преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

Буква Р

Раздражение

Через раздражение теряется душевный мир

Многократный искус должен вас научить в удержании себя от раздражений, чрез кои теряется мир душевный. Нельзя, чтобы все было по нашему желанию, бывает и противное ко искусу нашей нравственности, к познанию себя и ко исправлению.

Родители

Необходимо просить прощение у родителей и иметь послушание к ним

А когда прилучится тебе чем маменьку огорчить, то поскорее припади к ее многотрудным стопам, о вашем воспитании потрудившимся, и проси прощения. Как только скоро понудишь себя, всячески облегчится совесть твоя и враг дьявол сам ся посрамится! А когда и паки закрадется паче чаяния мнение, то нисколько не медля объясни маменьке – и тотчас исцелишься, и вся тягость твоя облегчится!

На девчонку вы, хотя и намерения полагаете, дабы не браниться, но как самовластием и надмением недугующая, по навыку паки побеждаетесь. А отчего? Оттого что к маменьке ни страху, ни благоговения достодолжного не имеете. А потому, никем не обузданная, и волю свою, и самосмышление употребляешь, и маменьку оскорбляешь, и себе повреждаешь!

Сердце понуждать к повиновению и послушанию родителям

Вы просите от моей худости наставление, как в ожесточениях поступать ко умиротворению себя, дабы смириться, то послушай: мы должны приобучать себя к умиротворению и смирению не в таковой буре, волнуемой и покрывающей ваши чувства душевные и телесные! А заблаговременно оказывать послушание маменьке и ничего не составлять по своей воле; но худо ли или хорошо – как маменька сорассудит и утвердит, на то и понуждать себя, чтобы так исполнить, как маменька утвердила. Писано есть: «Даждь кровь, приими дух» (то есть, хотя и не очень нравится какая-нибудь вещь, у тебя десять мыслей лучших в голову бьют), – ты должна с великим понуждением и пролитием крови согласиться на вышеозначенное маменькой определение и мало-помалу благостию Божию в таковое устроение придешь, что даже за большую тягость будешь почитать, что только по своему разумению доделать или что кому советовать.

Во время великого смущения и ожесточения, описанного вами, можно бы вам себя укротить. Ежели бы вы да имели благоговение и веру достодолжную к своей маменьке, то бы и в таковое время могли бы увещательными словами остановиться и смирить себя, но как вы издавна закоснели в своенравии, непокорливы, то по вашему великомудрию вам кажется, что она вам недостаточна к руководству и окормлению! Но прошу и молю, как можно, понуди сердце свое к повиновению и послушанию, чем и обряшешь в душе мир.

Должно терпеть от родителей

Петр Иванович требует моего совета, как поступить с родителем. Жалко мне его, но нечего делать, – должно потерпеть от родителя, если что не угодное для него бывает. В церковных историях на многих местах видим исполнение заповеди о почитании родителей, какого бы они поведения ни были. Послушай, что тебе и ему скажу: «Чтый отца – очистит грехи свои, чтый отца – возвеселится о чадах своих и в день молитвы своей услышан будет, чтый отца своего – да падет на тя благословение Божие. Чадо заступит в старости отца твоего. Аще и обезумится в чем, не зазри ему и не укори его всею крепостию твоею. Молитвы бо отца незабвенны бывают пред Богом. В хуле не оставляй отца твоего, проклят бо раздражающий отца и матерь свою. (Сир., III, 3, 5, 12–14, 16).

Если же родитель отпустит его с благословением, это дело другое – Бог да благословит его; если же нет, советую потерпеть. Вот вам, что чувствую, то и пишу. Исполнять или не исполнять – это воля его, а я право советую от всего сердца моего, чего как себе, так и вам желаю.

Ропот

Ропот душевреден и Богоненавистен

Малодушие ваше и ропот против провидения Божия для вас душевреден и Богоненавистен, также и событие с благодетельницею должно нам приписать к попушению Божию для образования вашей нравственности и к приобучению терпения, без коего трудно и неудобно получить спасение! поелику самим Спасителем и Искупителем заповедано во св. Евангелии такое: «В терпении вашем стяжите (то есть приобучите) души ваша, претерпевый до конца, той спасен будет» (Лк., XXI, 19; Мф., X, 22).

Итак, ежели Любонька там бывши, а особенно против своего хотения, порассеялась чувствами, но от дебелых поползновений благодатью Всемогущего Господа и Бога сохранена! А что ваши недостатки и долги посредством связи вышеозначенных, поступили на вас, много не скорбите – Всесильный и Всемогущий Премилосердый Господь нечувствительно вам к уплате вспомоществует и от всего развяжет, только понудьте себя удержаться от ропота и потщитесь, по возможности сил ваших, благодарить за все: как за находящие скорби, так и за неисследоваемый Его промысел и милосердие!

Не ропщите на Бога и на людей

Вы пишете, что погружаетесь ропотом на создавшего Вас Господа. Это, конечно, погрешительно – но умоляю вас любовию Спасителя нашего не отчаивайтесь, но обратитесь и прибегните к Милостивому Господу Иисусу Христу, признайте грех свой со смирением и просите у Него прощения и милости. Не сократились щедроты Его и до века не сократятся, но кающимся и толкущим двери милосердия отверзаются, т.е. ваши согрешения вам милосердием отпускаются.

А что пишете, что на меня скорбите, сие не удивительно, и я человек подобострастен вам, но усердно прошу и молю потерпите, что посылает Господь. – Он силен вас утешить всеми благами земными, только предайте себя безропотно Промыслу Его, а все скоро изменится. Господь Премилостивый да простит тебе вся согрешения твоя вольные и невольные, да спасет тебя, и да покрыет от всех наветов вражиих.

В ропоте раскаемся перед Господом

Ваше выражение неприятно, и душевредно, и похоже на ропот на Премилосердаго Бога, в сем раскаемся пред Богом – впредь да положим начало таковых слов не произносить; вы, матушка, помните то, что «ему же дано будет много, много и взыщется, и видевый раб волю Господина своего и не творивый биен будет много» (Лк., XII, 47–48). Не вам должно быть самодовольным во сем преподанном от Премилосердаго Бога, он Един весть, что кому положить.

Избегать ропота, как тлетворного яда

А от ропота себя, яко тлетворного яда, удерживать. И в сем много не предавай себе смущению и отчаянию. У вас внутри и вне возобновились противные действия, потому что они внутри укрывались и таились, а как пришло нечаянно действие яростной части и огорчение со рвением, то сими винами открылись и вознеистовились. Но да прибегаем по Бозе к Единой предстательнице и покровительнице всеобщей нашей заступнице Пресвятой Богородице и Деве Марии! И Та своими всесильными молитвами и ходатайством уврачует наши все болезни телесные и душевные!

Рукоделие

Рукоделие отгоняет уныние

Приятные строки ваши удостоился читать и содержанию внимать. Слава Премилосердому Господу, хотя мало укрепившему ваши силы к деянию рукоделия. Мы со благонадежием уверены, что вам время проходит отрадою, и уныние и скука поудалены от вас! И вы отчасти и маменьку ободряете и подкрепляете чувства и мысли ее от малодушия. За послушание ваше к нашему ничтожеству в сообщении денег мы благодарствуем. О свободе вашего благонравия и в повиновении с любовию проходящей – утешения!

Если оставишь Божественную службу, не будешь иметь успеха в делах

Не надейся на то, что ты можешь успеть более в рукоделии, оставляя Божественную службу: напротив, более будешь иметь скорость и успеха, когда будешь тщиться о благоугождении Божием.


Вам может быть интересно:

1. Письма преподобного оптинского старца Льва, написанные им одним или совместно со старцем Макарием – Письма к Екатерине Ивановне Богомоловой преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

2. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Раздражение святитель Григорий Богослов

3. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – НАВЫК святитель Игнатий (Брянчанинов)

4. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Миротворцы преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

5. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Раздражение преподобный Ефрем Сирин

6. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Раздражение (раздражительность) святитель Василий Великий

7. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Долготерпение Божие святитель Тихон Задонский

8. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Рукоделие преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

9. Письма – 33. Сообщение о посылке книг преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

10. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ЛУКАВСТВО праведный Иоанн Кронштадтский

Комментарии для сайта Cackle