Источник

Гарлесс

Гарлесс Готтлиб Хр. Адольф – один из влиятельнейших нем. богословов XIX века (род. 1806 г. ум. 1879 г.). Сын купца, он получил хорошее классическое и музыкальное образование и ничего не хотел слышать о богословии, когда хотели склонить его к этому. «Нет, никогда я не буду изучать богословие», наотрез отказался он однажды. Поступив в Эрланген (1823 г.), он с энтузиазмом отдался сначала физиологии, а затем юриспруденции: но ни та, ни другая наука не удовлетворили его. Тогда он подпал влиянию известных богословов своего времени – библеиста Винера и церк. историка Энгельгардта. Затем философия корифеев философии тогдашнего времени окончательно увлекла даровитого юношу, он сделался философом-идеалистом в духе Шеллинга и Гегеля, а отсюда еще один шаг, и – он сделался богословом, каковым и остался на всю жизнь. В Пасху 1826 г. он перешел в Галле, где подпал влиянию гремевшего в то время на всю Германию богослова Толюка и под его влиянием усердно занялся крупными богословскими вопросами. Первым его богосл. опытом было рассуждение De creatione ex nihilo, за что получил степень доктора философии. Сделавшись приват-доцентом богословия, он читал лекции по «Истории учения о свободе воли». За рассуждение de Revelatione et Fide (1830 г.) получил экстраординатуру, читал лекции по экзегетике, в 1834 г. сделан был ордин. профессором с поручением читать по нравств. богословию, которое потом и сделалось любимым и специальным предметом его изучения. Слава его возрастала, и он получал приглашения от университетов Берлинского, Дерптского и Цюрихского, но предпочитал остаться в Эрлангене. Там он написал три главных своих произведения: «Комментарий на посл. ап. Павла к Ефесянам» (1834 г.), «Богословскую энциклопедию и Методологию с точки зр. христ. церкви» (1837 г.) и «Христ. Этику» 1842 г. Последнее сочинение было самым важным его сочинением и в действительности было первым опытом «Нравственного Богословия» в XIX веке. Книга произвела огромное впечатление, и издания выходили одно за другим. В 1893 г. оно вышло 8-м изданием, – что для серьезной богословской книги было в то время явление неслыханное. В 1836 г. Г. по поводу выхода в свет Штраусовой «Жизни Иисуса» написал обстоятельный апологетический трактат «Критич. обработка «Жизни Иисуса» Штрауса, освещенная по ее научной ценности». В 1838 г. под его влиянием создался редактировавшийся им «Журнал для протестантизма и церкви» и в нем неустанно ратовал против иезуитской партии, причем за статью «Иезуитское зеркало» (1839 г.) подвергся каре, и статья была конфискована. Получив приглашение в Лейпциг, он там энергично боролся против рационализма и достиг наивысшей славы, так что его аудитория всегда была переполнена студентами и даже приват-доцентами. По своему направлению, это был убежденный ортодоксал и всячески выдвигал идею церкви и церковности, непреклонный поборник «евангелической церкви», которую любил называть «нашей святой евангелическо-лютеранской церковью». Много он поработал в этом направлении и в церковной администрации, в которой играл видную роль. Ему принадлежит и новый чин богослужения в этой церкви. Занимая видные церк. должности, он не покидал пера, и ему принадлежат еще сочинения: «Книга о египетских мистериях: к истории саморазложения языч. эллинизма» (Мюнхен 1858 г.), «Историч. очерк из церк. жизни Лифляндии 1845 г.» (Лейпциг 1869 г.), «Государство и церковь» (Лейпциг 1870 г.), «Отношение христианства к культуре и жизненный вопрос наст. времени» (Эрланген, 1 изд. 1863 г. и 2 изд. 1866 г.), и др. Вообще, это был человек широких и идеальных наклонностей.

См. о нем 8 изд. Р. Энц. Герцога-Гаука под сл. Harless где указана литература.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle