Ильинский Тюменский монастырь
В ХVII веке в городе Тюмени существовал женский монастырь под названием Ильинского. Но так как документы, относящиеся к истории этого монастыря, не восходят далее 1625 года, то, конечно, относительно времени его основания могут существовать только более или менее вероятные догадки. Самое первое предположение о происхождении данного монастыря принадлежит г. Миллеру. В качестве “вероятной догадки“, Миллер высказал, впрочем, не совсем решительно, что “начало онаго монастыря или, по крайней мере, совершенное учреждение“ его должно приписать архиепископу Кипрану1. Но если Миллер не решился считать архиепископа Киприана за несомненного основателя Ильинского монастыря, то позднейшие местные исследователи Тобольской церковной старины стали категорически заявлять, что Тюменский Ильинский монастырь обязан своим происхождением не кому другому, как именно архиеп. Киприану2. Но помимо этих догадок существует еще иное предположение, высказанное проф. П.Буцынским. По мнению Буцынского, основание Ильинского монастыря относится не ко времени архиеп. Киприана, а к началу ХVII века. Вот какие соображения но этому предмету высказывает проф. Буцынский. В 1600 году тюменские жители подавали царю Борису Годунову челобитную о дозволении им строить в Тюмени церковь в честь Бориса и Глеба с приделом св. пророка Илии. Но испросивши разрешение построить двухпрестольную церковь, они построили только однопрестольную в честь Илии пророка. Затем в1601 году в Тюмень был прислан “черный поп“ Никон. “Он-то, вероятно, и положил начало Ильинскому монастырю при вышеупомянутой церкви“, говорит Буцынский. По мнению Буцынского, Ильинский монастырь был древнее Троицкого (или, по-прежнему, Преображенского) мужского монастыря, основанного монахом Нифонтом в 1616 году, так как, по словам Буцынского, “невозможно предположить, имея ввиду русские обычаи, чтобы в Тюмени до основания Троицкого монастыря, т. е. до 1616 года, не было никакого монастыря; вероятнее всего, что Ильинский монастырь начал свое существование с построением церкви во имя пророка Илии и с прибытием в Тюмень монаха Никона“. Но первоначально, как думает проф. Буцынcкий, в этом монастыре жили вместе монахи и монахини, а с основанием в 1616 году Троицкого (Преображенского) монастыря монахи переселились в этот последний, монахини же остались жить в Ильинском3. Но эти соображения проф. Буцынского, будучи весьма правдоподобными, не имеют все-таки под собой каких-либо прочных положительных оснований. Ведь, пребывание в Тюмени черного попа Никона само по себе еще нисколько не говорит о происхождении в Тюмени какого-либо монастыря. Черные попы в ХVII веке были во многих сибирских городах. Они были в Сургуте, и в Пелыме и прочих местах, но монастырей они вовсе не основывали там, а только исполняли в тех городах обязанности приходских священников. Конечно, можно с полным правом указывать в доказательство своего мнения о возникновении Ильинского монастыря в начале ХVII века на старинные русские обычаи, но, ведь, с неменьшим же правом можно, за отсутствием положительных доказательств, утверждать, что и старинные обычаи были не без исключений. Во всяком случае вопрос о времени возникновения давно уже упраздненного Ильинского монастыря остается открытым и до сих пор.
Что касается документов, в первый раз заговоривших об этом монастыре, то они относятся уже ко времени первого Тобольского ариепископа Киприана. Сохранилась грамота царя Михаила Федоровича от 15 марта 7132 (1624) года к тюменским воеводам князю Мих. Бор. Долгорукову и Юрию Афин. Редрикову. Эта грамота была послана в ответ на челобитье двух тюменских стариц Евфросиньи Клычихи и Агриппины Речкиной, которые жаловались царю на свое бедственное положение: “скитаются-де они на Тюмени меж двор и кормятся Христовым именем“, между тем как другим тюменским старицам дают царское “годовое жалованье – ругу хлебом и деньгами“. Жалуясь на свое положение, эти старицы просили царя, чтобы он их пожаловал: велел бы “им быти на Тюмени в Ильинском монастыре на прибавку с ружными старицами вместе”. Царь удовлетворил просьбу стариц и распорядился чтобы тюменские воеводы “старицам Ефросинье Клычихе да Огрофене Речкине велели быти на Тюмени у Ильи пророка в монастыре с ружными старицами в ряд, и велел им царское годовое жалованье – ругу давати, как и прочим того монастыря старицам дают“4. Эта грамота ясно показывает, что в1624 году Ильинский монастырь уже существовал, и жившие в нем монахини пользовались пособием от московского правительства, но в каком размере выдавалась им тогда руга, неизвестно. По свидетельству г.Миллера и проф. Буцынского, ссылающегося на один старинный документ, хранящийся в архиве министерства иностранных дел5, еще в 1623 году старицы тюменского женского монастыря жаловались архиепископскому десятнику на свою игумению, названную у Миллера Каптелиной (Капитолина?), в духовном деле, что она “живет не по иноческому обещанию“ и ссылались на одного ярыжку, как на свидетеля грешных дел игумении. Десятник потребовал этого ярыжку к допросу, но ярыжка не захотел пред ним давать никаких показаний, говоря, что он может объявить про то духовное дело игумении только самому архиепископу. Тогда десятник обратился к воеводе с тем, чтобы он посадил на время ярыжку в тюрьму, но воевода отказал ему в этом6. Кажется, что на этом и остановилось дело по обвинению тюменской игуменьи. Права или, действительно, виновата была игуменья, сказать за отсутствием материалов трудно, но во всяком случае очевидно, что внутри монастыря между монахинями и игуменией были несогласия и существовало явное недовольство со стороны первых на последнюю.
Год упразднения этого монастыря также неизвестен, как и год его основания. Но по всей вероятности, век этого монастыря был весьма не велик. Упомянутые два документа есть единственные документы, касающиеся Ильинского монастыря. Кроме них неизвестно ни одного документа где бы упоминалось имя этого монастыря. По всей вероятности, он прекратил свое существование еще в царствование Михаила Федоровича, так как в следующее царствование Алексея Михайловича в Тюмени возник новый женский монастырь Успенский или Алексеевский. Трудность определения времени упразднения Ильинского монастыря осложняется еще тем обстоятельством, что некоторые писатели7 почему-то отождествляют эти два монастыря признавая “Ильинский“ и “Успенский “(Алексеевский) монастыри лишь за различные названия одного и того же монастыря. Но мы со своей стороны думаем, что Ильинский и Алексеевский были различные монастыри, так как, во-первых, по существовавшему в Алексеевском монастыре преданию, Алексеевский монастырь основан был в царствование Алексея Михайловича8, монастырь же Ильинский упоминается еще при Михаиле Федоровиче; во-вторых, Ильинский монастырь существовал при церкви в честь Илии пророка (приход которой существует и в настоящее время), монастырь же Успенский (Алексеевский) находился при Успенской церкви с приделом в честь митр. Алексия (ныне тоже приходская).
Свящ. А. Юрьевский
* * *
Миллер I. История Сибирская. «Ежемесячн.сочин.» 1764 г., май, стр. 407.
Напр., Недосеков А. Архиеп. Киприан. «Тоб. Епарх. Вед.» 1887 года, № 9–10.
Буцынский П. проф. Заселение Сибири. Харьк. 1889 г., стр. 85–86.
Русская историч. библютека, т. II, № 140, столб. 481–482.
К сожалению, этого документа мы не видели.
Буцынский П. Заселение Сибири, стр. 290. – Миллер I. Ист. сибирская. «Ежемeсячн. соч.» 1764 г., май стр. 407.
Арх. Мин. Юст., Коллегия Экономии, № 669, л. I.
Недосеков А., стр.186. Зверинский В. Материалы, ч. II, № 832.