Источник

Григорий Болгарин

Григорий Болгарин, митроп. Киевский ум. 1473 г. Происходил из Болгарии, в 1435 году прибыл в Россию вместе с вновь назначенным митрополитом Московским Исидором, учеником которого был Г. При Исидоре он служил в России в должности протодиакона, будучи монахом. Когда Исидор, принявший Флорентийскую унию, должен был в 1441 году бежать из России, бежал вместе с ним и Г. в Рим, где прожил до 1452 года, в этом году он вместе с Исидором прибыл в Константинополь и здесь был сделан игуменом монастыря св. Димитрия. Когда для римского папы стала ясною невозможность введения унии в России, он принял меры к тому, чтобы, по крайней мере, литовско-польская половина русской митрополии, давно стремившаяся обособиться от митрополии Московской, признала его власть, и с этою целью 21 июля 1458 года папа Каллист III поставил Г. в митрополиты девяти литовско-галицких русских епархий, Черниговской, Полоцкой, Смоленской, Туровской, Луцкой, Владимиро-Волынской, Холмской, Галицкой и Перемышльской. Самое посвящение Г. совершено было в Константинополе изверженным за принятие унии патриархом Константинопольскими Григорием Маммой. Титуловаться Г. стал Киевским и всея России. Великий князь Московский Василий Васильевич, узнав о поставлении Г., написал к литовскому королю Казимиру грамоту с просьбою не принимать Г. Св. Иона, митроп. Московский, также разослал грамоты к епископам, князьям, боярам и всем православным христианам литовским, чтобы твердо стояли за православную веру и не принимали Г. Несмотря на это, Казимир не только принял Г. на кафедру Киевскую, но еще писал к великому князю Московскому, чтобы и он признал власть Г., и принял его, как преемника уже престарелого Ионы. Из епископов литовских большинство приняло Г. немедленно по прибытии последнего, некоторые пытались противиться, но смирились, подвергшись преследованиям со стороны правительства. Только один епископ Черниговский Евфимий оказался тверд, почему и вынужден был бежать в Москву, где ему дали в управление епархию Суздальскую. Это принятие Г. епископами литовскими не привело последних к обращению в унию, но послужило причиной окончательного разделения русской церкви на две митрополии, Московскую и Киевскую. Назначение Г. митрополитом западнорусских епархий было делом полной несправедливости со стороны папы. Христиане этих епархий держались православной веры и, когда Исидор был низложен за измену православию, признали над собою, вместе с русской церковью, нового православного первосвятителя, Иону, которому и повиновались уже около десяти лет. Теперь этих христиан даже не спросили, желают ли они оставаться в единении с русскою церковью, а решили насильно отторгнуть от нее; их не спросили и о том, признают ли они еще Исидора за архипастыря, принимают ли Флорентийскую унию, а прямо прислали к ним, как преемника Исидора, нового митрополита-униата, чтобы навязать им унию. Поэтому, с прибытием Г. масса православных в литовской митрополии оставалась православною и решительно чуждалась унии. Частью добровольно, частью по принуждению, Г. подчинились епископы, а за ними и низшее духовенство, и миряне, но Г. ясно видел, что дело унии от этого нисколько не подвинулось вперед. В течение десяти лет хлопотал он об упрочении своей власти и введении унии, но, наконец, ясно убедившись в бесплодности своих стараний за унию и в ненормальности своего положения, в 1469 году отправил своего посла Мануила в Константинополь с богатыми дарами и с просьбою у Константинопольского православного патриарха «благословения и подтверждения» себе, прося, вместе с тем, чтобы патриарх посодействовал ему утвердиться и в Москве. Ясно, что его усилия насадить в Литве унию были бесплодны. Патриарх Дионисий (1469–1476) дал Г. благословение и утверждение в митрополичьем сане и отправил своего посла в Литву, в Москву и в Новгород с грамотою, в которой приказывалось признавать Г. за истинного митрополита, а Ионы, умершего еще в 1461 году, чуждаться, так как Константинопольская церковь не признавала и не признает его за митрополита. В Константинополе, очевидно, рассчитывали через Г. возвратить себе власть над Московской митрополией, присвоившей себе право самовольно ставить митрополитов. Когда слух о патриаршей грамоте дошел до великого князя Ивана Васильевича, последний немедленно распорядился не впускать в Московские пределы ни патриарших, ни Григорьевых послов, написал и новгородскому владыке, чтобы и там этих послов не принимали, и грамот их не слушали. Воссоединившись с православною церковью, трудно решить – искренно или притворно, Г. подчинил литовскую митрополию православному Константинопольскому патриарху и управлял ею еще около четырех лет в мире со своею паствою. Патриаршая грамота о нем успокоила православных в Литве. В начале 1473 г. Г. скончался в Новогородке Литовском и был понимаем православною церковью на западе наравне с другими православными митрополитами.

Источники и пособия: Собрание русских летоп. IV. VI. VIII. Никонов. лет. VI. 2.3. Акты историч. I 52. 272. 275. Акты арх. Э. I. 80. Dubowicz, Hierarсhia. We Lwowie 1644. История рус. ц. м. Макария, т. VI. IX. Ист. рус. ц. Е. Голубинского, т. 2.

А. Кремлевский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle