом, не устоявший перед натиском вод,

на камне веры утверди меня.

Господи, я – оставивший дом отца и вошедший к блудницам;

в покаянии приими меня.

Господи, я – сказавший отцу: «дай мое»;

дай мне разум прийти в себя.

Господи, я – разводное письмо, написанное рукою жестокосердия;

прости меня.

Господи, я – долговое письмо, написанное рукою беззакония;

потерпи на мне.

Господи, я – сокровищница, подкопанная и расхищенная ворами;

сохрани меня.

Господи, я – мехи ветхие и разодранные;

обнови меня.

Господи, я – одежда, истлевшая с заплатой из небеленой ткани;

разорви мои согрешения.

Господи, я – дыра на одежде, сквозь которую открывается нагота;

покрой мои беззакония.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!

Разговор человека со своей душой в преддверии

Святой Пятидесятницы

Ныне в преддверии Святой Пятидесятницы,

Когда Господь на Сионе с шумом сильного ветра

И в видении огненных языков

Излил на Своих учеников Святого Духа,

И ты, о душе моя, облекись силою свыше,

Облекись, единственная моя, Духом Божиим.

Который благ, свят, мудр, светел,

Вездесущ, всеведущ и всемогущ,

Вдохновляет пророков,

Вещает через святых Апостолов,

Поставляет на служение священников,

Поддерживает и укрепляет Божиих избранников.

Ибо был Дух Божий при устах Моисея,

и сломил Моисей ожесточение фараоново.

Исполнил Дух Божий Веселеила,

и преуспел Веселеил во всяком художестве.

Почил Дух Божий на Елдаде и Модаде,

и пророчествовали Елдад и Модад в стане.

Укрепил Дух Божий Иисуса Навина,

и повиновались Иисусу сыны Израилевы.

Объял Дух Божий Гедеона,

и, вострубив трубою, созвал Гедеон племя Авиезерово.

Нашел Дух Божий на Иеффая,

и принес Иеффай обет свой Господу.

Сошел Дух Божий на Самсона,

и растерзал Самсон льва как козленка.

Почил Дух Божий на Давиде,

и был назван Давид сладчайшим певцом Израиля.

Охватил Дух Божий Азарию,

и вышел Азария навстречу Асе.

Облек Дух Божий Захарию,

и стал Захария на возвышении пред народом.

Вразумил Дух Божий Даниила,

и никакая тайна уже не затрудняла его.

И еще положил Господь от Духа Своего на Отроке Своем,

и Он возвестит суд народам.

Почил Дух Господень на отрасли Иессеевой,

и будет Он судить бедного по правде

и духом уст Своих убьет нечестивого.

Так же и ты, о душа моя, уподобься древним,

Вооружись и ты, единственная моя, Духом Божиим.

И, сломив ожесточение страстей,

Увидишь художество добродетелей.

Будешь пророчествовать посреди церкви

И жить в послушании у Господа.

Вострубишь трубою радости

И исполнишь обет твой Господу.

Растерзаешь льва, ищущего растерзать тебя,

Гласом пения псалмов Давидовых.

Встанешь бесстрашно перед царем

И не поколеблешься, когда выйдешь к народу.

С дерзновением приступишь к Тайнам Божиим

И сделаешься отраслью на отрасли Иессеевой.

Тогда оправдаешься на суде Его

И не погибнешь от духа уст Его с нечестивыми.

И сказала мне душа моя,

Так отвечала мне единственная моя.

Дух Святой дышит, где хочет,

Я же лишь Им дышать желала бы.

Потому что Дух Святой придает мне бодрость,

А плоть твоя, о неразлучный мой, не приносит мне пользы.

Голос Духа Божьего слышен,

А откуда Он приходит и куда идет, неизвестно.

Я же, хоть и пребываю всегда с тобой,

Онемела от грехов твоих.

Не мерою дает Бог Духа Своего,

Ты же когда положишь меру грехам своим?

Духом многословия ты лишил меня славословия.

Духом мудрования ты лишил меня мудрости.

Духом дерзости ты лишил меня дерзновения.

Духом возношения ты лишил меня восхождения.

Духом праздности ты лишил меня радости.

Духом пьянства ты лишил меня сладчайшего упоения.

И что скажу еще

О гневе, блуде и коварстве,

Хитрости и лукавстве,

Жадности и воровстве,

Подозрительности и хвастовстве,

Предательстве и божбе,

Злобе, зависти, осуждении,

Невоздержанности в посте.

И сказал я душе своей,

Так обратился я к ближней своей.

Что же делать мне, душа моя,

Как же быть мне, единственная моя?

Научи меня, неотступная моя,

Не молчи, неразлучная моя.

И сказала мне душа моя,

Так отвечала мне единственная моя.

Вспомни, возроптал народ на Моисея и Духа Божьего,

и послал Господь на них ядовитых змей, и те жалили их.

Отступил от Самсона Дух Божий,

и, ослабев, стал как прочие люди, и выкололи глаза ему

филистимляне.

Глумились Офни и Финеес над Духом Божиим,

и, лишившись ковчега завета, пали оба в один день при

Авен-Езере.

Отступил от Саула Дух Божий,

и стал Саул обиталищем злого духа, который возмущал его.

Убегал в Фарсис Иона от Духа Божьего,

и был брошен в море, и три дня находился во чреве китове.

Отошел от Седекии Дух Божий,

и бегал он из комнаты в комнату, чтоб укрыться.

Укрыв деньги, солгали Анания и Сапфира Духу Божьему,

и упали оба у ног Петра бездыханны.

Принес деньги, чтобы купить Духа Божьего, Симон,

и услышал: вижу тебя исполненного горькой желчи.

Но Давид, когда взял Вирсавию и лишился тем Духа Божьего,

принес свое покаяние и так молился ко Господу

с сокрушением сердца:

Духа Твоего Святого не отыми от меня.

Внимай, неразлучный мой, глядя на древних,

Внимай душе своей, и я буду говорить тебе.

Бегай жала ядовитых прилогов

И с глазами поставь завет свой.

Сделай сердце твое ковчегом завета,

Страшным для злого демона.

Не скрывайся от лица Божьего,

Чтобы иметь тебе надежное укрытие.

Уразумей, что все богатство мира –

Лишь цена за горсть горькой желчи.

И вместе с тем, кто сказал:

Куда пойду от Духа Твоего?

Непрестанно взывай ко Господу,

Чтобы не отнял Он Духа Своего.

Его же в третий час пятидесятого дня по Воскресении

И утром десятого дня по Вознесении,

Когда солнце направлялось к зениту,

А ученики собрались в сионской горнице,

Внезапно с шумом сильного ветра,

И в видении огненных языков,

Излил Господь на Своих Апостолов,

И исполнились все Святого Духа.

Который благ, свят, мудр, светел,

Вездесущ, всеведущ и всемогущ,

Вдохновляет пророков,

Вещает через святых Апостолов,

Поставляет на служение священников,

Поддерживает и укрепляет Божиих избранников.

* * *

1

Первая часть строится на первых строках двух библейских книг, начинающихся со слова в начале (Быт 1:1 и Ин 1:1–3). В пяти первых строках мемры пять раз повторяется выражение в начале в значении: 1) в начале книги 2) «в-начале» – это название первой книги (в сирийской традиции книга Бытия называется по первому слову Бришит, то есть в начале), 3) «в начале…» – первое слово Быт, 4) в значении: в начале мироздания, 5) первое слово Ин. Такое употребление характерно для жанра мемры, автор которого не стесняется многократным употреблением одного слова с целью исчерпать все его возможные смыслы.

2

Вторая часть содержит аллюзию на слова земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною (Быт 1:2). Творится мир, который в Библейском повествовании предстает в первую очередь как мир видимый. Это постоянно подчеркивается в Шестодневе словами и увидел Бог. Но начало творения не проницаемо для зрения. В Быт 1:2 пророк (по-еврейски нави, но также роэ и хозэ, что значит ‘видящий, зрячий’ – в мемре употребляется слово тайнозритель) указывает три причины этой непроницаемости: безвидность – то есть отсутствие какой-либо формы или очертания, пустота и тьма.


Источник: Грилихес Леонид, прот. Опыты литургической поэзии // Альфа и Омега. 2002. № 34.

Комментарии для сайта Cackle