Киево-Печерская лавра
1) Место ее в ряду других русских монастырей и значение ее в истории русской церкви и русского народа. Киево-Печерская лавра, по справедливости, занимает выдающееся место среди всех иноческих обителей православной России. Такое положение ее создалось на почве не одной только исторической традиции, но и действительного значения, какое имел в истории России этот монастырь. Киево-Печерской лавре принадлежит бесспорно, пальма первенства в ряду всех русских монастырей, существовавших, прежде и теперь существующих, не только потому, что она была действительно первым истинно русским народным монастырем (в собственном смысле этого слова) в России, по времени своего происхождения, но, также, и по сумме того духовного блага, какое она принесла русскому народу, и какое неизмеримо превосходит заслуги всех других позднейших русских монастырей на пользу русского народа и государства. Правда, и позднейшие наши монастыри, несомненно, сослужили свою великую службу для русского народа. Но все они трудились, если можно так выразиться, на поле, уже отчасти возделанном, или, по крайней мере, значительно очищенном от сорных трав. Первоначальники же Киево-Печерской лавры были первыми ратаями на великом русском поле, первыми работниками на поприще духовного образования и воспитания русского народа в самом широком, даже всеобъемлющем смысле этого выражения. Позднейшие монастыри, – даже те из них, которым, волею Божиею, было указано трудиться в необитаемых странах великой России, среди непроходимых болот и лесов, – имели уже перед собою готовый образец в виде подвижнической жизни и деятельности первоначального русского монастыря – Киево-Печерской лавры. Один этот пример значительно облегчал их труд, особенно в нравственном отношении. Заслуги и слава Киево-Печерского монастыря воодушевляли позднейших русских иноков в их высоком служении обществу, возбуждали и усиливали их энергию, освещали им путь к достижению высокой цели их призвания. Особенно замечательна всеобъемлемость подвига и служения, которыми приобрела пальму первенства во всех отношениях среди русских иноческих обителей и создала свою славу Киево-Печерская лавра. Все позднейшие монастыри прославились своей деятельностью, преимущественно, на одном каком-либо поприще: или учительном, или просветительном, или миссионерском, или церковно-политическом, а Киево-Печерская лавра, особенно в первый период своего существования, была одинаково славна во всех этих отношениях. Она была тогда истинным средоточием христианско-просветительной деятельности среди русского народа, центром всей русской христианской образованности. Киево-Печерская лавра сиянием высоких нравственных подвигов, явленных перед русским народом ее первыми иноками, оказала могучее содействие христианскому солнцу, взошедшему над русскою землей при св. кн. Владимире, для рассеяния того тумана, той тьмы, которая окружала тогда русскую землю, освещенную пока на одних только вершинах ее. Благодаря такому исключительному своему положению среди русских монашеских обителей и значению, Киево-Печерская лавра произвела глубокое и неотразимое впечатление не только на современников ее происхождения, но и на отдаленных потомков их. Та величайшая сила человеческого духа, какую явили миру первые русские монахи, лучшие во всех отношениях представители святой Руси, в подземном, пещерном киевском монастыре, неудержимо влекла и теперь влечет сотни тысяч русского народа в Киево-Печерскую лавру на поклонение ее многочисленным и замечательным святыням. Сила эта нисколько не умалилась и не ослабела даже и в то время, когда внешность Киево-Печерской лавры утратила было на время свою первоначальную красоту, когда монастырские храмы и стены лежали в развалинах, когда сама лавра вместе с Киевом и со всей Западной Русью находилась под чуждым владычеством. Наоборот, в период чуждого владычества в Юго-Западной Руси (сначала татарско-монгольского, а потом польско-литовского) слава и сила нравственного обаяния Киево-Печерской лавры сияли для русского народа еще ярче и сильнее прежнего: тогда она была истинным фокусом, в котором слились лучшие и сильнейшие лучи русской народной веры, нравственности и образованности. И ныне Киево-Печерская лавра является славнейшим и любимейшим среди всех русских монашеских обителей местом паломничества для нашего благочестивого русского народа. Самый Киев свое высокое значение «русского Иерусалима» имеет в глазах русского народа, благодаря именно Киево-Печерской лавре и ее святыням.
2) Основание и первоначальное устройство Киево-Печерской лавры. Основание Киево-Печерской лавры положил в половине XI в. преп. Антоний. Он был уроженец города (ныне местечка) Любеча Черниговской области. Отправившись на православный Восток, он посетил Афонскую гору, в одном из монастырей которой принял иноческое пострижение. По возвращении в Россию, преп. Антоний задумал основать свой монастырь и место для него избрал в 3 верстах от (тогдашнего) города Киева вниз по течению р. Днепра на высоком берегу его. Здесь он сначала поселился один в пещере, которую выкопал для себя священник соседнего великокняжеского села Берестова Иларион, и которая оставалась свободной, после избрания Илариона в 1051 г. киевским митрополитом. Слава о подвигах преп. Антония распространилась среди окрестного населения, и к нему начали собираться люди, искавшие места для уединенных подвигов. В числе других к преп. Антонию явился (около 1055–1056 г.г.) преп. Феодосий, который и сделался настоящим устроителем Киево-Печерской лавры. Преп. Феодосий родился в г. Василеве (ныне Василькове) киевской области. Когда он был еще в малых летах, родители его переселились в Курск, где преп. Феодосий провел свое детство и юность. По смерти отца, Феодосий остался на попечении матери, которая горячо любила своего сына и желала видеть его наследником отцовского имения. Но сам преп. Феодосий, по природному расположению, стремился к удалению от мира. Несколько попыток его бежать из-под родительского крова в Киев были предупреждены и расстроены матерью. Но, в конце концов, преп. Феодосию все-таки удалось тайно уйти в Киев. Здесь он явился к преп. Антонию, который, после непродолжительного колебания (ввиду особенной молодости просившего), принял его в свое братство. Между тем, сам преп. Антоний, всегда стремившийся к уединению и созерцательной, подвижнической жизни, оставил первоначальную пещеру, которая приняла вид подземного, пещерного монастыря, и удалился на ближайшую гору, где ископал для себя новую пещеру. Скоро около него образовалось новое небольшое монашеское братство, которое вело подвижническую жизнь в пещерах, известных теперь под именем ближних, или Антониевых пещер. Над прежним братством, оставшимся в пещерах, в которых первоначально подвизался преп. Антоний и которые теперь известны под именем дальних, или Феодосиевых пещер, преп. Антоний поставил игуменом Варлаама. Когда же этот последний был взят вел. кн. Изяславом в игумена для устроенного им Димитриевского монастыря, то пещерное братство избрало, с согласия преп. Антония, своим игуменом преп. Феодосия. В это время в монастыре было всего 20 иноков, которые, по происхождению своему, принадлежали преимущественно к высшим классам русского общества. Преп. Феодосий стал принимать в монастырь всех, вообще, русских людей, не исключая и простых, под условием искреннего расположения их к монашеской жизни, и скоро собрал до 100 иноков. Преп. Феодосий ввел в своем монастыре строгий устав, по образцу греческого, так наз., Студийского. Преп. Феодосий, с благословения преп. Антония и с разрешения вел. кн. Изяслава, перенес монастырь на близлежащую гору, на то место, где он и ныне находится. Последние свои заботы о благоустройстве Киево-Печерской лавры преподобные Антоний и Феодосий выразили тем, что в 1073 г. заложили каменную церковь во имя Успения Пресв. Богородицы. В 1073 г. скончался преп. Антоний, а 3 мая 1074 г. умер и преп. Феодосий. Устройство великой монастырской церкви продолжали преемники преп. Феодосия – игумены Печерские: Стефан, Никон и Иоанн. Строили ее греческие мастера, которые привезли с собою и икону Успения Божией Матери, составляющую доныне величайшую святыню Киево-Печерской лавры. В 1077 г. церковь была готова вчерне и в таком виде оставалась до 1083 г. В этом, последнем, году явились греческие мастера, которые начали украшать церковь мозаикой, фресками и иконами. В писании икон для великой лаврской церкви принимал участие и русский ученик греческих мастеров – преп. Алипий иконописец. К 1089 г. церковь была вполне окончена и 14 августа того же года была освящена киевским митрополитом Иоанном. С освящением великой церкви, закончилось первоначальное устройство Киево-Печерской лавры.
3) Краткий очерк истории Киево-Печерской лавры. В течение многовекового, более чем восьмисотлетнего своего существования Киево-Печерская лавра, разделявшая общую историческую судьбу русской церкви и русского народа, претерпела много важных перемен, в результате которых и явилось нынешнее ее состояние. С этой стороны история Киево-Печерской лавры может быть разделена на следующие периоды: 1-й) 1089–1240 г., 2-й) 1240– 1362 г., 3-й) 1362–1687 г., 4-й) 1687–1786 г. и 5) с 1786 до настоящего времени.
1) В течение первого периода своего существования Киево-Печерская лавра, находясь под защитою великих князей и пользуясь любовью всего русского народа, продолжала внутренне развиваться, и с внешней стороны возрастать и укрепляться. Неизвестно в точности, когда и при каких обстоятельствах (по традиции самой Киево-Печерской лавры при вел кн. Андрее Боголюбском и по его почину), она уже в это время приобрела права патриаршей ставропигии и наименование лавры, а игумены ее – звание архимандритов. Тогда же, частью путем покупки, но, преимущественно, путем доброхотных пожертвований от князей и других благотворителей, Киево-Печерская лавра приобрела большие недвижимые имения и другие обширные средства. Обилие средств давало ей полную возможность проявлять широкую общественную благотворительность и, в то же время, устраиваться самой. После 1106 г. бывшим Черниговским князем Николою Святошей, постригшимся в Киево-Печерской лавре, был устроен в ней больничный монастырь с церковью во имя Пресв. Троицы; в 1108 г. в Киево-Печерской лавре была устроена каменная трапеза; во второй половине XII в. монастырь был обнесен кругом каменною стеной. Кроме того, в 1109 г. на погосте великой церкви, у юго-западного угла ее, было погребено тело княжны Евпраксии, дочери в. к. Всеволода Ярославича, и над ее прахом была построена часовня. Но, вместе с тем, Киево-Печерская лавра, разделяя судьбу Киева, подвергалась бедствиям и разорениям, вследствие междоусобных войн русских князей, или же нападений иноземных врагов. Так, напр., 20 июня 1096 г. половцы вторглись в монастырь, ограбили церковь и обитель. В 1240 г. Батый совершенно разорил Киево-Печерскую лавру, превратив обитель в развалины. Некоторые думают, что после Батыева погрома уцелели только стены великой церкви, маленький храм Предтеченский, пристроенный к ней, и еще Троицкая церковь на святых воротах.
2) В течение следующего периода (1240–1362 г.) Киево-Печерская лавра находилась, кажется, все время в запустении подобно тому, как и сам Киев в то время опустел. Монахи Печерские жили в окрестных лесах и пещерах, собираясь в монастырь только для слушания службы, которая совершалась в малом уцелевшем храме обители.
3) С переходом Киева и с ним Киево-Печерской лавры под власть сначала великих князей литовских, а затем, после соединения Литвы с Польшей в 1386 г., польских королей, Киево-Печерская лавра начала постепенно оправляться, обстраиваться и восстановлять свое прежнее внутреннее, и внешнее устройство. Постепенное восстановление Киево-Печерской лавры совершилось среди многих неблагоприятных условий. По-прежнему продолжались разрушения ее татарами, напр., в 1399 и 1416 г. В 1470 г. великая церковь Киево-Печерской лавры была восстановлена из развалин наместником киевским князем С.А. Олельковичем, а в 1480 г. кн. Ю.С. Гольшанский жалованною грамотой подтвердил права Киево-Печерской лавры на владение некоторыми землями. Киево-Печерская лавра начала было устрояться, но ненадолго. 1 сентября 1482 г. татарский хан Менгли-гирей разорил Киев и, вместе с ним, Киево-Печерскую лавру, которая после того опять запустела. В XVI в., благодаря возникновению на юге России казачества, которое приняло под свою защиту и Киево-Печерскую лавру, последняя снова начала постепенно, хотя и медленно, поправляться и устраиваться. Материальное положение ее, – особенно при обильных жертвах в пользу ее со стороны разных благотворителей из среды западнорусских ревнителей православия, – было в это время, можно сказать, даже удовлетворительное. Больше всего она терпела теперь от произвола и вмешательства в ее внутренние дела со стороны польских королей и, вообще, правительства польского. По этой причине открылось широкое поле для всяких искательств, интриг и борьбы из-за доходного архимандричьего места в Киево-Печерской лавре со стороны разных шляхтичей, которые искали этого сана, привлекаемые не внутренним расположением к монашеству, или желанием потрудиться на пользу монастыря, а исключительно «духовным хлебом», т. е. богатством его. Оттого среди архимандритов Киево-Печерской лавры в XVI в. стали появляться иногда недостойные лица, производившие в обители разные беспорядки. С конца XVI в., когда в Западной России была введена церковная уния, начались усиленные попытки латино-униатской партии привлечь Киево-Печерскую лавру на сторону унии. К счастью, в это же время на архимандричьем месте Киево-Печерской лавры появляются выдающиеся ревнители и борцы за православие (напр., Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, Петр Могила и др.), благодаря чему Киево-Печерская лавра является теперь одним из главнейших светильников и оплотов православия в Западной Руси и центром борьбы за веру и народность русскую. Таким направлением деятельности Киево-Печерской лавры обусловлено было появление в ней просветительных учреждений в виде типографии, школы и др., равно как оживление книгоиздательства, имевшего полемический характер. Важное значение для Киево-Печерской лавры в ее борьбе за свою самостоятельность и за православие имело еще и то обстоятельство, что она во все это время была ставропигией патриаршей, т. е. находилась под защитою константинопольского патриарха. С 1654 г., т. е. со времени присоединения Малороссии к Московскому государству, обозначается начало нового направления в жизни и деятельности Киево-Печерской лавры. Она в лице своих архимандритов начинает теперь принимать деятельно участие в церковно-политической жизни Киева и всего Юго-Западного края, постепенно переходившего фактически и юридически под власть России. Вслед за подчинением киевской митрополии московскому патриарху и присоединением Киева к России (в 1685–1686 г.), Киево-Печерская лавра была сделана (в 1868 г.) ставропигией московского патриарха и тогда началась новая жизнь Киево-Печерской лавры.
4) Ровно в течение столетия (1687–1786 г.) она живет под управлением своих архимандритов, избираемых (за редкими исключениями, напр., Иосифа Оранского) братией, и под высшею властью сначала московского патриарха и его местоблюстителя, а затем Св. Синода. Несмотря на то, что в это время ей пришлось перенести несколько опустошительных пожаров, особенно пожар 1718 г., когда все храмы и здания (кроме Троицкой церкви на св. вратах), древние грамоты, драгоценности, богатая библиотека и архив ее сделались жертвою огня, – несмотря на это, Киево-Печерская лавра в течение XVIII в. обновилась, обстроилась, украсилась и значительно увеличила свои имущества и средства.
5) В 1786 г. Киево-Печерская лавра приведена на штатное положение, когда многие имения ее были отобраны в казну, и поставлена под управление киевского митрополита, получившего звание священноархимандрита Киево-Печерской лавры. С того времени начался новый период в истории Киево-Печерской лавры, продолжающийся доселе, причем теперь, несмотря на значительное сокращение средств, вследствие отобрания имуществ в казну, благочестивое усердие государей и благоговейное уважение всего православного русского народа к лаврской святыне дают возможность Киево-Печерской лавре поддерживать внешнее благолепие и благосостояние славной обители на высоте, соответствующей ее великому историческому значению.
4) Храмы Киево-Печерской лавры и их святыни.
I) Соборная, или великая церковь. Построена она была, при известных уже нам обстоятельствах, греческими мастерами в византийском стиле XI в. В 1470 и 1722–1729 г.г. она была возобновлена, причем, хотя первоначальный план ее и был удержан, но фасад подвергся изменению, особенно карнизы, фронтоны и главы на куполах. В это же, и в другое время, к первоначальной церкви были сделаны пристройки с северной и южной сторон ее. В последнее время церковь капитально ремонтирована – в 1879–1880 г.г., снаружи, и в 1890-х годах, внутри. Кроме главного Успенского престола, в ней имеются еще придельные: а) внизу: 1) Михайловский, 2) Богословский, 3) Трехсвятительский, 4) Стефановский, 5) Предтеченский (в северо-западном углу); б) вверху: 1) Андреевский, 2) Преображенский, 3) Антониевский и 4) Феодосиевский. Главнейшую святыню великой церкви и, вообще, Киево-Печерской лавры составляет чудотворная икона Успения Божией Матери, помещающаяся над царскими вратами. В великой же церкви Киево-Печерской лавры находятся: икона Пресв. Богородицы, именуемая Игоревскою, так как пред нею молился кн. Игорь Олегович пред убиением его киевлянами в 1147 г., и св. мощи в особых раках: св. кн. Владимира (глава), св. митр. Михаила, преп. Феодосия (под спудом), всех Печерских угодников (частицы) и архидиакона Стефана; под полом в Стефановском приделе лежит нетленное тело митр. Тобольского Павла (Конюскевича), а под полом главного (среднего) храма погребены тела некоторых архимандритов Киево-Печерской лавры и князей – ее покровителей; на погосте около церкви так же погребены были тела многих архимандритов и др. именитых людей.
II) Трапезная, во имя преп. Антония и Феодосия, церковь, находящаяся рядом с великою церковью, по правую сторону ее, построена в 1893–1895 г. г. на месте Петропавловской, первоначально устроенной еще в домонгольский период и восстановленной в 1720 г. Трапезная Антониево-Феодосиевская церковь недавно расписана внутри художественной живописью.
III) Благовещенская церковь при митрополичьем доме. Благовещенская церковь при митрополичьем доме, начата постройкой в 1904 г. и окончена в 1905 г. Она построена иждивением митрополита Флавиана на месте прежней, которая была построена в 1840 г. в примыкавшем к настоятельскому дому одноярусном здании, служившем до того времени парадною столовой в большие праздники Киево-Печерской лавры. Вновь построенная Благовещенская церковь, заменившая, вместе с тем, и Крестовую церковь, находившуюся в самом митрополичьем доме, состоит из двух этажей и хор, в коих устроены следующие 4 престола: 1) главный, во втором этаже, в честь Благовещения Пресв. Богородицы, освящен 30 октября 1905 г.; 2) в нижнем этаже, – во имя святителя Михаила, первого митрополита киевского, освящен 1 ноября 1905 г.: 3) на хорах справа – во имя святителя Флавиана, патриарха Цареградского, освящен 2 ноября 1905 г., и 4) на хорах слева – во имя святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, освящен 4 ноября 1905 г.
IV) Троицкая церковь на святых вратах, устроенная в домонгольский период и возобновленная гетманом И. С. Мазепою в конце XVII в.; замечательна особенно иконопись этой церкви, представляющая любопытный памятник южнорусской церковной росписи самого начала XVIII в.
V) Николаевская церковь в т. наз. больничном монастыре, находящемся в северо-западном углу лаврской усадьбы и основанном в домонгольский период; сама церковь построена в XVIII в.; в ней находятся чтимые иконы св. Николая и великомуч. Варвары, старинного письма.
VI) Больничная церковь во имя иконы Божией Матери: «Утоли моя печали» находится над вышеупомянутою Николаевскою церковью и устроена в 1861 г. во втором этаже большого здания, построенном в 1860 г.
VII) Церковь во имя всех святых на т. наз. экономических воротах Киево-Печерской лавры построена в 1698 г. гетманом И. С. Мазепой.
VIII) Церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости устроена в 1865 г. в верхнем этаже каменного здания странноприимной больницы, которая находится за оградою Киево-Печерской лавры, во дворе.
IX) Крестовоздвиженская церковь над входом в ближние пещеры Киево-Печерской лавры устроена в 1700 г.
X) Церковь во имя всех Печерских преподобных, пристроенная в 1839 г. в конце галереи, ведущей в вышеозначенную Крестовоздвиженскую церковь.
XI) Сретенская церковь, деревянная, при келии блюстителя ближних пещер, устроенная в 1854 г.
XII, XIII и XIV) Антониевская, Введенская и Варламовская церкви, находящиеся под землею в ближних пещерах, причем, первые две из них были устроены еще в домонгольский период, а последняя – в 1691 г. киевским митрополитом Варлаамом Ясинским, бывшим архимандритом Киево-Печерской лавры.
XV) Рождество-Богородичная церковь, устроенная в 1696 г. киевским полковником Константином Мокиевским, на вершине холма, при дальних пещерах, на месте прежней деревянной, устроенной еще в домонгольский период.
XVI) Церковь во имя зачатия св. Анны, построенная в 1809–1811 г. над входом в дальние пещеры, на месте прежней Зачатиевской же церкви, построенной в 1679 г.
XVII, XVIII и XIX) Благовещенская, Христорождественская и Феодосиевская церкви, устроенные, вероятно, еще в домонгольский период (о Благовещенской ц. это несомненно известно).
Пещеры Киево-Печерской Лавры. Величайшую достопримечательность Киево-Печерской лавры, благоговейно чтимую русским народом, благодаря почивающим здесь св. мощам Печерских угодников составляют пещеры ее – ближние и дальние. Происхождение их нам известно. Киевские пещеры устроены подобно лабиринту, настолько разнообразно и сложно, что человеку, не знакомому с их расположением, весьма трудно найти выход из них без опытного проводника. Пещеры эти не суть произведение природы, но дело рук древних Печерских подвижников, тела которых в продолжении нескольких столетий почивают здесь нетленными. Киевские пещеры с древнейшего времени производили неотразимо сильное впечатление на посетителей их. Посему они часто бывали предметом горячей полемики между православными и латино-униатами. Главным предметом полемики служило нетление мощей, находящихся в киевских пещерах. «Не качество почвы причиною этому, – доказывали, обыкновенно, православные полемисты XVII в., – другие тела, там же положенные, превращались в прах, но Печерские угодники удостоены нетления за святость своей жизни и особенную любовь к Богу». Начатое преп. Антонием и Феодосием пещерное подвижничество продолжалось после них в течение нескольких столетий. Печерские подвижники отнюдь не были «пещерными людьми», как думают иные. Наоборот, Печерские подвижники были носителями и воплотителями начал высшего нравственного совершенства, выразителями победы духа над плотью. Пещерное подвижничество отнюдь не было ничего не деланием; наоборот, оно было выражением и плодом высшего напряжения сильной, высокой и чистой религиозно-нравственной жизнедеятельности, содержание которой составляли: постоянная молитва, строгий пост, изнурительные телесные труды и непрерывная борьба духа со злом и страстями. С давнего времени, когда киевский Печерский монастырь был выведен на поверхность земли и перенесен на настоящее свое место, пещеры киевские сделались кладбищем иноков. В течение восьми столетий, вследствие землетрясений и других причин, киевские пещеры подвергались и некоторым переменам, но в большей своей части они сохранились до нас почти в первобытном своем виде. Теперь в киевских пещерах, приведенных в настоящий свой вид, заботами митрополитов – Петра Могилы, Евгения Болховитинова и др., кроме перечисленных церквей, находятся в особых нишах, расположенных по обе стороны подземных коридоров, св. мощи Печерских угодников. В ближних пещерах почивают мощи 73 святых угодников и 30 мироточивых глав, а в дальних пещерах – мощи 45 святых угодников и также 30 мироточивых глав.
Ризница Киево-Печерской лавры. Одну из важных достопримечательностей Киево-Печерской лавры составляет ризница. Эта последняя с давнего времени помещается в юго-западном углу великой лаврской церкви, в особом отделении. В ней хранятся древние вещи церковной утвари и драгоценности, пожертвованные Киево-Печерской лавре в разное время русскими царями и царицами, императорами, малороссийскими гетманами, русскими вельможами и духовными лицами. Здесь собрано и содержится в образцовом порядке множество драгоценных евангелий, крестов, чаш, панагий, саккосов, риз, митр, архиерейских жезлов и др. вещей. Наиболее древними вещами в лаврской ризнице являются евангелие рукописное и кадильницы от XVI в., а все прочие вещи относятся к ХVII и XVIII вв.
5) Типография Киево-Печерской лавры. В особом здании, находящемся к востоку от великой лаврской церкви, прямо против алтаря ее, и построенном в 1720 г., помещается типография Киево-Печерской лавры, представляющая один из важнейших органов замечательной и высокоблаготворной для всего русского народа православного и даже для всего, вообще, православного христианства просветительной деятельности Киево-Печерской лавры. Типография эта была заведена архимандритом Елисеем Плетенецким (1595–1624 г.), который приобрел стрятинскую типографию, оставшуюся после смерти шляхтича Феодора Балабана († 24 мая 1606 г.). Вопрос о начале книгопечатания в типографии Киево-Печерской лавры доселе остается открытым. Со времен м. Евгения Болховитинова в науке преобладает мнение, что первыми книгами, напечатанными в типографии Киево-Печерской лавры, был «Часослов с Богом»... 1617 г. и Анфологион 1619 г. Но это мнение, поскольку оно отожествляется с мнением о начале вообще типографии Киево-Печерской лавры, основано на шатких и слабых аргументах. Необходимо заметить, что традиция Киево-Печерской лавры начало книгопечатания в типографии ее отодвигает до 1608 г., и даже до 1606 г. Эта традиция имеет основания – и теоретические, и фактические (в виде некоторых указаний, находящихся в лаврском архиве). Типография Киево-Печерской лавры была учреждена ее основателем и поддержана первоначальными ее деятелями с той целью, чтобы, как они сами говорили, – «отклонить православных от черпания воды от чуждых учений и предоставить им для пития воду от своих студенец и источник, и чтобы вечно и непорушно соблюсти отеческое благочестие и церковное правило». Эта высокая цель достигалась типографией Киево-Печерской лавры посредством печатания и распространения среди православного народа частью полемических сочинений, защищавших православную веру от различных обвинений и нападок на нее со стороны латино-униатов, на польском, как государственном тогда в крае, и на старорусском языках, большей же частью, и преимущественно, церковно-богослужебных книг и святоотеческих творений, доставлявших православному народу здравую и чистую духовную пищу и утверждавших его в благочестии. Эту высокую цель типография Киево-Печерской лавры преимущественно преследовала и осуществляла от начала своего существования до 1688 г., причем, во все это время она вместе с самою лаврой находилась под благословением константинопольского патриарха и под действием (до 1654 г. фактическим и до 1686 г. только юридическим) прав и законов польско-литовского государства. С конца XVII в. и в течение XVIII в. просветительная деятельность типографии Киево-Печерской лавры выражалась в печатании и распространении среди православного русского народа преимущественно, и даже почти исключительно, церковно-богослужебных книг на славянском и, отчасти, на греческом, и других иностранных языках. Во все это время типография Киево-Печерской лавры, состоя под непосредственным управлением архимандритов с их «капитулою», или, позднее, духовного собора, независимых от киевских митрополитов, находилась «под благословением» и ведением сначала московских патриархов, а потом, с 1721 г., Св. Синода, которые особенно внимательно следили за тем, чтобы типография Киево-Печерской лавры «не печатала никаких книг, кроме церковных прежних изданий, и эти последние печатала в совершенном согласии с великороссийскими и московскими образцами». Эта опека, – должно сказать, – сильно и без нужды стесняла типографию Киево-Печерской лавры. В таком положении типография Киево-Печерской лавры находилась до 1786 г. Став 10 апреля 1786 г., вместе с Киево-Печерской лаврой, под власть киевских митрополитов, получивших теперь звание священноархимандритов Киево-Печерской лавры, типография ее уже в следующем 1787 г. получила важное право печатать, кроме славянских церковно-богослужебных книг, разные сочинения на русском и других разных иностранных языках. Это право, выразившееся реально в открытии т. наз. академической типографии при типографии Киево-Печерской лавры, внесло значительное оживление в деятельность лаврской типографии. С того времени, под высоким покровительством и сильною защитою своих священноархимандритов, типография Киево-Печерской лавры начала постепенно расширяться, и во всех отношениях совершенствоваться, пока не достигла современного своего состояния. Теперь типография Киево-Печерской лавры занимает довольно обишрное 21/2 этажное здание (два этажа по фасаду, от великой церкви, и три этажа со стороны Днепра), в нижнем этаже которого помещается паровик, дающий отопление для всего здания и приводящий в движение машины, станки печатные и токарные, в середине – несколько (7) усовершенствованных скоропечатных машин и ручных станков, и в верхнем – сушильня, литография, хромолитография и ксилография. И теперь типография Киево-Печерской лавры печатает преимущественно церковно-богослужебные книги, которыми пользуется значительная часть церквей нашего отечества и всего православного славянского мира, равно как и книги Св. Писания, церковно-исторические, нравоучительные и отчасти учебные пособия. Немалую часть своих изделий, которые по красоте шрифта, изяществу отделки и доброте бумаги равняются изданиям лучших наших типографий и даже превосходят их, Киево-Печерская лавра безвозмездно жертвует бедным церквям не только в России, но и в Греции, Болгарии, Сербии, на Афоне и пр.
6) Библиотека и архив Киево-Печерской лавры. На юго-запад от великой церкви Киево-Печерской лавры находится большое, высокое и красивое здание, представляющее главную лаврскую колокольню. Колокольня Киево-Печерской лавры построена в 1731–1745 г.г. по проекту архитектора Шейдена. Высота ее с крестом равняется 46 саж. Снаружи она украшена колоннами различных архитектурных орденов: дорического, ионического и коринфского. Внутри колокольня состоит из нескольких ярусов. Верхние ярусы заняты колоколами. В самом нижнем ярусе помещается теперь архив Киево-Печерской лавры. Дела, хранящиеся в этом архиве, начинаются только с 1718 г. Более ранние дела погибли в пожаре и только некоторые древние документы уцелели, преимущественно, в виде копий. Архив подразделяется на несколько отделов и находится в порядке. В одном из средних ярусов колокольни Киево-Печерской лавры, представляющем довольно просторное и светлое помещение, находится теперь библиотека Киево-Печерской лавры, перенесенная сюда сравнительно недавно с хор великой церкви, где она помещалась прежде. Библиотека Киево-Печерской лавры сравнительно нового собрания. Древнее собрание книг ее, очевидно, погибло в огне во время пожара 1718 г. Нынешняя библиотека, образовавшаяся преимущественно по завещаниям настоятелей, ученой братии Киево-Печерской лавры и некоторых сторонних жертвователей, состоит из довольно значительного числа печатных книг и рукописей. Всех рукописей в библиотеке Киево-Печерской лавры насчитывается теперь до 429 №№. Они поступали сюда частью из филиальных библиотек, существовавших при монастырях – больничном, ближних и дальних пещер и уцелевших от пожара 1718 г., большей же частью написаны были уже после этого года. По языку рукописи библиотеки Киево-Печерской лавры разделяются на славяно-русские (276), латинские (133), польские (4) и греческие (2), по материалу – на пергаментные (3) и бумажные (412), по времени написания – на рукописи XIV в. (2), XV в. (5), XVI в. (до 40) и прочие XVIII и XIX в.в., по содержанию – на относящиеся к Свящ. Писанию, толкованию его и библейской истории (18), к литургике и каноническому праву (66), к основному богословию и философии (47), к догматическому богословию, нравоучению и аскетике (64), к обличительному и сравнительному богословию (17), к патристике (74), к проповедничеству (11), к словесным наукам (43), к грамматике и языкознанию (3), к истории гражданской и церковной, всеобщей и русской (65) и к духовному образованию (9). Печатное и рукописное собрание библиотеки Киево-Печерской лавры имеет каталоги писанные; кроме того, существует печатное описание рукописей (проф. Н.И. Петрова), а для печатных книг – печатный каталог. В 1908 г. вышел из печати первый том систематического каталога книг библиотеки Киево-Печерской лавры, составляемого нынешним библиотекарем лавры игуменом Михаилом (Тростянским). Первый том каталога обнимает 4.294 названия книг богословского содержания. В 1909 г. лаврская библиотека значительно и существенно обогатилась, благодаря тому, что высокопр. Флавиан, митрополит киевский и священноархимандрит Лавры, передал Лавре свое обширное и ценное книжное собрание. Это последнее собрание содержит в себе свыше 8.298 названий и 15.088 томов книг богословского, церковно-исторического, исторического, литературного, юридического, философского и педагогического содержания. В собрании этом имеются очень ценные издания, как, напр., Полиглотта, патрология Миня и др. Очень богат в нем отдел исторический и, особенно, русский церковно-исторический. Замечателен также отдел сочинений по церковному пению. Высокопреосвященный митрополит Флавиан построил на собственные средства особый каменный двухэтажный флигель (между домами митрополичьим и наместничьим), для помещения пожертвованной им Лавре своей библиотеки. В верхнем этаже помещается самая библиотека, а нижний этаж занят лаврскою читальней, для которой приобретена и приведена в порядок новая библиотека.
7) Просветительные и ремесленные заведения Киево-Печерской лавры и благотворительная деятельность ее. Киево-Печерская лавра на свой счет содержит двухклассную церковно-приходскую школу, в которой безмездно обучаются дети. При ней существуют также следующие ремесленные заведения: 1) живописная школа; 2) позолотное отделение той же школы; 3) мастерские: слесарная, малярная, столярная, переплетная и словолитня (для типографии). Киево-Печерская лавра, исполняя завет своих основателей и устроителей – преп. Антония и Феодосия, ведет доселе весьма широкую общественную благотворительность: содержит больницу, странноприимницу, кормит ежедневно множество бедных, жертвует щедро на общественные нужды; напр., за время русско-японской войны (1904 и сл. г.г.) Киево-Печерская лавра пожертвовала государству и обществу в общем на сумму более 100.000 рублей.
8) Монашеские пустыни, находящиеся в ведении Киево-Печерской лавры. В ведении Киево-Печерской лавры находятся теперь пустыни: I) Китаевская, II) Преображенская и III) Голосеевская, расположенные под Киевом.
I) Китаевская пустынь находится в 9 верстах от Киево-Печерской лавры вниз по течению р. Днепра, на правом берегу его. По традиции Киево-Печерской лавры, основание этой пустыни относится к домонгольскому времени и приписывается кн. Андрею Боголюбскому, прозывавшемуся «Китаем». Окружащие Китаевскую пустынь горы усеяны пещерами, похожими на пещеры Киево-Печерской лавры. В XVII в. в Китаеве несомненно существовал небольшой скиток. В 1716 г. киевский военный губернатор кн. Д. М. Голицин возобновил пустынь, построив в ней деревянную церковь во имя преп. Сергия Радонежского и при ней братские деревянные келлии. В 1767 г. на месте обветшавшей деревянной церкви была устроена нынешняя каменная Троицкая церковь с двумя приделами – во имя преп. Сергия и св. Димитрия Ростовского. В 1835 г. здесь была построена теплая церковь во имя 12 Апостолов при братской трапезе и каменная колокольня, а в 1845 г. каменный двухэтажный братский корпус. В 1904 г. построена, и в том же году освящена, церковь во имя препод. Серафима Саровского при братской богадельне Киево-Печерской Лавры, находящейся в Китаевской пустыни. Рядом с богадельнею помещается лаврский свечной завод, выделывающий восковые свечи для потребностей Лавры и перенесенный сюда из прежнего помещения при самой Лавре в одном из корпусов нынешнего лаврского гостеприимного двора.
Проф.-прот. Ф. Титов
До 1870-х годов Китаевская пустынь служила местом погребения умерших иноков Киево-Печерской лавры. А когда китаевское кладбище оказалось недостаточным, то новое кладбище было устроено в одной версте к западу от Китаева, в местности, называемой Круглик. Для молитвы об усопших здесь была устроена в 1873 г. каменная церковь во имя Преображения Господня и с того времени положено основание:
II) Преображенской пустыни. Несколько раньше того, в 1869 г. был устроен деревянный храм во имя иконы Пресв. Богородицы «Взыскание погибших» на острове Жукове, в 4 верстах от Китаева, при лаврском хуторе, находящемся здесь.
III) В 3 верстах на северо-запад от Китаевской пустыни находится Голосеевская пустынь. Первоначально в этом месте, среди уединенной и живописной лесной дачи, находился хозяйственный хутор Киево-Печерской лавры. Еще митр. Петр Могила обратил внимание на особенную красоту места, построил здесь церковь во имя одного из св. угодников родной ему Молдавии – Иоанна Сочавского и при ней дом для себя, развел сад и положил основание небольшому пустынному скиту. Преемники Петра Могилы заботились о поддержании последнего, особенно архим. Зосима Валькевич, которому, по увольнении его в 1786 г. от управления Киево-Печерской лаврой, Голосеевская пустынь была дана в пожизненное заведование. В 1845 г. митр. Филарет (Амфитеатров), особенно любивший эту пустынь, построил в ней нынешнюю каменную Покровскую церковь с двумя приделами – во имя св. Иоанна Сочавского и трех святителей. В настоящее время Голосеевская пустынь служит местом для летнего пребывания священноархимандритов Киево-Печерской лавры – киевских митрополитов.
9) Управление Киево-Печерской лавры. Со времени своего устройства, Киево-Печерская лавра, состоя под главным начальством киевских митрополитов, находилась в непосредственном распоряжении своих архимандритов, избиравшихся монашеским братством. Но уже во второй половине XII в. Киево-Печерская лавра, по сохранившейся в ней традиции, приобрела себе права ставропигии великокняжеской и независимости от киевских митрополитов. Во второй половине ХV в. Киево-Печерская лавра сделалась ставропигией константинопольского патриарха и продолжала управляться архимандритами, которые избирались вольными голосами братии и представителей светского общества. В 1685 г. Киево-Печерская лавра временно была поручена власти киевского митрополита, подчинившегося тогда московскому патриарху. Но в 1688 г. Киево-Печерская лавра снова была изъята из-под власти киевских митрополитов и признана ставропигией московского патриарха, а с учреждением Св. Синода переименована была в ставропигию его. В 1786 г. Киево-Печерская лавра была подчинена киевским митрополитам, которые стали с того времени называться священноархимандритами ее. Теперь к Киево-Печерской лавре высшая правительственная и распорядительная власть принадлежит священноархимандриту, которому помогает Духовный Собор, состоящий из высших членов лаврской братии, ведающий преимущественно судебными и хозяйственными делами, и имеющий все права присутственных мест. Во главе Духовного Собора стоит наместник, носящий сан архимандрита и имеющий общий надзор и руководство по всем частям управления Киево-Печерской лавры.
Литература. Источники: 1) для древнейшего периода истории Киево-Печерской лавры главным источником служит Киево-Печерский патерик. Он представляет собою сборник нескольких сказаний о жизни и подвигах Печерских угодников. Начало составлению его положил автор первоначальной летописи, а затем продолжали его Симон, епископ Владимирский, и архим. Поликарп. Киево-Печерский патерик первоначально хранился в рукописи, а затем в 1635 г. был напечатан на польском языке Сильвестром Коссовым, бывшим впоследствии киевским митрополитом. Впоследствии, он несколько раз издавался на славяно-русском языке. О самом Киево-Печерском патерике существует литература: а) Μ. Викторов, Составители Киево-Печерского патерика и позднейшая его судьба; историко-литературный очерк, Воронеж 1876 г.; b) проф. Н. И. Петров, О происхождении и составе славяно-русского печатного пролога, Киев 1875; с) Яковлев, Древне-киевские религиозные сказания, Варшава 1875; d) акад. А.А. Шахматов, Киево-Печерский патерик и Печерская летопись в «Извест. Отдел. русск. яз. и словесн. Императ. Акад. Наук», Спб. 1897 г., ч. II, кн. 3, стр. 795–844 и другие произведения того же автора, посвященные Киево-Печерскому монастырю и его основателям; е) Д.И. Абрамович, Исследование о Киево-Печерском патерике, как историко-литературном памятнике, Спб. 1902 и мн. др. статьи, помещавшиеся в духовных журналах, напр. «Страннике» и др. 2) Некоторые сведения первоисточные по истории Киево-Печерской лавры за древнейшее время дает наша первоначальная летопись, равно как и другие источники по истории русской церкви, ибо судьба Киево-Печерской лавры была теснейшим образом связана с судьбами всей древне-русской церкви. 3) Для дальнейшей истории Киево-Печерской лавры за время ее нахождения в польско-литовском государстве (XV и XVI вв.) некоторые сведения можно находить в документах, сохранившихся в архиве западно-русских униатских митрополитов: см. печатное «Описание документов архива западно-русских униатских митрополитов 1470–1700 гг.» I, Спб. 1897. [II, 1701–1839, гг. Спб. 1907.) 4) Подобные же документы, касающиеся в особенности имущественных владений Киево-Печерской лавры, находятся в киевском Центральном архиве, при Университете св. Владимира в Киеве. 5) Документы по истории Киево-Печерской лавры за XVII в., во множестве сохранились в московских архивах, преимущественно, в следующих: а) в Главном Московском Архиве Министерства Иностранных Дел, особенно в отделах его – польских и малороссийских дел; b) в Архиве Министерства Юстиции, особенно в отделениях его, – столбцов и книг Малороссийского приказа и с) в Синодальной (бывшей патриаршей) библиотеке. 6) За то же время и отчасти за начало XVIII в. документы по истории Киево-Печерской лавры сохранились в архиве Св. Синода. 7) История Киево-Печерской лавры с 1718 г. может быть вполне восстановлена на основании архива самой лавры, о котором у нас была выше речь. 8) Некоторые документы по истории Киево-Печерской лавры за XVIII в. и отчасти за более раннее время сохранились и в других киевских архивах, напр., Губернского Правления, Казенной Палаты и др. 9) Некоторые документы по истории Киево-Печерской лавры были напечатаны в различных изданиях, напр., а) в «Киевских Губернских Ведомостях» за 1870 г. «Материалы для истории Киево-Печерской лавры», b) в примечаниях к исследованию проф. С. Т. Голубева: «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники», т. I, Киев 1883, с) в различных томах «Архива Юго-Западной России», изданных Киевской Археографической Комиссией, и d) в различных томах «Актов Южной и Западной России», и др. изданиях. Пособия: а) по историй Киево-Печерской лавры существуют следующие специальные сочинения: 1) Μ. Самуила (Миславского), Краткое историческое описание Киево-Печерской лавры, изд. Киев 1791, 1795, 1801, 1805 и 1817; 2) Μ. Евгения (Болховитинова), Описание Киево-Печерской лавры, Киев 1826, 1831, 1837 гг.; 3) П. И. Л., Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии в «Киев. Стар.» 1886 г., а отд. изд. первое 1886 г. и второе 1894 г. 4) D-r. Leopold Götz, Das Kiever Höhlekloster, als Kulturzentrum der vormongolischen Russlands, Passau 1904 – Л.K. Гётц, Киево-Печерский монастырь, как культурный центр домонгольской России [часть передана по-русски А. В. 3веревым в «Душеполезном Чтении» 1906 г., № 10, стр. 278–289]. Здесь излагается история Лавры до 1240 г. и во второй части его выясняется значение Лавры для русской церкви и государства в домонгольский период (см. подробный отзыв о нем у о. проф. Ф.И. Титова, Критико-библиографический обзор новейших трудов по истории русской церкви, вып. IV, Киев 1905, стр. 1–22). 5) Кроме того, с историей Киево-Печерской лавры можно познакомиться по общим систематическим курсам истории русской церкви, особенно в трудах проф. E.Е. Голубинского, История русской церкви т. I, половины 1 и 2 (вышли уже вторым изданием) и м. Макария, История русской церкви I–XII тт., причем сведения по истории Киево-Печерской Лавры можно находить почти во всех томах ее в соответствующих отделах. 6) Из специальных церковно-исторических исследований, посвященных другим вопросам, но содержащих в себе ценные сведения и по истории Киево-Печерской лавры, можно указать на следующие: а) проф. Пл. И. Жуковича, Сеймовая борьба православного западно-русского дворянства с церковной унией (до 1609 г.), Спб. 1901 (особенно отд. 1, гл. гл. IX–X, и отд. II); b) проф. С.Т. Голубева, Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники (опыт исторического исследования), т. I, Киев 1883 (особенно гл. IV, стр. 241–412, где описывается состояние Киево-Печерской лавры в XVI в. и дается очерк деятельности ближайших предшественников Петра Могилы по Киево-Печерской архимандрии – Никифора Тура, Елисея Плетенецкого и Захарии Копыстенского, равно как и первоначальной деятельности самого Петра Могилы по управлению Киево-Печерской лаврой) и с) В. Эйнгорна, Очерки из истории Малороссии в XVII в. I: Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича, Москва 1899 (здесь в различных главах изображается церковно-политическая деятельность архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия Гизеля, равно как сообщаются некоторые сведения и о состоянии самой Киево-Печерской лавры). Сведения о Киево-Печерской лавры по части археологической и топографической можно находить почти во всех «описаниях Киева», причем особенного внимания заслуживает статья, посвященная Киево-Печерской лавре и находящаяся в известном «Описании Киева» Н. Закревского, Москва 1868; менее обстоятельные, но все же ценные сведения имеются у Похилевича, Фундуклея и др. Самые обстоятельные и точные сведения по части топографии Киево-Печерской лавры находятся в сочинении проф. Н.И. Петрова, Историко-топографические очерки Киева, Киев 1897. Выяснению значения Киево-Печерской лавры в истории русской церкви, русского народа и, в частности, русского монашества, кроме упомянутого исследования Л.К. Гётца, посвящены еще журнальные статьи и сочинения: 1) проф. Π.Ф. Николаевского, Киево-Печерский монастырь в древней России («Христ. Чтен.» 1876 г.); 2) проф. С.И. Смирнова, Значение Печерского монастыря в начальной истории русской церкви и общества («Богословский Вестн.» 1896 г., кн. 10); 3) проф. П.С. Казанского, История православного русского монашества от основания Печерской обители до основания лавры св. Троицы, Москва 1853. С вопросом о пещерах Киево-Печерской лавры можно познакомиться по следующим статьям: 1) И. Новицкого, Иоганн Гербиний, Виленский пастор полов. XVII в., и его подземный Киев «Вестн. Запад. России» 1871 г.); 2) И. В., Киевские пещеры («Домашняя Беседа» 1872 г.) и др. Вопрос о св. мощах Печерских угодников, их нетлении и чудесах рассматривается в старых и новых трудах: 1) Silwestra Kossowa, Paterikon abo Zywoty s's'. oycow Pieczarskich, K. 1635; 2) Athanasiusza Kalnofoyskiego, Τερατούργημα libo çuda. K. 1638 (разбор их см. y C. T. Голубева, Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники т. II, Киев 1898, гл. 3, стр. 268–309) и 3) Феофана Прокоповича, Рассуждение о нетлении мощей св. угодников Божиих в киевских пещерах, Киев 1876 г., изд. 3 и 1905 г. изд. 4-е). С вопросом о начале книгопечатания в Киево-Печерской лавре и ее типографии можно познакомиться по следующим статьям: 1) П. Троицкого, Типография Киево-Печерской лавры («Труд. Киев. Дух. Академии», 1865 г., кн. 5–6); 2) П.А. Гильтебрандта. Киевские и Волынские старопечатни («Древн. и нов. Россия» 1880 г., т. I, 1–4, стр. 183–188); 3) проф. С.Т. Голубева (кроме IV гл. I т. исследования о киевском митрополите Петре Могиле еще) статья «О начале книгопечатания в Киеве» в «Киев. Стар.» 1882 г., т. II, кн. 6, стр. 382–400; 4) И. Каманина, К истории Киево-Печерской лаврской типографии («Киев. Стар.» 1894 г. т. XLVI, кн. VIII, стр. 276–278); 5) Доклад синодальный о возобновлении в киевской митрополии типографии («Чтен. в Импер. Общ. Ист. и Древн. Рос. при Моск. Университ.» 1861 г., кн. 3-я, отд. V, стр. 17–21) и 6) Процесс по делу об учреждении типографии при киевской митрополии («Времен. Имп. Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос.» кн. 22-я, Москва 1885 г., отд. III стр. 1–6). С вопросом о живописи и иконном расписании Киево-Печерской лавры можно познакомиться по статьям проф. Н.И. Петрова, Об упразднении стенописи Киево-Печерской лавры, Киев 1901. С библиотекою Киево-Печерской лавры и, в частности, с рукописным собранием ее можно познакомиться по труду проф. Н.И. Петрова, Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве, выпуск II, Москва 1897, стр. 3–129. Другие, более мелкие статьи и заметки по истории Киево-Печерской лавры в различных отношениях см. у В.В. Зверинского, Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем, т. II, Спб. 1892, № 871, стр. 175–182.
Протоиерей Ф. Титов
