Источник

Слово на литургии в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

11 сентября 1980 г.

Сегодня Святая Православная Церковь, пребывая в молитве и соблюдая строгий пост, воспоминает мученическую кончину великого праведника – святого славного и всехвального Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

То, что известно нам из Священного Писания или древних благочестивых преданий о его жизни и подвигах, вызывает в нас чувство глубокого благоговения пред светлой личностью этого особо чтимого Церковью угодника Божия.

Сын праведных и благочестивых родителей – священника Захарии и жены его Елисаветы, которая, согласно преданию, была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии, – Иоанн с самого начала его жизни был отмечен печатью особого божественного избранничества. Архангел Гавриил, тот самый архангел, который был служителем таинственного события Благовещения, за шесть месяцев пред тем возвестил Захарии о предстоящем рождении сына, сказав ему, что этот сын «будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15).

Сказанное ангелом вскоре же сбылось и было с очевидностью явлено при встрече праведной Елисаветы с пришедшей навестить ее Преблагословенной Девой Марией. Дух Иоанна, озаренный Духом Святым, уже во чреве матери постигал величие имевшего родиться Богомладенца и радовался Его приближению. Радость эта передалась Елисавете, соделавшейся первой среди людей благовестницей святейшей тайны Богоматеринства. »И Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем« (Лк. 1:41–44).

Иоанн Предтеча, призванный предшествовать Искупителю, «приготовить пути Ему», расположить к Его принятию человеческие сердца н «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (Лк. 1:77), с самых ранних лет своей юности отрекся от своей личной жизни, отказался от всех удобств и удовольствий мира сего, чтобы все свои силы и дарования полностью посвятить делу служения своему Господу.

Он стал аскетом, удалился в дикую и бесплодную пустыню, приготовляя себя к этому служению строгой жизнью, усиленным постом, молитвой и благоговейным размышлением о путях Божественного Промысла. Призванный особым глаголом Божиим на дело общественной проповеди, он пришел на берега Иордана и, действуя «духе и силе Илиив » (Лк. 1:17), стал великим проповедником покаяния и смирения пред Богом. Здесь же он был удостоен стать Крестителем Господа нашего Иисуса Христа и возвестить о Нем, как об Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира.

Святость Предтечи не только нашла себе всенародное признание, но и была засвидетельствована Самим Господом, Который сказал однажды Своим слушателям: «истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11).

Верный своему призванию – пробуждать человеческую совесть, отвращать людей от рабского служения греху и призывать их к духовному очищению чрез покаяние, св. Иоанн Предтеча был нелицеприятен. Он не останавливался – если это было необходимо – пред суровым обличением тех сильных и властных людей, которые, вопреки требованиям религии, которую они формально исповедывали, проводили свою жизнь в самодовольной праздности и нравственной распущенности.

Евангелист говорит нам, что под такое суровое обличение Предтечи подпал и галилейский царь – четвертовластник Ирод Антипа, бросивший законную жену и вступивший в преступную связь с невесткой и племянницей – Иродиадой. Ирод предан был и другим порокам, потому что евангелист Лука свидетельствует, что Иоанн обличал его не только »за Иродиаду, жену брата его», но и "за все, что сделал Ирод худого» (Лк. 3:19).

Св. Иоанн Златоуст, имея в виду эти обличения и сравнивая ревность св. Иоанна Предтечи в защите попранной Правды Божией с ревностью великого пророка Божия Илии, говорит: «Кто обличил тирана? Кто защищал оскорбляемые законы Божии? Из богатых никто, а бедный и нищий, не имевший ни ложа, ни крова, житель пустыни Иоанн» (Полное собрание творений. СПб. Слово 2-е об Акиле и Прискилле, п. 4).

Ненавидевшая Иоанна Иродиада, через посредство дочери Саломии, угодившей Ироду своей бесстыдной пляской пред опьяневшими на царском пиру гостями и царедворцами, добилась того, что великий Предтеча был безвинно умерщвлен в темнице. «И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф. 14:10–11). Предание говорит, что злобствовавшая Иродиада, получив принесенную ей окровавленную голову Иоанна Крестителя, подвергла ее издевательству: она колола язык его иглой, а затем приказала закопать главу в нечистом месте во дворце. Обезглавленное же тело Предтечи ученики его тайно взяли из темницы и предали погребению в Севастии.

Небесная кара не замедлила постигнуть как Ирода Антипу, так и Иродиаду с ее дочерью. Сначала вспыхнула кровопролитная война между Иродом и оскорбленным отцом его отвергнутой жены аравийским правителем Аретой, – война, в которой Ирод потерпел жестокое поражение и стал чрез это ненавистен своему народу.

Отныне он не знал покоя, терзаемый совестью и поражаемый многими бедствиями. А через несколько лет, по доносу родного брата Иродиады, Ирод Антипа был обвинен в государственной измене и заключен в темницу по приказу римского императора. Позже он и Иродиада умерли в изгнании в крайней нужде и бесчестии. Еще ранее – согласно преданию – мучительной противоестественной смертью закончила свою преступную жизнь дочь Иродиады Саломия.

Проходят столетия. Меняются времена. Меняются люди, их понятия и условия жизни. Но испорченность человеческой природы по-прежнему дает себя знать в дурных поступках, в безнравственных, а иногда и преступных действиях людей – в их вражде, ненависти, жесткости, в кровопролитных войнах. И как бы ни были разнообразны эти греховные поступки и действия, в основе их лежат все те же причины, которые указывал еще св. апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем соборном послании. Причины эти – «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин. 2:16).

Есть разные степени нравственного падения, и не каждый грешник доходит до столь страшных преступлений, которые лежали на совести Ирода, Иродиады и Саломии. Но путь греха, в сущности своей, один и тот же для всех – чрез мимолетные дни беспечной и самодовольной жизни, заполненной постыдными удовольствиями, омрачаемой жестокостью и забвением нравственного долга пред ближними, – ко все большему и большему падению и, наконец, к утрате истинного счастья и духовной гибели.

Если человек, утратив страх Божий, заглушив голос своей совести, руководится лишь влечениями плотской похоти; если он, забывая о братолюбии, закосневает в бессердечии и жестокости, – то он идет тем же гибельным путем, которым шли некогда убийцы великого Предтечи.

Когда кто-нибудь предается тяжкому пороку пьянства, не желая одуматься, разрушая мир в семейной жизни, губя свою душу и соблазняя других, – то он рискует уподобиться беззаконному Ироду, имя которого стало символом страшной жестокости, наряду с именами Каина, Иуды.

Когда мать на глазах своих детей ведет жизнь легкомысленную, рассеянную и своим пагубным личным примером развращает и губит их неокрепшие души, – то она становится подражательницей Иродиады, которая, в конце концов, толкнула свою собственную дочь на величайшее злодеяние.

Когда юная девушка теряет естественное чувство скромности, целомудрия, стыдливости и, наконец, утрачивает свою девственную чистоту, – она уподобляется Саломии, распутство которой довело ее до того, что она стала безвольной служительницей диавола и непосредственной виновницей смерти великого Предтечи.

Напоминая нам сегодня о том, к каким ужасным последствиям может приводить человека легкомысленная, лишенная чувства нравственной ответственности, плотская и греховная жизнь, Св. Церковь зовет каждого из нас очищать свое сердце и даже свои помыслы от малейших греховных приражений, пресекать в самом начале зарождающиеся в нас дурные наклонности, противопоставлять похоти плоти – воздержание, похоти очей – умеренность, гордости – смирение, и идти тем узким путем, конец которого – спасение души и жизнь вечная.

Иоанн Предтеча призывал людей к покаянию. Покаяние и смирение необходимы для каждого христианина, пока мы живем на земле среди соблазнов и искушений, пока мы грешим ежедневно и ежечасно, пока воля наша не укрепилась до непоколебимого стояния в вере, пребывания в надежде, действования в любви. И потому будем всегда помнить о святых неумирающих словах великого Предтечи: »покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное« (Мф. 3:2), особенно же в дни его памяти, дабы его святыми молитвами и мы смогли приобщиться к благам любви и всепрощения Проповеданного им Сына Божия, вземлющего грех мира и подающего нам великую милость. Аминь!


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle