Источник

Иноверцы

Иноверцы, их положение в России. Под именем иноверцев в строгом смысле этого слова разумеются исповедующие нехристианские религии – евреи, магометане, ламаиты и другие язычники. В России всем иноверцам предоставлено право свободно исповедовать веру и исполнять обряды своей религии, строго запрещено лишь совращать в их веру православных. Иудейскую религию исповедуют несколько миллионов евреев. Издавна, со времени ереси жидовствующих, к евреям на Руси относятся подозрительно, им было запрещено жить в России, временное пребывание было соединено с большими ограничениями. Когда императрице Елисавете Петровне указывали на выгоды, которые государство могло бы получить от пребывания в нем евреев, она прямо заявила, что никакой корысти не желает иметь от врагов креста Христова. Но вот, с возвращением России юго-западных областей, бывших под властью Польши (1772, 1793 и 1795 гг.), в состав русского государства вошло множество живших там евреев. Количество их значительно возросло с изгнанием беднейших евреев из Пруссии (1793 г.) и с присоединением Польши к России (1815 г.). С запада и юго-запада они разбрелись по всей России. Евреи признаны в России инородцами и подчинены действию особых законоположений, и общим законам подлежат лишь в тех случаях, когда них не издано особых правил. Многие из евреев, несмотря на преследования со стороны кагала, раввинов и родственников, принимают православную веру. Чтобы успешнее склонить их к ней, Екатерина II объявила новокрещенным евреям свободу от подушного оклада, а Александр I – свободу от рекрутской повинности и другие льготы. Для защиты их от притеснений в 1817 г. учреждено «общество израильских христиан». В пользу этого общества отведено значительное количество казенных земель, для населения новокрещенных. В настоящее время крещеные евреи приобретают полные гражданские права. По правилам 1842 г. им положено выдавать денежное вспоможение от 15 до 20 руб. В царствование Александра II в Петербурге открылся приют для крещеных еврейских детей (1870 г.). Число ежегодных обращений из иудейства в православие колеблется; в последние года среднее число обращений доходит до 1850 человек в год, значительно ниже ежегодного прироста еврейского населения, которое в массе продолжает сохранять свои племенные и вероисповедные особенности.

Столь же неблагоприятную среду для распространения христианства представляет магометанство. Главная масса мусульманского населения вошла в состав русского государства со времени покорения татарских царств – Казанского, Астраханского, позже – Крымского. По отношению к мусульманству первоначально была принята система гонений, которая была изменена лишь с 1744 г., особенно с царствования императрицы Екатерины II. Магометанство получило свободу заводить школы, строить мечети; правительство даже само строило мечети, напр., в Оренбургском крае для киргизов; в конце XVIII ст. на свой счет отпечатало для татар множество экземпляров Корана; муллам назначены были казенные средства содержания, каких не имело даже православное духовенство; наконец, магометанству была дана правильная организация, создан центр, связующий в одно целое разрозненные мусульманские общины, через назначение для духовного управления двоих муфтиев – в Уфе (1788 г.) и в Крыму (1794 г.) со множеством штатных мулл. Целью этих мероприятий было привлечь инородцев к России. Мусульманство хорошо воспользовалось льготами и достигло, благодаря им, настоящего процветания в ущерб не только окружающим инородцам, но даже православным. Магометанские мечети и школы, напр., в некоторых губерниях Поволжья многочисленнее, чем православные храмы и школы, чуть не в четыре раза. Все магометанские школы имеют религиозный характер и воспитывают в фанатичной преданности магометанству. Отсюда упорство магометан в своей вере, презрение к христианству; отсюда усилия удержать сородичей в своей вере и вернуть принявших магометанство. При этом муллы пускают в ход всевозможные средства с целью пропаганды. Насколько они успевали в своих стремлениях, показывают случаи массовых отпадений крещеных татар от христианства, напр., в 1866 г. все крещеные татары Тетюшского уезда до 5403 душ объявили себя отпавшими от православия. Еще больший успех имело магометанство среди окружающего его инородческого языческого населения. Так, все более и более магометанство распространяется среди киргизов, прежде шаманствовавших; приволжские инородцы финского племени (чуваши, черемисы, вотяки, мордва), вообще, мало устойчивые в сохранении своих национальных особенностей, легко поддаются влиянию соседей – татар и вместе с их обычаями принимают и их религию. В Сибири, в Средней Азии мусульманство распространено среди племен тюрко-татарских: сибирские татары, остатки прежнего Сибирского царства, сарты, узбеки, каракалпаки, киргизы, туркмены и т. д. исповедуют магометанскую религию, с крайним упорством противостоя всем усилиям православных миссионеров. Значительная часть кавказских горцев была издавна просвещена верой Христовой. Абхазцы, сванеты, осетины, лезгины, кабардинцы, чеченцы, адыги и другие племена слышали евангельскую проповедь и следовали ей в течение многих лет и даже столетий. По самым глухим лесным, горным и скалистым ущельям Кавказа, нередко даже почти на недосягаемых высотах рассеяно множество христианских памятников. Но двинувшиеся несколько веков тому назад дикие скопища мусульманских племен из глубины Азии подавили своею численностью и фанатизмом христианские племена Кавказа. Многие из горцев не в состоянии были выдержать напор изуверной мусульманской орды и защитить свою веру, омусульманились, другие долго боролись, но, будучи предоставлены самим себе, утратили чистоту первоначальной христианской веры: христианские понятия переплелись у них с языческими. На возвышение и укрепление православия на Кавказе направлены все усилия церковной власти, для чего были учреждены миссии и основано «Общество восстановления православного христианства на Кавказе» (1860 года, преобразов. 1885 г.). И нужно сказать, что эти усилия уже принесли плоды. В течение последних десятилетий на Кавказе открыто много новых приходов, построено много православных храмов, учреждены церковно­-приходские школы и школы грамоты, и немалое число сидящих во тьме и сени смертной просвещено светом Христова учения. По отчету обер-прокурора Св. Синода за 1900 г., присоединившиеся к православной церкви из магометан по грузинскому экзархату было 93 человека, а всего в России – 544 человека.

Ламаизм, распространенный среди бурят Забайкалья, проник к ним лишь в начале XVIII в. и, вследствие недальновидной политики, получил такие широкие права и привилегии, какими он не пользовался доселе в своих центрах ни в Монголии, ни в Тибете. В 1741 г. для ламаитов, находящихся в русском подданстве, было даже учреждено официальное духовенство со штатом в 150 лам, над которыми тогда же были поставлены два ширетуя. В 1767 г. была учреждена должность «хамбо-ламы всех бурятских и тунгузских родов». Им дана была власть, правда, отнятая после, искоренять шаманство и насаждать свое вероучение. Ламы наделены землею в больших размерах, чем православные приходы: бандидо-хамбо-лама – 500 десятин, ширетуй – 200, лама – 60, бандий (послушник) – 15 дес. Ламы с успехом воспользовались данными льготами, представили себя господствующими по отношению к прочим вероучениям, не исключая православия. Вследствие поддержки русской власти и русского закона, ламаизм сделал громадные успехи между бурятами, но, окрепнув, сделался ярким противником православия и русского здесь дела. Из всего числа бурят только 26, 000 человек приняли православие и более или менее обрусели; остальная же масса, руководимая хитрыми и фанатичными ламами, довольно враждебно относится к русскому влиянию и твердо держится грубого и суеверного ламаизма. Кроме бурят значительные успехи ламаизм оказал среди калмыков, сделав их также более упорными противниками христианства.

Язычество в грубой форме до сих пор господствует среди упомянутых выше инородцев Поволжья – чуваш, черемис, вотяков. В Сибири язычество сохраняют разные мелкие племена – самоеды (отчасти кочующие на севере Европейской России), вогулы, остяки, тунгузы, ламуты, небольшое число якутов, инородцы приамурского края – чукчи, коряки, орочоны, гольды, шляки и т. д. Все эти племена в значительной своей части – христиане, в меньшей – язычники. Язычество сохраняется у них в форме шаманизма, исполнено самых грубых и нелепых суеверий и предрассудков, не заключая в себе задатков ни прочного существования, ни дальнейшего развития. В них мало того фанатизма, который воодушевляет мусульман или ламаитов, они не стремятся к пропаганде, наоборот – довольно успешно сами принимают христианство; мало того, входя в соприкосновение с окружающими русскими, они принимают и русскую веру, и русские обычаи. Мордва, напр., слилась совсем с русским населением. Только в глухих местах, среди лесов, где не видно ни храмов Божиих, ни слышно проповеди слова Божия, куда не проникала нога миссионера, язычество еще не поколеблено и держится прочно. Но таких убежищ для язычества с каждым годом становится менее, а, вместе с тем, облегчается доступ к ним христианской проповеди.

Б. Груздев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle