Источник

Буква И

Игумения

При выборе игумении следует полагаться на волю архипастыря

О выборе же игуменьи, когда паче чаяния случится, то смотри, препочтеннейшая мати, никого не выбирай, не употребляй своей воли, хотя тебе предвиделась достойна и при дарованиях – но полагайся на волю архипастыря. А если хотя малейшую употребишь, то искушения не избежишь. Это мы и прочие довольно на опыте видели: кто кого изберет, та первой будет пить чашу искушения от притеснений. А если паче чаяния самою Вас избирать будут, то всячески старайся отрицатися от сего великого ига – когда же убедят по принуждению, то Всемогущий Господь всесилен спомоществовать нести неудобоносимое бремя. А когда кто примет хотя бы малейшее желание и усладится оным любоначалием, тому помощи Божией мало бывает – посмотри 4-й части Добротолюбия святого Никиты Стефата 2-й сотницы, 58-ю главу, которая о сем достойно показывает, – и довольно будет тебе в предосторожность.

Искушение

Искушения, посылаемые от Бога – полезны

Вы пишите о приходящем Вам рассуждении, что люди чрез несчастия делаются мудрыми, – истинно так: искушения, посылаемые нам от Бога, точно суть полезны; из оных мы познаем свою немощь, и можем судить здраво и о ближних, и видим сколь наша вера есть мала, когда тогда только благодушествуем, когда получаем благое, а когда оные отъемлются, упадаем духом.

Искушение попустилось от злокозненного врага, потому что открывала не все помыслы

Желаем о Господе радоваться и просим Вас не унывать и не удивляться, что сие попустилось искушение по действу злокозненного врага ко искусу и познанию своих немощей, дабы мы не мудрствовали и не думали нечто о себе, но смиряли бы и отдавали бы себя под крепкую руку Божию, и потщались исповедовать свои помыслы.

Во искушении требуется терпение, признание своих грехов и самоукорение

Евдокии Петровне Домогацкой скажите, что во искушении ее требуется терпение и сознание своих немощей, признание своих грехов и самоукорение, чтобы Бог презрел и умиротворил враждующих на нее. А ежели будет обходиться с прекословием, вздором и злопомнением, то более воздвигнет на себя гонение и скорби.

Всякое искушение побеждается смирением, самоукорением и терпением

А как ты и сама хорошо знаешь, что всякое повстречающееся искушение побеждается смирением, самоукорением и терпением.

Вы знаете, что на всякое искушение смирение, самоукорение и терпение – победа.

Исповедь

Не убоимся, если и по исповеди боримы будем

Не убоимся, если и по исповеди боримы будем, лучше с нечистотами телесными, нежели с гордостию браться, и хотя падем на сражении, однако от места сражения не отходи: тогда гораздо более во враче имеем нужды.

Страх Божий понуждает исповедывать грехи

Вас более всего беспокоит и Вы упрекаете себя, что больше печетесь об угождении наставникам, нежели Богу, что мысль о том, что Вы всякий грех должны исповедовать мне больше удерживает Вас, нежели страх прогневить Господа. Сии помыслы ведут Вас к самонадеянности. Не страха ли ради Божьего Вы каетесь в грехах пред Богом, имея свидетелем служителя Его, коему вверили ключи решить и вязать. Св. Иоанн Лествичник в 4-й степени пишет: «Душа, о исповеди грехов своих размышляющая, удерживается оною, яко уздою, от беззакония; ибо мы, не исповедуя наших преступлений, и впредь, как бы во мраке, бесстыдно повторяем являемые язвы...». Сие мнение противно Вашему. Посему, очищаете себя от страстей и грехов, ничего не теряете, а приобретаете благочестие и спокойствие совести, не думая, что само собою, но молитвами другого сие получили; высоким же путем шедшие многие пали велиим падением. Рассудите, страха ли ради моего Вы удерживаетесь от грехов? Я не сердцеведец. Ежели Вы что от меня и скроете, взыскивать с Вас и обличать не буду, и нечего Вам меня бояться. Из сего видите, что страх Божий понуждает Вас исповедывать грехи, а, следовательно, и удерживаться от них, а не мой. Вы видите себя склонными к высокоумию, – сколько можно, старайтесь отвергать самонадеянность, и отринув беспокоящий Вас сей помысел совершенно, будьте мирны и спокойны.

Св. отцы заповедовали новоначальным генерально исповедовать все свои грехи от юности

Но дабы Вам предусматривать вины и предохранять себя и последующих Вашему любомудренному наставлению, Вы изволите вопрошать нашу худость со истинным откровением о прежних поползновениях, хотя которые и исповедывали духовникам, но бремя отягощений от совести не облегчается; но обременяетесь и смущаетесь, т.е. не удовлетворены как следует, и видно, что не так искусным духовникам, коим Вы исповедывали. И потому св. духоносные отцы уставили в новоначалие пришедшим и желающим восприять монашеский ангельский образ, дабы от юности все свои согрешения генерально исповедали и тем очистили свою совесть и душу, и вновь положили новый фундамент, т.е. очистившись и облегчившись от такового бремени, с легкостью восприять тризну послушаний. – Так я, многогрешный, и Вашей любви советую просить и молить Премилосердого Господа и Бога, дабы послал Вам своим промышлением такового духоносного отца, которому бы Вы могли все свои от юности до сего возраста согрешения исповедовать и который мог бы Вам внушить важность оных. Хотя мы теперь и не в силах оных епитимиею удовлетворить, то хоть достодолжным раскаянием и слезами удовлетворить, за оные и умилостивим Премилосердого Господа, дабы пооблегчил нас от тягости бремени и даровал бы нам бодрость и силы возмочь против всеобщего врага диавола. Когда Господь по Вашей вере и усердию удостоит Вас таковым духоносцем и Вы по вышеозначенному учините, тогда увидите внутри своей души мир, и радование сердца, и умиление, орошающие и утешающие Вас утешением неоцененным.

Исправление

Желание исправления без благого начала мертво есть

Письмецо твое прочитал, – все одно пишешь, что жалуешься на себя о неисправлении своем и просишь во утешение молитв святых. Я хвалю твое желание и желаю, чтобы в сердце твоем произрастал достойный плод исправления и покаяния, но знайте, что желание без дела нисколько не воспользует, как «вера без дел мертва есть» (Иак.2:26), точно так и желание без благого начала мертво есть. Не только мы, грешные, но и сами угодники не в силах помощи тем, которые сами не стараются о исправлении своем. Потщись в озлоблении полагаться на Божию помощь и спасешься, и Господь тебе поможет во всем, Которому тебе и все семейство твое поручаю.

Храните свою совесть и открывайте худые помыслы

Писание Ваше получил, из коего видно, что в нас с тобою в исправление нашей жизни к назиданию душевному понуждения никакого не оказалось, а потому до избытка и унываешь, что советов душеполезных не исполняешь. Однако, хотя оные да положат начало благое с помощью Всевышнего о своей трезвенности, а всего нужней совесть свою не марать, и все худые помыслы братцу открывать, и тем себя предохранять.

Наставления к исправлению жизни

Желаешь получить чрез мою худость наставления к исправлению твоей жизни. Я не отрекаюсь написать тебе во врачевание души твоей. От писания св. отец ты сам видишь, что чрез свое поведение небесного царствия лишаешься, и здешнего наслаждения, и благодействия. Но чем нам возвратить святость и невинность первого состояния?

Прошу тебя, не отчаивайся о спасении своем, но уповай на беспредельное Божие благоутробие. Смири себя пред Богом и человеками, проси советов у брата своего. Господь призирает на просящего и смиренного, а гордым противится (Ср. Иак.4:6). Вручаю тебя благости Божией и советую тебе молить Бога о ниспослании тебе помощи, притом пребуду жаждущим твоего спасения.

Испытание

Испытания случаются попущением Божиим для познания человеческих немощей

Поползновения Ваши, о коих Вы пишите, обыкновенно случаются попущением Божиим для познания немощей наших человеческих. Мы никакого доброго дела не желаем творить без помощи Божией, а когда думаем, что будто что-либо сделали угодное Богу, то от самого сего мнения уже дело наше Богу не угодно.

Надобно ожидать испытаний и смиряться

Письмо Ваше мы получили, из которого увидели, что Ваши смущения при помощи Божией миновали. И впредь не надобно смущаться и изнемогать, но надобно ожидать испытаний и смиряться. Прочтите у св. Исаака Сирина «Слово о бранех и о покровении немощи». Весьма полезно может быть для Вашего устроения; да и в прочих книгах есть много для Вас нужного и полезного ко укреплению себя – в «Добротолюбии» – Каллиста и Игнатия.

Испытания посылаются по силе, а не выше

Видим, что всё посещает Вас Господь скорбными случаями, но Вам оные тяжкими кажутся по Вашему устроению; впрочем познавайте к Вам велию любовь Божию. Он, хотя Вам спастися, обучает Вас сими приключениями, посылая по силе, а не выше оной. Когда бы не было ничего, то другого рода страсти сильнее бы восставали и смущали Вас. Благодарите Бога за все то, что Он премудростию своею о Вас устраивает.


Источник: www.optina.ru

Комментарии для сайта Cackle