Источник

Киреме́ть

Киреме́ть (кереметь) происходит, по всей вероятности, от арабского кара́мать ( = уважение, почитание, обожание, чудо) и перешло к чувашам, черемисам, вотякам и другим язычникам-инородцам от татар-мусульман или непосредственно от арабов, которые когда-то имели живые торговый сношения с инородцами волжско-камского края. Под словом киреметь инородцы-язычники разумели, – по мнению одних, – культ предков или духи умерших, а по мнению других – культ непонятных им сил природы как благотворных, так и злых и разрушительных, что видно из сохранившихся на языках вышеупомянутых инородцев молитвенных обращений к киреметям. Однако, в настоящее время под «киреметь» язычники-инородцы разумеют почти исключительно разрушительные явления природы, злых предков и, главным образом, духи известных разбойников, наводивших при жизни панический страх на мирное население того или другого округа. С целью умилостивить злых киреметей и как бы подкупить их, язычники-инородцы приносят им всевозможные жертвоприношения. Жертвы эти приносятся и на дому, и в лесах, оврагах и других потаенных местах. Места, освященные особым присутствием той или другой киремети, сохраняются по возможности в тайне и профанам не открываются. В каждой местности живет особая киреметь, которая является полновластной госпожой в своем округе. В существование киремети веруют не только полудикие язычники волжско-камского края, но отчасти и православные из них, большинство которых и до сих пор остаются в сущности язычниками, так что неудивительно, если свои староязыческие понятия о киремети они целиком перенесли на святых православной церкви и на их иконы.

П. Жузе.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle