Источник

Извеков

Извеков Николай, протоиерей Архангельского собора в Москве. Высшее образование получил в Московской дух. академии. За свое сочинение под заглавием: «Иерархия северо­африканской церкви», 1884 г., о. И. удостоен советом Московской дух. академии степени магистра богословия. Другое его сочинение под заглавием: «История Литовской дух. семинарии» удостоено Св. Синодом Макарьевской премии. По отзыву проф. П. Н. Жуковича главным источником для о. И. послужили архивные материалы. Сообразно с преобладающим характером исторического материала, послужившего основой труда о. И., в его книге лучше всего изложена вся бытовая история Литовской семинарии, насколько она отразилась в официальной, всякого рода, переписке. В этой бытовой истории, написанной с большою точностью, определенностью, аккуратностью во всех подробностях, и заключается самое существенное достоинство книги. Автор внимательно изучил прошлое Литовской семинарии, старательно выбрал из него все более важное, умело поставил его на свое место, предоставив на многих страницах своей книги официальным документам самим рассказывать прошлое Литовской семинарии. Недостатки книги обусловлены по преимуществу отсутствием нужных источников (см. «Христ. Чтение» за 1895 г., сентябрь-октябрь, стр. 406–411). Перу о. И. также принадлежат «Исторический очерк церкви и прихода села Сергиевского, Калужского уезда» («Калужские Епархиальн. Ведом.» 1883), «Священномученик Киприан, епископ Карфагенский («Душепол. Чт.» 1885 г.), «Краткий исторический очерк Виленского училища дух. ведомства за 25 лет его существования с 1861–1886 г.» («Литовские Епарх. Ведом.» 1886 г. и отд.), «Высокопреосвящ. Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский», Вильна 1883 г., «Значение Литовской дух. семинарии в деле воссоединения униатов с православною церковью» («Литов. Епарх. Ведом.» 1889 г.), «По поводу мнения г. Струкова о необходимости введения польского языка при богослужении православной церкви в северо-западном крае» («Моск. Церк. Ведом.» 1892 г.), «Некоторые черты деятельности митроп. Московского Макария по управлению Литовской епархией» («Богослов. Вестн.» 1891 г. и отд.), «Статистическое описание православных приходов литовской епархии», Бильна 1893 г., «Несколько документов по вопросу об открытии в Вильне дух. академии» («Богосл. Вестн.» 1893 г. и отд.), «Освящение раки для св. мощей в московском придворном Благовещенском соборе» («Церк. Вед.» 1894 г., № 44), «Печальная страница из истории православной церкви в северо-западном крае» («Русск. Обозр.» 1894 г., ноябрь), «Пятидесятилетие со дня перенесения литовской православной кафедры в Вильну» («Русское Слово» 1895 г., № 124), «Краткий обзор деятельности высокопр. Алексия, архиеп. Литовского, по управлению Литовской епархией» («Моск. Церк. Ведом.» 1895 г.), «Труды проф. Московской дух. академии Александра Феодоровича Лаврова-Платонова, как члена комитета по вопросу о реформе церковного суда» («Москов. Церк. Ведом.» 1896 г. и отд.), «Высокопреосвященный Алексий, архиепископ Литовский и Виленский» (Русское Обозр.» 1896 г., июнь-август, и отдельно книгою – Москва 1896 г.), «Макарий, митрополит Московский, в его деятельности по управлению Литовской епархией» («Христ. Чтение» 1898 г., январь-февраль, и отдельно брош.), «Религиозно-нравственное состояние православного населения в северо-западном крае» («Москов. Церк. Ведом.» 1898 г.), «Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время с 1879 по 1889 г.», Москва 1899 г., «Собрание церковно-исторических повествований проф. Московского университета А. П. Лебедева» – библиографическая заметка («Москов. Церк. Вед.» 1899 № 39), «Переписка графа С. А. Салтыкова с разными высокопоставленными лицами» («Русский Архив» 1900 г.), «По вопросу о наблюдении за иконописанием» («Моск. Церк. Ведом.» 1901 г. и отд. брош.), «Из писем Новгородского митрополита Гавриила» («Христ. Чтение» 1901 г., ноябрь), «Духовник царя Алексея Михайловича, Благовещенский протопоп Андрей Савинович Постников» («Христ. Чтение» 1902 г., январь), «Историческая справка» («Моск. Ведом.» 1903 г. № 86), «Царские духовники в XVII веке» («Моск. Церк. Вед.» 1903 г.), «Придворные певчие дьяки и крестовые священники и дьяки в XVII веке» («Богосл. Вестник» 1903 г., ноябрь) и несколько слов, помещенных в «Литовск. Епарх. Ведом.» за 1886, 87, 88, 90, 91, 93 и 94 гг.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle