Азбука веры Православная библиотека архиепископ Леонид (Краснопевков) Слово во время крестного хода из скитской церкви в Монастырь перед пещерою преподобного Саввы


архиепископ Леонид (Краснопевков)

Слово во время крестного хода из скитской церкви в Монастырь перед пещерою преподобного Саввы

сказанное Леонидом, епископом Дмитровским, 17-го июля 1873 года

«Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его» (Пс. 47:1).

В нашей стране нет величественных гор и таких поразительных видов природы, какими восхищаются путешественники в других странах, в пределах и за пределами отечества нашего. Взамен есть много местностей приятных на вид, здоровых и как-то успокоительно действующих на душу. Люблю я эту мирную природу нашей стороны; но за что особенно люблю ее, как не за то, что у нас со всякой возвышенности вижу я в синей дали несколько, а иногда и очень много белеющих, светлеющих точек, и к каждой из них несется сердце мое с приветом из слов Царя пророка: «Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион» (Пс. 47:3), ибо что как не духовный, таинственный Сион каждая из этих светлеющих точек? Спросите: почему? Потому что каждая из них есть не иное что, как храм Божий или обитель иноческая. Все это столпы и ограждения нашей веры православной. Нужна усердная молитва: да не уменьшается, а постоянно увеличивается число их и дух древнего благочестия да превозможет над духом века и злых его новизн, как в течение веков он превозмогал над народами и царями, враждебными нашему отечеству и православной вере, против коей они особенно вооружались, сознавая, что сила наша в вере нашей. Эти цари и народы, скажем словами того же псалма – «прошли все мимо, ибо увидали, изумились, смутились, обратились в бегство; страх объял их» (Пс. 47:5–7).

Вот и наша обитель чему обязана своим началом и благоденствием, как не духу древнего благочестия? Благоверный князь звенигородский Юрий Димитриевич богопросвященным умом православного христианина понял, что хотя нужны войска и воинские стражи, но что сила их в охранении благодатно-молитвенном святых Божиих, а потому и пригласил богоугодного мужа учредить стражу духовную на месте воинской сторожи. С тех пор, сколько раз к нашей обители и к нашему граду приражались волны вражеских полчищ, но отпрядали всякий раз! Молитвы преподобного Саввы здесь были щитом, которым охранялась Москва и святыня православия.

Церковь православная, по духу своему, всегда далека от того, чтобы воинствовать оружием мирским. Это глубоко понимали и наши русские подвижники и потому, если духовные пользы общества гражданского не вызывали на открытое поприще учения и обличения, как Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого, то они всегда старались не только не являть себя миру, но и в пустыне отыскивать места, особенно сокровенные, для своего особенного молитвенного подвига, ибо там «чаяли Бога спасающего» (Пс. 54:9), и Бог спасал их и, чрез них, царей и царство. Тогда-то и являлась во всей славе сила духовного оружия сих доблестных воинов Христовых. Преподобный Савва, затворенный в стенах обители от соблазнов и суеты мира, нашел полезным для души своей еще сюда уйти, ископать эту пещеру и в ней затворяться на часы, а может быть на целые дни, и многие дни, молитвенного подвига. Этим-то его смирением, этою-то молитвенностью его, древле, во времена почти непрерывных военных тревог, град наш, этот щит Москвы, стоял крепко, и как тогда, так и ныне, во времена мирные, крепко стоит обитель наша. Да, она крепка не богатыми вкладами, коих ныне и вовсе нет у нее, а единственно богатством благодати, дарованной молитвеннику нашему, Савве преподобному. Он этой таинственной силой и из среды братий изводит добрых делателей, и вне обители находит благочестивые души, которые усердствуют от своего достояния на благопотребное для нее.

Припоминаю, что ныне уже 15-й раз совершается на этом месте праздник в честь преподобного Саввы с тех пор, как я с вами, братья, в первый раз здесь молился и беседовал. Что было здесь тогда? Эта пещерка и лес над нею и кругом; а вот уже 11 лет процветает здесь, под сенью храма, обитель общежительная. А храм наш монастырский, самим Саввою, на щедроты князя Юрия, сооруженный и в последние годы стоявший в неблагообразии обветшания и искажения, теперь стоит восстановленный в древний свой вид, украшенный, как невеста, красотою, светлеется и блещет златом. Все это – даяние благо от преподобного Саввы, который расположил сердца рабов Божиих, болярича Павла и болярыни Анны, послужить Преподобному1: да воздаст им Господь воздаяния многа, якоже Сам весть, паче прошения нашего, а также тем из братии, которые сему делу, каждый по званию и силам своим, послужили.

Пятнадцатый раз крестным шествием пришли вы сюда, говорю я, и привели с собою многих христолюбцев: да освятит Бог их усердие! Но спросили ли вы себя, приведшие и приведенные, о значении этого крестного хождения? Его совершаем мы, да поклонимся Богу на месте, где «стоясте нозе» святого Саввы на особенном его подвиге, «где колена его изнемогали от поста и плоть его лишалась тука» (Пс. 108:24). Мы хотим, братья, явить Господу, что чтим Его угодника, желаем, сколько возможем, последовать стопам его, краткою молитвою помянуть его молитвенный подвиг, на этом месте, окропленном его слезами и потом, подышать воздухом, трепетавшим от его сладких песнопений и сердечных воздыханий. Молитве общей церковной свойственно согревать сердца любовью взаимною, и молитва отдельного молитвенника, даже самая маломощная, обретает силу от молитвы общей, которая сильна и кроющимися в ней сильными молитвенниками, и сложением во едино всех частных молитв. Торжественность общественной молитвы служит для того, чтобы наполнять душу священными впечатлениями, как наполняются водоносы у источника воды живой – для того, чтобы и в последующие времена, когда отшедши отсюду, станем жить и действовать в иных местах и в одиночности, воспоминать нам о сем общем молении, о сем месте, о сем угоднике Божием и вдали от источника утолять свою духовную жажду теми каплями этой живой воды, которые сумеем унести с собою, как в водоносе, в хранилище памяти сердечной.

Чтобы это воспоминание было плодотворно, надобно, братия, не забывать с одной стороны, что Церковь Божия с ее храмами и обителями, ее учением и уставами, светлым чином ее богослужений, есть тот град великого Царя, в котором Господь наш обитает благодатью своею, и всякий храм православный есть тот «Сион, верх красоты, с которого Бог является, глаголет, призывает землю от восхода солнца до запада»; с другой, что и от нас самих требуется, чтобы мы представили себя Богу живыми, святыми храмами живущего в нас святого Духа, и в этом духовном храме представляли и души наши, и тела наши Богу в жертву чистую, святую. Надобно всем нам постоянно помнить, что «Бог есть и свет просвещающий, и огнь поядающий, и глас хлада тонка, и окрест Его буря зельна», и что молитвы и торжества церковные тогда только полезны, когда мы умеем пользоваться ими во благо для души, и что молитвы могут быть даже во грех. Бог прямо говорит грешнику: «что ты проповедуешь уставы Мои, и берешь завет Мой в уста свои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?... Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои.» (Пс. 49).

Итак, братия, в радости за спасение, явленное нам от Господа, в трепете за свою слабую, немощную волю, взирая к Сиону небесному, Церкви на небесах торжествующей, где воздаяние великое, и к образу его земному, к Церкви на земле воинствующей, где все средства к усвоению себе спасения и благ небесного Сиона – молитесь молитвами Преподобного Саввы и всех святых Божиих, наполняйте сердца свои их святою любовию к ближнему, стремитесь по их следам, лобызайте сердцем и устами, от сердечной любви пламенеющими, их нетленные останки и святые изображения, читайте их писания, назидайтесь их примером и словом, посещайте места, их подвигами освященные, как эту пещерку посетили сегодня – и веруйте твердо, что Бог, как для святых прославленных был, так и для нас будет вождем нашим до самой смерти, «яко Той есть Бог наш в век века, Той упасет нас во веки, яко велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его.» (Пс. 47). Аминь.

Москва, 1874

* * *

1

Цуриковых, благотворителей не одной Саввинской обители.


Источник: Слово во время крестного хода из Скитской церкви в монастырь, пред пещерою преподобного Саввы, сказанное Леонидом, епископом Дмитровским, 17-го июля 1873 года. - Москва : Унив. тип. (Каткова), 1874. - 7 с.

Вам может быть интересно:

1. Речь бывшего ректора Московской Семинарии, Заиконоспасского монастыря архимандрита Леонида, при наречении его во Епископа Дмитровского, Викария Московской Митрополии архиепископ Леонид (Краснопевков)

2. Новая вероисповедная система русского государства Иван Георгиевич Айвазов

3. Слово на воспоминание об избавлении Свято-Троицкой Сергиевой Лавры от осады протоиерей Александр Горский

4. Поучение на день Преполовения протоиерей Василий Бандаков

5. Хор из трагедии Андромаха, стих Иван Васильевич Киреевский

6. О православном приходе как юридическом лице профессор Василий Никанорович Мышцын

7. Заметки преосвященного Иоанна, епископа Аксайского, по поводу статьи об англиканской иерархии профессор Василий Александрович Соколов

8. Ветхозаветные священные книги и вавилонско-ассирийские памятники клинообразного письма профессор Иван Степанович Якимов

9. Мир усопших по изображению П. Виргилия Марона профессор Александр Иванович Садов

10. Нужен ли для России идолопоклонник Бандидо-Хамба? Евстафий Николаевич Воронец

Комментарии для сайта Cackle