иером. Даниил Сычёв

Архимандрит Леонид Кавелин

В день празднования Казанской иконе Божией Матери 22 октября/ 4 ноября, Церковь совершает поминовение архимандрита Леонида (Кавелина; 1822–1891), наместника Троице-Сергиевой Лавры.

«Человек глубоких и чистых убеждений, человек

 призвания, он высоко держал знамя монашества…».

Граф Сергей Дмитриевич Шереметьев

Известный церковный деятель, историк, автор многочисленных исследований по истории монастырей и церквей Центральной России, библиограф, переводчик, архимандрит Леонид (в миру – Лев Александрович Кавелин), происходивший из калужских дворян, по линии матери относится к роду Нахимовых. Его двоюродный брат – известный русский историк, юрист, философ и публицист Константин Дмитриевич Кавелин (1818–1885).

По данным, опубликованным в книге «Подвижники благочестия Оптиной Пустыни 19-начала 20 века», составленной в Введенской Оптиной Пустыни, Лев Кавелин родился 20 февраля 1822 года в селе Спас-Волженском Вяземского уезда Смоленской губернии по месту службы своего отца. Его родители – Мария Михайловна (урожденная Нахимова), двоюродная сестра адмирала Павла Степановича Нахимова и Александр Александрович Кавелин, участник Отечественной войны 1812 года, штаб-ротмистр Гродненского гусарского полка.

По данным приведенным в Метрических книгах Льва Кавелина крестили в храме Спаса Нерукотворенного Образа села Спас-Волженского.

«1822 год. Месяца февраля. Гродненского гусарского полку у штаб-ротмистра Александра Александрова Кавелина з женою ево Мариею Михайловою родился 20 числа законно прижитый сын Лев, крещен 23 числа священником Григорием Овсянниковым, дьячком Василием, пономарем Григорием, а при восприятии ево восприемники были сельца Городка майор Степан Михайлов да подпоручица Екатерина Михайлова дочь Нахимова, да морского флота офицер Андрей Михайлов сын Нахимов с подпоручицею Анною Степановою Воеводскою».

С 1832 года Лев Кавелин учился в Калужской мужской гимназии, затем с 1835 года в Первом Московском Кадетском корпусе, который окончил с отличием в 1840 году. Двенадцать лет он служил в лейб-гвардии Волынском полку в городе Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов).

В 1852 году, выйдя в отставку в чине капитана, Лев Александрович Кавелин поступил на послушание Козельскую Оптину Пустынь. Особое благотворное влияние на его духовное становление оказал святитель Игнатий (Брянчанинов) и известные оптинские старцы. По благословению настоятеля монастыря он составил обозрение древностей Оптиной Пустыни.

В феврале 1855 году послушник Лев Кавелин «приукажен и накрыт рясофором». Пострижен в монашество в сентябре 1857 года с наречением имени Леонид. В том же году 20 октября он рукоположен во иеродиакона, а 29 октября во иеромонаха. Затем иеромонах Леонид назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где при её руководителе епископе Кирилле (Наумове; 1823–1866) прослужил шестнадцать месяцев. В 1859 году по пути в Россию он посетил Святую гору Афон. В 1859–1863 году в сане иеромонаха служил в Оптиной пустыни.

В 1863 году по рекомендации святителя Филарета, митрополита Московского, его назначили на должность начальника Иерусалимской Миссии с возведением в сан архимандрита. В мае 1864 года он прибыл в Иерусалим. Летом 1865 году архимандрит Леонид переведен в Константинополь, где исполнял должность настоятеля церкви при русском посольстве.

С 1869 года – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в Московской епархии. В 1875 году архимандрит Леонид определен на должность благочинного ставропигиальных монастырей.

С 3 июля 1877 года он назначен наместником Троице Сергиевой Лавры и настоятелем Спасо-Вифанского монастыря. Скончался архимандрит Леонид 22 октября 1891 года и погребен в Лавре за алтарем Духовского храма, рядом с наместником Афанасием (1769–1831).

На территории Оптиной Пустыни погребены несколько родственников архимандрита Леонида, в том числе его мать – Мария Михайловна Кавелина. За алтарем Введенского храма восстановлен небольшой гранитный памятник с крестом. На нем выбита надпись:

«Господи, прими дух ея с миром. Под сим памятником погребено тело усопшей о Господе рабы Божией Марии, супруги отставного Ротмистра А.А. Кавелина, рожденной Нахимовой. Родилась в 1798 г., скончалась в 1860 г. Августа 23 дня на 62 году от рождения. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени милостивии, яко тии помилованы будут. Скончалась через несколько минут после приобщения Св. Таин, сидя в креслах с животворящим крестом в руках. Последнии ея слова были: Я чувствую такую радость и сладость, которую не в силах выразить никакими словами». (см. приложение)

В «Памятной записке о скончавшихся и погребенных…» в Оптиной Пустыни сообщалось, что 4 / 17 сентября 1854 года

«пополудни в два часа скончалась в монастырской гостинице госпожа из дворян, девица Ирина Андриановна Кавелина, престарелая, около 90 лет от роду. Покойная прежде жила в собственном имении Козельского уезда, в селе Бурнашеве, в десяти верстах от Оптиной Пустыни. Великое усердие имела к обители сей. Потом продала свое имение Воронцову Андрею Фомичу, внесла сумму в Оптину пустынь с тем, чтобы жить ей до смерти в монастырской гостинице, пользоваться комнатою и пищею из монастырской трапезы. Так прожила (…) лет тихо и мирно, не упускала ни одной церковной службы. С зимнего времени …1854 года терпела болезни, с неразлучными при том скорбьми, не имея собственной прислуги. Ослабела телом, но укреплялась духом через неоднократное по исповеди приобщение Святых Таин и соборована. Удостоилась Святого Приобщения и в самый день кончины своей. Сложила крестообразно руки свои и испустила дух свой тихо, как жила тихо и мирно, уснула сном до трубы Архангела!».

19 февраля 2006 года скончалась Ольга Александровна Кавелина, 1916 года рождения, внучатая племянница архимандрита Леонида (Кавелина). Она посещала Оптину Пустынь в 1923–1924 годах. С 1956 года находилась в тайном монашеском постриге. Была духовной дочерью старцев Зосимовой Пустыни, преподобномученика Феодора (Богоявленского), архимандрита Никиты (Курочкина), знала преподобномученика Кронида Лаврского. Её постриг в монашество совершил архимандрит Исидор Зосимовский, живший в Петушках. Ольга Александровна была близка к монахине Игнатии (Петровской). Перед кончиной она долго болела раком легкого. Страдания переносила безропотно, терпеливо, сохраняла ясное сознание. Её отличительными качествами были – страх Божий, вера, терпение и мужество. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II её погребение совершили на монастырском кладбище в Оптиной Пустыни.

Приложение:

 Приводим заметку из «Оптинского календаря» за 2015 год о кончине Марии Михайловны Кавелиной, написанной её сыном – архимандритом Леонидом (Кавелиным).

Мария Кавелина.

«Против придельного алтаря преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца (ныне придел в честь прп. Амвросия Оптинского), скромный памятник указывает на место погребения благочестивой боярыни Марии из фамилии господ Кавелиных, урожденной Нахимовой (двоюродной сестры синопского героя адмирала П.С. Нахимова), скончавшейся 23 августа (5 сентября) 1860 года, на 58 году от рождения.

 Любя душою обитель, в которой постригся один из сыновей ее, добродетельная старица навещала оную во все годовые праздники и имела обычай ежегодно говеть в ней во все четыре поста. Она желала и молилась, чтобы Матерь Божия сподобила ее быть погребенной в стенах монастыря, посвященного Ее покрову.

 Матерь Милостивого Господа исполнила во благих желание усердной рабы Своей. Мария, проведя в монастыре Успенский пост, почувствовала себя нездоровой и осталась поневоле. К водяной болезни, от которой она давно страдала, присоединилась простуда, сделалось воспаление и ускорило ход болезни. Больная на пятый день своей болезни вторично причастилась Святых Тайн и готовилась на десятый день, причастясь еще, особороваться маслом, но накануне назначенного для сего дня вдруг почувствовала приближение смертного часа и пожелала ускорить причащение Святых Тайн. Позвали духовника. Пока он прибыл, по воле Господней, ангел смерти как бы отступил на время от болящей: руки охладели, в лицо бросилась кровь, но она была в полной памяти, благословила рыдавшего у ног ее сына-иеромонаха, передала ему ясно и твердо свою последнюю волю относительно других, отсутствующих, детей, причастилась Святых Тайн с чувством умиления. После сего, подозвав духовника, сказала тихо, но ясно: «Я чувствую теперь такую радость и сладость, которую не могу выразить никакими словами». Затем, утешая сына, сказала: «Господь был ко мне так милостив, что в нынешнем году собрал около меня всех вас; мне более нечего просить у Него здесь». Взглянув на сына взглядом, которым, казалось, хотела, вместе с угасавшею жизнью, перелить в его сердце всю полноту своей любви к нему, склонила голову на грудь и уже более не поднимала ее. Вошел старец, советам которого она неуклонно следовала всю свою жизнь, но она уже не могла отвечать на его приветствие, она скончалась, сидя в креслах.

 Тихо, без малейшего знака страдания, угасала в ней жизнь, угасала, как недогоревшая свеча, как лампада, в которой иссяк елей, ее поддерживающий. Она уважала всех монашествующих, как ангелов Божиих, и вот пять иеромонахов Господь послала быть свидетелями ее блаженной кончины, которую старец Макарий назвал преподобнической.

 Отпевание тела усопшей о Господе совершено было отцом архимандритом соборно, десятью иеромонахами и одним священником.

 К этому же дню прибыли за двенадцать верст, по собственному усердию, все крестьяне и крестьянки из имения мужа покойной, чтобы отдать последний долг своей «доброй барыне», а до погребения отслужили общую по ней панихиду. Трогательно было видеть их усердие и непритворные слезы. Радостно было слышать их простые рассказы о покойной: как того она поддержала тайно (чтобы оградить от зависти других), во время нужды, неурожая или пропажи лошади; как у той спасла от смерти единственного ребенка своими материнскими о нем попечениями в болезни. Монашествующие, с родными усопшей, с уважением проводили мать своего товарища до могилы, ублажая ее добродетельную жизнь и желая и себе столь же мирной и блаженной кончины, какой удостоил ее Господь за благое делание и терпеливое несение креста своего.

 Блаженни милостивии, яко тии помиловании будут (Мф. 5, 7). Сеющие слезами, радостию пожнут (Пс. 125, 5).)

Литература:

Архимандрит Леонид (Кавелин). Старый Иерусалим и его окрестности. Из

записок инока-паломника. «ИНДРИК». М., 2008. С. 379–383.

ГАСО. Ф. 47. Оп.1. Д.309. Л.

318. Метрические книги храма Спаса с. Спас-Волженского.

Голубинский Е.Е. Преподобный

Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад: СТСЛ,

2012. С. 134.

Диакон Александр Занемонец. Русские на Святой Земле. Изд. «Бейт аКерм». Иерусалим, 2015. С. 69–72.

Русский биографический словарь.

Т. Лабзина-Ляшенко. М., 1996. С. 196–206.

Калужская энциклопедия. Под

редакцией В.Я. Филимонова. Калуга, 2005. С. 241–242.

Подвижники благочестия Оптиной Пустыни 19-начала 20 века. Жизнеописания.

Очерки. Документы. Введенский ставропигиальный

мужской монастырь Оптина Пустынь. 2012. С.

197–213, 428–429.

Оптинский календарь на 2015 г.

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2014. С. 57, 267.


Источник: Оптинский календарь на 2015 г. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2014. С. 256-258.

Комментарии для сайта Cackle