Источник

Диоклетиан

Диоклетиан Каий-Аврелий-Валерий, римский император, 284–305 г., род. в Салоне, в Далмации, в 245 г. (сын вольноотпущенника), и ум. там же, в 313 г., совершивши самоубийство через отравление. Он поступил в войско простым солдатом, но быстро выдвинулся, и был избран императором в Халкидоне, после умерщвления Кара и Нумериана. Свою резиденцию он устроил в Никомидии, и назначил Максимиана со-императором (августом), в 286 г., и Галерия и Констанция Хлора – кесарями, в 292 г. В начале своего царствования он не обращал никакого особого внимания на христиан: они встречались в войске, администрации и даже в самом дворце. Но Галерий, находившийся всецело в руках языческих жрецов, уговорил его, что для блага империи необходимо полное истребление христианства, и в 303 г. внезапно началось жестокое гонение. Императорским эдиктом от 24 февраля повелевалось повсюду прекратить христианское богослужение, отобрать все экземпляры Библии и сжечь, и все христианские церковные здания разрушить. Другим эдиктом повелевалось, чтобы все христиане, занимавшие должности в администрации или войске, принесли жертву богам, под страхом лишения должности, причем было объявлено, что христианин, как низкий, лишался всяких прав гражданства и свободы; что христианский раб никогда не мог быть отпускаем на волю и проч. Третьим эдиктом от того же года повелевалось, чтобы из христиан, подвергнутых заключению, те, кто готовы были принести жертву, были освобождены, а тех, кто отказывались, принуждать к тому силой. Наконец, четвертый эдикт (304 г.) повелевал, чтобы все христиане, без всякого исключения, принуждаемы были к жертвоприношению, и при этом допускалось употребление всякого рода пыток. Действие этих указов было, поистине, ошеломляющее среди христиан. Весьма многие поспешили выдать свои книги, отречься от своей веры и принести жертву идолам. Но еще больше было таких, которые остались твердыми и верными, несмотря на все пытки, и даже пред лицом смерти. Среди язычников, многие представители власти были весьма снисходительны, причем снисходительно относились к разным уловкам, употреблявшимся некоторыми христианами, и с неудовольствием смотрели на то, на их взгляд, странное возбуждение, с которым они стремились к мученичеству. Но в других местах необузданно свирепствовал самый дикий фанатизм, и христиане подвергались разным невыразимым страданиям. Гонение распространилось по всей империи, за исключением северо-западной части, где Констанций Хлор ограничился разрушением христианских церквей, и оно неослабно продолжалось даже и после отречения Д. и Максимиана в 305 г. К концу своей жизни (311 г.) Галерий издал эдикт, в котором он сознавался, что вся его политика по отношению к христианам потерпела неудачу, что он порешил уступить и возвратиться к прежнему состоянию дел. Но Максимин и Максентий, сын Максимиана, возобновили гонение, и, только благодаря победам Константина Великого, сына Констанция Хлора, ему положен был конец.

См. у Евсевия, «Церк. ист.», 8; у Лактанция, «О смерти гонителей», 7 и сл.: у Гиббона, «Об упадке и разложении Римской империи», 1.3; Vogel, Der Kaiser Diokletian, Gotha, 1857. См. также у Алляра, в его «Гонениях на христиан» в русск. пер. в «Страннике» и отдельно.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle