Гофман
Гофманн Иоганн Хр. Карл, – известный в свое время богослов, оказавший глубокое влияние на современников (род. в 1810 г. в Нюренберге, где под руководством своей бедной, но благочестивой матери, был воспитан в глубоком уважении к религии; ум. в 1877 г. в Эрлангене). В 1827 г. он пешком отправился в Эрлангенский университет, а в 1829 г., – в Берлинский университет. В это время читали лекции Гегель, Шлейермахер, Неандер и Генгстенберг. Но Г. отдался почти исключительно историческим наукам и слушал Ранке и Раумера. Пробыв несколько лет преподавателем гимназии в Эрлангене, он сделался репетитором в университете, и в 1835 г. писал: «Чем более я занимаюсь толкованием Св. Писания, тем сильнее убеждаюсь в несомненности того, что слово Божие есть одно цельное творение, и тем более я проникаюсь радостной надеждой, что наше поколение будет свидетелем победы боговдохновенной истины... Было бы странной невозможностью, чтобы пророчества пророков и апостолов оказались ложными, между тем, как их учения истинны; потому что здесь форма и содержание, факт и учение тождественны, и это есть отличительная черта богооткровенной истины... Молю Бога, да сподобит Он меня увидеть, что Христос, ныне распинаемый Его врагами, восстанет Сам Собою, дабы я мог вложить мои руки в язвины от гвоздей и, во славе победы, познать Того, Кого я доселе любил в уничижении Его борьбы и страдания». В 1841 г. он был сделан профессором в Эрлангене, в следующем г. принял приглашение в Росток, сменяв аудиторию со ста слушателями на аудиторию с тремя только слушателями, и возвратился в 1845 г. в. Эрланген, где с этого именно времени начался период нового процветания университета. Во время пребывания в Ростоке, он с глубоким интересом относился к церковным делам, ревностно трудился, вместе с Вихерном и др. в деле внутренних миссий. Первым его богословским трудом было сочинение: «Семьдесять лет Иеремии и семьдесят седмин Даниила» (1736 г.). Семьдесят седмин Даниила он считал, как 62+1+7 (см. Даниил). Шестьдесят две седмины простираются от 605–171 гг. до P. X.,. одна седмина с 171–164 г., а остальные семь составляют промежуточный период до пришествия Христа. Его книга: «Пророчества и исполнение их в Ветхом и Новом Завете» (1841–1844 гг.) вышла как раз в то время, когда преобладали два взгляда на пророчество. Генгстенберг понимал его в смысле простого предсказания; спекулятивная критика превращала его в простой обзор и ставила пророчество после события. Г. поставил пророчество в теснейшую связь с историей и рассматривал его, как органическое целое. Сама история есть пророчество, и всякий период содержит зародыш будущего и предъизображает его. Вся свящ. история есть пророчество о конечном и вечном отношении между Богом и человеком. Главное значение этого сочинения состоит в доказательстве, что Ветхий и Новый Заветы суть части цельной истории спасения, причем раскрывают постепенную реализацию искупления человеческого рода свыше. Второй большой труд Г.: «Апология Св. Писания» (D. Schriftbeweis, 1852–1856 гг., в 2 т.; 2-е изд. 1857–1860 гг.) представляет собою попытку доказать подлинность и божественное происхождение христианства на основании его собственных летописей.
Из других сочинений Г. известны: «Св. Писание Нового Завета» (1862–1881 гг., в 9 ч.), «Богословская Этика» (1878 г.), «Разные статьи» (Эрланген, 1878 г.), «Энциклопедия Богословия (1879 г.) и «Библейская Герменевтика» (1870 г.), и др.