Источник

Слово на литургии в неделю 18-ю по Пятидесятнице

6 октября/23 сентября 1974 г.

«Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его» (Пс. 9:12). »Он соделал великое; да знают это по всей земле« (Ис. 12:5). Так в полном единодушии и единомыслии призывают каждого верующего не только прославлять в песнопениях и славословиях, но и исповедывать пред лицом всего мира Божие величие, Божию славу и Божию милость богодухновенные пророки Давид и Исаия.

Вскоре по вознесении Господа и Спасителя на небо святые Апостолы – эти бывшие рыбари, соделанные «ловцами человеков», – поведали человечеству о виденных ими великих делах Божиих (Деян. 2:11), а слова их проповеди, пленявшей множество людей в послушание Христу (2Кор. 10:5), пронеслись до пределов вселенной (Пс. 18:5).

Вслед за Апостолами и все множество святых угодников Божиих, живших в разные времена и в разных условиях, посвятили свою земную жизнь, исполненную подвигами веры и христианской любви, благословенному делу прославления и исповедания Триединого Бога, соделавшего во Христе Иисусе Господе нашем спасение посреди земли (Пс. 73:12).

Святая Церковь не перестает и никогда не перестанет прославлять труды и подвиги этих великих и самоотверженных благовестников, отмеченных печатью особого божественного избранничества. Но, возбуждая в наших сердцах чувство горячей благодарности к ним, она стремится внушить и всем нам, возлюбленные, что мы также должны, в меру наших сил и возможностей, при содействии всесильной благодати Божией быть участниками вселенского непрестанного благовествования о Христе.

Святой Апостол Петр, обращаясь ко всем христианам, к каждому из нас, уверяет нас в том, что мы поистине «род избранный ... люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9).

Можно ли, зная о том, как возлюбил Бог мир – возлюбил так, »что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16), – можно ли сделать эту животворную истину лишь своим личным достоянием и не желать поделиться ею с каждым, кто имеет очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать?! Если бы мы стали поступать так, то разве не уподобились бы тому нерадивому человеку, который, получив талант, «пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Мф. 25:18)?

Если простодушная женщина евангельской притчи, потерявшая драхму, т. е. небольшую монету, а затем нашедшая ее, движимая обычной общительностью, созвала своих подруг и соседок, дабы они порадовались вместе с нею, то ужели мы, призванные к нелицемерному братолюбию (1Пет. 1:22), замкнемся в самих себе и не позаботимся о том, чтобы приобщить к радости о Боге Спасителе нашем и другие души, ради которых пришел на землю и пострадал на кресте Искупитель и Господь наш?!

Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий неоднократно говорил о своих проповедях: «Мало быть верующим, нужно быть исповедником своей веры», – и напоминал при этом слова Господа: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (ЖМП, 1947, 5; Мф. 10:32).

Разумеется, нужно очень ясно представлять себе, что значит исповедывать Господа Иисуса Христа. Это отнюдь не значит навязывать кому бы то ни было свои христианские убеждения или показывать свою ревность не по разуму, вступая в споры и пререкания с людьми иных убеждений. «Если бы кто захотел спорить, – говорит св. апостол Павел, – то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор. 11:16). Исповедывать Христа значит свидетельствовать свою веру, свою преданность Господу тогда, когда этого действительно требуют обстоятельства, причем свидетельствовать не в запальчивости и раздражении, а в духе, свойственной истинному последователю Христову любви и кротости. «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3:15).

Если нет для христианина большей радости, чем радость благовестника, который видит, что слово истины Христовой, подобно семени, падает на добрую почву и приносит обильный плод веры в чьем-нибудь сердце, то нет для христианина и ничего более печального, как убеждаться в невозможности плодоношения там, где человек сознательно и решительно затворяет свое сердце и не хочет откликнуться на спасительный зов Божий.

Нет большего горя для верующей матери, бесконечно любящей своего сына или дочь, когда она видит их неверующими, а себя чувствует совершенно бессильной победить это неверие и сделать их счастливыми чадами Царства Божия. Сколько слез прольют иногда за долгие годы очи этих матерей-страдалиц! Сколько тайной и невыразимой нравственной муки испытают они в сердце своем ради горячо любимых, но неразумных детей, которым подчас и в голову не приходит оценить всю глубину этого целожизненного материнского подвига!

Когда мы видим тяжело больного человека, которому не в силах помочь, то сердце наше исполняется жалостью и состраданием. И конечно никому никогда не придет в голову упрекнуть тяжело больного за его болезнь, хотя бы даже эта болезнь и была результатом его собственного неразумного поведения. А у медиков существует даже особая присяга, которую принимают начинающие свою практику врачи. В этой присяге они дают обещание проявлять в отношении к больным человеколюбие, чуткость, приветливость, заботливость и терпение.

Но разве неверующий человек, который и слышать не хочет о Боге и самое благовестие о Нем считает чем-то вредным и опасным для себя, не есть такое именно достойное искреннего и глубокого сожаления тяжело больное существо, считающее себя к тому же совершенно здоровым и отвергающее поэтому любую попытку оказать ему помощь?! Если же так, то сколько любви, терпения, заботливости, такта должно быть проявлено по отношению к такому человеку со стороны истинного христианина или христианки, чтобы не раздражить его и тем не усугубить его и без того тяжкую болезнь!..

В житии святого Василия Великого рассказывается об обращении ко Христу некоего иудея именем Иосифа. Это был очень опытный врач, который, обладая замечательным искусством врачевания, имел и дар такой наблюдательности, что мог по состоянию тяжело больного безошибочно предсказать день, а иногда и час его смерти. Св. Василий очень любил этого человека и старался посредством бесед с ним привести его к вере Христовой. Но Иосиф на все увещания отвечал, что хочет умереть в той вере, в которой был с детства воспитан. Однажды после горячей молитвы за своего друга св. Василий сказал Иосифу: «Знай, друг мой, что ни я, ни ты не умрем, прежде чем ты не станешь христианином!»

Между тем дни жизни св. Василия были сочтены: час отшествия его ко Господу приближался. Когда Иосиф пришел навестить больного, св. Василий спросил его: «Что ты думаешь о моем состоянии?» Иосиф ответил: «Владыка, уверяю тебя, что ты не доживешь до утра». Тогда святитель задал ему такой вопрос: «А что ты скажешь, если я останусь жить и завтра встану с одра болезни?» Иосиф ответил: «Это совершенно невозможно. И если бы это случилось, то даю слово, что я принял бы твою веру».

На следующее утро, укрепляемый силой Божией, св. Василий встал с постели и послал за Иосифом. Тот отправился к св. Василию, будучи совершенно убежден, что увидит его уже умершим. Изумление его при виде полного сил и бодрости святителя было столь велико, что он воскликнул: «Поистине велик Бог христианский!» – и тотчас изъявил готовность креститься. Св. Василий совершил Божественную Литургию и затем собственноручно крестил своего друга, нарекши ему имя Иоанн. После того как исполнилось его заветное желание и неверовавший друг его стал христианином, св. Василий, радуясь о Господе, начал готовиться к своему отшествию. Мирная кончина его последовала к вечеру того же для.

Так великая любовь святителя к нехристианину и его дерзновенная молитва о спасении души своего ближнего совершила великое чудо. Конечно, никто из нас не может и не должен мечтать о том, чтобы и по нашим молитвам Господь совершал явные и видимые чудеса обращения к истинной вере людей, не знающих Христа. Но указание на любовь к ближнему и на молитву за него как на самый надежный путь привлечения к вере Христовой сохраняет все свое значение и для нас и для нашего времени.

Пример неотступной молитвы о спасении заблудшихся, молитвы, подтверждающей истинность слов Господних: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7), мы можем видеть в жизни блаженного Августина и его матери Моники. Блаженный Августин, великий отец Церкви, прежде чем всецело обратиться на путь служения Богу и Его святой Церкви, долго блуждал по бездорожью пустой и суетной жизни: сначала он предавался беспечным, а подчас и греховным удовольствиям легкомысленных юношей, затем стал участником еретической общины манихеев. Мать его, блаженная Моника, много скорбела и непрестанно молилась о спасении души своего заблудшего сына. Она часто просила верующих поговорить с ее сыном, надеясь на благотворное влияние таких бесед. Просила она об этом и одного доброго православного епископа. Но тот с мудрой прозорливостью отказался от этого. Он видел, что из разговора с самоуверенным юношей ничего хорошего не получится: вследствие мнимой победы над собеседником у него лишь еще более воспламенится гордость. «Оставь его и молись о нем Богу,– сказал епископ. – Бог Сам откроет ему, в чем состоит его заблуждение». Но Моника продолжала со слезами просить помощи епископа. Тогда он ответил ей знаменитыми словами, которые она и приняла как голос с неба: «Иди и живи так, как я сказал. Не может быть, чтобы погиб сын стольких слез».

Слова епископа сбылись в свое время. Августин, на которого исключительно благотворное влияние оказало знакомство его с великим святителем западной церкви святым Амвросием Медиоланским, в конце концов твердо стал на путь истинного благочестия. Блаженная Моника имела счастье отойти ко Господу с сознанием полностью исполненного долга матери, с благодарной молитвой за своего сына на устах.

Но не каждому из нас дано подобное счастье – увидеть воочию искреннее и полное обращение ко Господу, к благочестивой христианской жизни дорогих сердцу заблудшихся ближних наших. Нередко причиной этому бывает или наша собственная рассеянная и далекая от идеала нравственного совершенства жизнь, или недостаточное усердие в молитвах. Иногда же терпеливое ожидание момента, когда Господь, не хотящий смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33:11), победит Своей любовью его сопротивляющуюся волю, является задачей и спасительным крестом всей нашей жизни. В этом случае мы становимся подобными смиренному и трудолюбивому труженику евангельской притчи, который «бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4:26–28).

Будем же всегда помнить и это евангельское назидание, и апостольские увещания к непрестанной молитве и спасительному терпению. Будем чаще вспоминать ту безмерную любовь и заботу, которой Сам Господь лелеет и окружает каждое Свое создание, дабы даровать ему спасение и жизнь вечную. Пророк Божий Исаия так говорит нам об этой божественной любви и заботе: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15).

Завещанный же нам труд любви по отношению к ближним, труд молитвы, благовестия и исповедания, да не будет казаться нам напрасным и бесполезным. Когда утомленные безрезультатной ловлей рыбы Апостолы услышали повеление Господне, данное Симону: »отплывы на глубину, и закиньте сети свои для лова«, то они сказали устами Петра: »Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали: но по слову Твоему закину сеть». И "сделавши это, – говорит Евангелист, – они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лк. 5:4–6).

Пусть же этот слышанный нами сегодня евангельский рассказ послужит и нашему назиданию в вере и нашему утешению в трудностях и испытаниях нашей жизни. Наше христианское плодоношение есть не наша заслуга, которая давала бы право всегда видеть ощутимые результаты наших трудов. И потому в надежде на неоскудевающую любовь и милость Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа станем, не ожидая ни награды, ни быстрого и очевидного успеха, смиренно исполнять заповеданное нам, руководствуясь святыми словами Апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия о Христе Иисусе» (1Сол. 5:16–18). Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle