Источник

Епифаний – 16-й епископ и 5-й патриарх Константинопольский

Епифаний – 16-й епископ и 5-й патриарх Константинопольский, был преемником Иоанну II в 522 г. и умер в 535 году после 16-летнего управления церковью. Это был тихий, спокойный и благодушный человек, что дало ему возможность приспособляться к бурным обстоятельствам своего времени, укрощать страсти и вообще, действовать в примирительном духе. Первые семь лет его правления прошли при имп. Иустине, а остальным восемь при Иустиниане. Современными ему папами были Ормизда, Иоанн I, Феликс III, Бонифаций и Агапет. Королями в Италии были Теодорих, Аталарих и Теодагат, гнусный убийца своей королевы Амаласонты. Византийская империя в это время, благодаря победам своих знаменитых полководцев Велизария и Нарзеса, поднялась до высшей степени блеска. Идолопоклонство повсюду было истреблено, языческие книги сожжены, языческие истуканы разрушены, учители старых религий повыгнаны или подвергались бичеванию, заключались в тюрьмы и т. п. В самом Константинополе ревность Иустиниана в делах веры выражалась в законах касательно избрания епископа и его обязанностей. В это время произошел знаменитый мятеж, произведенный в 531 г. цирковыми партиями – зелеными и голубыми, и известный под названием Ника.

25 февраля 520 г. имп. Иустин с согласия епископов, монахов и народа избрал его на патриарший престол. В послании Константин. собора к папе Ормизде о нем говорится, что «он процветает в добродетелях, правоправлении и свящ. размышлениях, содержит правую веру и имеет отеческое попечение о сиротах: вообще, слишком хорош, чтобы хвалить его» (Минь, S. L. LXIII, 483). Он принял условия мира между Востоком и Западом, заключенным между патр. Иоанном и его предшественником, и папой Ормиздой, и утвердил их на состоявшемся в Константинополе соборе, где он принял также постановления собора Халкидонского. В его переписке с Ормиздой ярко рисуются добрые отношения между главами церквей. Эти добрые отношения продолжались и при преемнике Ормизды папе Иоанне I, и когда этот папа по требованию короля Теодориха добиться отмены или смягчения некоторых суровых законов против ариан отправился в Константинополь, то ему оказан был чрезвычайно торжественный и пышный прием. Навстречу ему вышел весь город за 12 миль, со свечами и крестами. Имп. Иустин поклонился ему до земли и выразил желание короноваться от его руки. Патр. Епифаний с большою любезностью предложил ему совершить литургию, но он согласился на это лишь под условием, чтобы ему было предоставлено первое место. С пышною торжественностью тогда он в день Пасхи совершил литургию на латинском языке, войдя в общение со всеми восточными епископами, кроме Тимофея Александрийского, явного противника собора Халкидонского. Греки были в восторге и говорили, что со времен Константина Великого и папы Сильвестра никто из епископов Рима не приходил в Грецию. Миссия его, однако, не достигла своей цели, и разъяренный Теодорих стал мстить православным. Со своей стороны и на Востоке начались крутые мероприятия против ариан и особенно язычников, когда особенно в апреле 527 г. Иустиниан сделался соправителем Иустина, а в августе – единодержавным властителем. В 529 г. он уничтожил последнее гнездо языческой философии – неоплатонизма, закрыв школы ее в Афинах. В 529 г. язычники и еретики лишены были права занимать гражданские и военные должности. Какое участие в этих мероприятиях принимал Епифаний, определить трудно. 5 июня 535 г. он скончался. Все имеющиеся у нас данные о его жизни и деятельности говорят в его пользу.

См. И. Андреев, Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия, стр. 169–173, Сергиев Посад 1895.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle