Италия
Италия – Апеннинский полуостров, с 1859 г. королевство под властью Савойского дома, с 1870 единое государство, в которое входит почти весь полуостров, за исключением Савойи, Ниццы, Корсики, Монако, Сан-Марино, Мальты, и местностей, подчиненных папе. Государство это насчитывает более 32 миллионов жителей, почти исключительно принадлежащих к p.-католической церкви. Всех других вероисповеданий насчитывается едва половина процента всего населения. Церковная история И. до такой степени тесно связана с общей церковной историей, что отдельно рассматривать ее невозможно, и подробности можно найти под статьями: Рим, Папство, Церковное государство, Римско-католическая церковь, в биографиях пап и в статьях об отдельных землях И. (Ломбардии, Сардинии, Сицилии и др.). Здесь мы коснемся лишь исторических событий, обусловивших современное положение церкви в И.
До переселения народов история И. связана с историей Римского государства. После падения Западно-римской империи, новым Итальянским королевством управлял сначала Одоакр, потом остгот Теодорих. Оба были ариане и их еретичество и чужеземное происхождение препятствовали смешению итальянцев с покорившими их народами Остготского королевства. И. сделалась предметом вожделения восточных императоров, напиравших с севера германских племен и усиливавшихся в центре И. пап. Стремления пап к овладению И. нельзя объяснять одними эгоистическими и иерархическими мотивами. Папы, прежде всего, хотели охранить свою область от иноземных завоевателей, руководившихся лишь самыми низменными побуждениями. Пользуясь случайностями постоянной борьбы, мелкие владельцы имели возможность основывать отдельные государства и распространять их посредством завоеваний, и неоспоримая заслуга всех дельных пап в том, что они стремились сохранить единство в средней и нижней И., тогда как верхняя была потеряна для них еще прежде возникновения светского могущества пап. Со времени переселения народов истории Италии не существует, существует лишь несколько историй отдельных земель, часто не связанных между собою. И в церковном отношении И. представляет так мало единства в своем развитии, как никакая другая страна. Властитель церкви был, в то же время, и светским правителем, и враги его политики часто были врагами и церковного учения или некоторых его пунктов, и таким образом отрицающий папство р.-католицизм в средние века был гораздо сильнее, чем в новое время. С другой стороны, политическая вражда с церковным государством для многих властителей И. служила сильным мотивом к тому, чтобы изобрести собственную религию путем особенного культа местных святых, или совершенно отказаться от религии. Факт тот, что ни в какой другой стране нет так мало убежденных р.-католиков, как в И. Благороднейшие и выдающиеся личности, пользовавшиеся громадным влиянием на народ (Данте и др.), стояли в оппозиции к папскому католицизму. Реформаторские стремления всякого рода издревле находили в И. благодарную почву и реформаторы (напр., вальденсы) держались здесь более или менее долгое время, пока местный владелец или по политическим соображениям, или по убеждению не изгонял их. Принадлежность к p.-католической церкви не служила объединяющим началом для населения И. и поэтому, когда для объединительных планов Савойского дома потребовалась часть церковной области, а затем и самый Рим, население почти не оказало сопротивления. И теперешнее королевство И. опирается только на вековых стремлениях народа к объединению и стоит в натянутых отношениях к римской церкви, к которой принадлежит большинство его жителей. Отношения к папству определяются так называемым законом гарантий. Образцом устройства для нового государства послужило королевство Сардиния (см. Сардиния), где впервые был осуществлен враждебный иерархии порядок. До 1848 г. во всех государствах Апеннинского полуострова, включая и Сардинию, клир римской церкви вместе с орденами занимал исключительное положение: он был неподсуден светским судам, свободен от государственных и земских повинностей, пользовался и другими многочисленными привилегиям и держал в своих руках учебные и благотворительные заведения. Законом 25 августа 1848 года из Сардинии изгнаны были иезуиты и монахини св. сердца Иисусова. Закон 1 марта 1850 года подчинил все церковные благотворительные учреждения надзору светской власти; 9 апреля была отменена и свобода духовенства от подсудности светским судам, и от податей; 10 июня дозволено было орденам принимать пожертвованные имения лишь с согласия короля. Протесты духовенства против этих законов вызвали новый закон 5 июля 1854 года, определяющий строгие наказания за осуждение законов государства. В 1855 г. 29 мая издан был закон, по которому все религиозные ордена и союзы, если они не занимаются проповедью, обучением детей и попечением о бедных, должны быть уничтожены, а имущества их поступают в особую «церковную кассу» (cassa ecclesiastica). На средства этой кассы содержались церкви и выдавались пенсии монашествующим. На основании этого закона в Сардинии было уничтожено 335 монастырей, в которых жили 5489 монашествующих. В 1861 году этот закон был проведен и в присоединенных местностях, результатом чего явилось уничтожение в Умбрии 299 монастырей, в Марке 419 монастырей и в Неаполитанском королевстве 1022 монастырей. В «церковную кассу» поступили именья на 300 миллионов лир (лира = франку, 371/2 копеек) с 15 милл. годового дохода. Итальянское правительство, сильно нуждаясь в деньгах, издало 21 августа 1862 года закон, по которому церковные именья из «церковной кассы» перешли к государству и были проданы, а в пользу кассы выпущена была, соответствующая их цене, 5% рента. Законы 7 июля 1866 года и 15 августа 1867 года «о новом порядке церковного имущества» распространили уничтожение монастырей на всю Италию (кроме Рима и предместья города) и обеспечили за членами орденов пенсию в размере от 360 до 600 лир, а членам нищенских орденов – в 250 лир. Эти же законы превратили «церковную кассу» в «фонд культа» (fondo per il culto). Знаменитые аббатства (Монтекассино, Ла Кава, С.-Мартино делла Скала, Монреаль, Чертоза в Павии) не были конфискованы и содержание их принял на себя «фонд культа». 15 августа 1867 года все церковные именья, как отобранные, так и не отобранные, были обложены 30% государственным налогом. Этот налог ежегодно приносит государству более 10 милл. лир. В 1873 году закон о конфискации церковных имений в смягченной форме был применен и к самому Риму. По отчету 1899 года, всего конфисковано 44, 376 церковных имений ценностью в 621 311 477 лир с доходом в 32 885 023 лир. Народ одобрительно относится к этим мероприятиям правительства, зная, что близкое к нему низшее духовенство почти не имело доли в этих богатствах. Жалованье сельского священника колебалось в церковном государстве между 266–532 лир, между тем, теперь, благодаря «фонду культа» повышено до 800 лир и по закону 30 июня 1892 г. предположено дальнейшее повышение до 1000 лир. Из других, касающихся церкви, законов следует отметить уничтожение богословских факультетов в 17-ти университетах в 1873 г., необязательность уроков Закона Божия в школах в 1877 г. и введение обязательного гражданского брака в 1879 г. До сих пор гражданский акт мог и не предшествовать венчанию. Тем не менее, благодаря влиянию духовенства, закон этот часто обходится. В 1899 г. в И. было около 500, 000 неузаконенных браков. В новом уголовном кодексе (с 1 января 1889 года) тщательно разработаны и обложены суровыми наказаниями преступления духовных и мирян, направленные в пользу р.-католической церкви против государства. Отношения И. правительства к папе определяются законом о гарантиях. По этому закону, изданному 13 мая 1871 года, личность папы свята и неприкосновенна, и посягательство на него наказывается так же, как и на короля; итальянское правительство оказывает папе почести, подобающие монархам, и признает за ним преимущество чести среди р.-католических монархов. Папа может держать известное число дворцовой и личной стражи, хотя последняя этим не освобождается от обязанностей по отношению к государству. Государство ежегодно отпускает на нужды св. кафедры 3.225, 000 лир. Папе предоставлено пользоваться дворцами Ватикана (см. Энц. III), и Латерана, и виллой Кастель Гондольфо. Эти дворцы вместе с музеем, библиотекой, собранием древностей и произведений искусства свободны от всяких податей и налогов, и не могут быть употреблены для общественных целей. Во время вакансии папской кафедры никакие ни судебные, ни административные власти не могут ограничивать или лишать свободы кардиналов. Правительство берет на себя охрану конклава и церковных собраний от всякого насильственного вмешательства. Без дозволения папы, конклава или собора никакой государственный чиновник не имеет права приступить к отправлению своих обязанностей во дворце или в местности, где находится папа. Посланники иностранных держав при папском дворе, пользуются в королевстве правами, предоставленными по международному праву дипломатическим представителям. Папа беспрепятственно сносится с епископами всего р.-католического мира, для чего имеется свой собственный телеграф. Семинарии, академии, коллегии и другие учреждения для воспитания и образования духовенства, находящиеся в Риме и в шести подгородных епископствах, подчинены исключительно власти папы и свободны от вмешательства остальных властей. Епископы освобождены от присяги королю. В духовных и дисциплинарных делах жалоба на церковные суды запрещена, но запрещено и принудительное исполнение приговоров этих судов. Как Пий IX, так и его преемники не признают этого закона о гарантиях, что не мешает им в полной мере пользоваться его выгодами. Впрочем, от ежегодной ренты в 31/4 миллиона лир папы упорно отказываются, называя их «Иудиными деньгами». Вообще, политика пап не совсем последовательна. Папа не признает ни итальянского правительства, ни его законов, и, тем не менее, Лев XIII разрешил итальянским католикам принимать участие в выборах, с целью доставить затруднения правительству. С этою же целью в выборах принимает участие и духовенство. Как видно из изложения закона о гарантиях, правительство очень осторожно в своих отношениях с папой. В значительной мере это объясняется боязнью осложнить отношения с другими p.-католическими государствами, которые вынуждены считаться с «главою 200 миллионов католических совестей». Папа носит официальный титул «наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, первосвященник всей церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит римской провинции, епископ Рима, государь светского владения святой римской церкви». Он стоит во главе коллегиума из 75 кардиналов (6 кардиналов епископов, 53 – пресвитеров, 16 – диаконов), 14 патриархов двух обрядов (8 латинского, 6 восточного), 192 архиепископов (174 лат., 18 вост.), 776 епископов (723 лат., 53 вост.) епархиальных и 17 без епархий. В 1900 г. было 40 монашеских орденов, 18 нищенских орденов, 8 обществ членов духовных орденов, 35 церковных конгрегаций и 6 духовных институтов. Придворный штат пап в 1898 г. составляли 4 дворцовых кардинала – продатарий, статс-секретарь, секретарь бреве (см. Энц. II) и секретарь мемориалов, 4 дворцовых прелата – мажордом, камергер, авдитор и управляющий дворцом, 9 действительных тайных камергеров, 1 сакристан (ризничий), 1 секретарь церемоний. Кроме того, существует более 1000 «прелатов дома его святейшества», с различными наименованиями. Папские нунции существуют в Вене, Мюнхене, Брюсселе, Петербурге, Боготе, Милане, Париже, Люксембурге, Гааге, Лиссабоне, Каракасе, Мадриде. Следующие государства имеют при папской кафедре своих представителей: Австро-Венгрия, Бавария, Бельгия, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Франция, Монако, Никарагуа, Перу, Португалия, Пруссия, Россия, С. Доминго и Испания. Викариат города Рима во главе с генерал-викарием папы и 40 должностными лицами включает в себе 49 городских и 9 подгородных приходов. Папская кафедра содержит в Риме университет, гимназию (лицей) и прогимназию, реальную школу, филологический институт, 11 академий (богословскую, литургическую, археологическую и др.) и кроме того Portificia Accademia dei nobili ecclesiastici (международное право, политическая экономия, церковная дипломатия, иностр. языки) и 6 семинарий. Церковнае коллегии: Urbano de propaganda fide, имеющая право давать докторскую степень, Almo Capranicense, немецко-венгерская, греческая, рутенская, шотландская, ирландская, английская, американская, бельгийская, Pio-Latino-Americano, тевтонская, иллирийская, Pio-Inglese, польская, армянская, богемская, испанская, канадская, маронитская. Кроме того, существуют 8 коллегий орденов. Из 323 церквей в Риме 7 считаются главными: С. Джиовани в Латеране («глава и мать всех церквей», кафедральная церковь Рима), св. Петра в Ватикане, С. Марии Маджиоре, С. Паоло fuori te mura, С. Лоренцо fuori te mura, С. Креста в Иерусалиме и С. Себастьяно fuori le mura. В иерархическом отношении p.-католическая церковь И. делится так:
1 – а) римская епархия с 97 приходами; б) 6 подгородных викариатов;
2) 74 непосредственно подчиненных папе архиепископств и епископств;
3) 36 митрополий с вакариями (суффрагантами): Ачеренца Матера, Вари-Каноза, Беневент, Болонья, Бриндизи, Кальяри, Капуа, Чити, Конца-Кампанья, Фермо, Флоренция, Генуя, Ланчиано, Мессина, Милан, Модена, Монреаль, Неаполь, Ористано, Ортанто, Палермо, Пиза, Раввена, Реджио-Калабрия, Салерно Ачерно, С. Северина, Сассари, Сиена, Сиракуза, Соррент, Турин, Трани, Урбино, Венеция и Верчелли;
4) аббатств и прелатств без епархий в И. насчитывается 11. Все они заключают в себе 172 прихода.
Всего к 31 декабря 1881 года в И. насчитывалось 274 епархий с 28.359, 453 р.-католиками (в 1886 г. 31.290, 061), 20, 464 прихода, 55, 263 церкви и капеллы и 70, 560 духовных лиц. За границей жило около 477, 000 итальянцев и 1361 духовных лиц. Так как уничтоженные ордена существуют в качестве «свободных союзов» (liber associazioni), то неудивительно, что в настоящее время существует в И. до 40, 000 монахов и монахинь. Существует в И. небольшая старокатолическая община, основанная в восьмидесятых годах бывшим каноником св. Петра в Риме графом Генрихом фон-Кампелло, который потом и был избран епископом итальянской старокатолической церкви («Chiesa Cattolica Italiаnа») и посвящен епископом старокатоликов в Швейцарии Герцогом (см. Энц. IV). Всех старокатоликов в 1900 году в И. было более тысячи и разделялись они на 10 больших и малых общин. О вальденсах в И. см. Энц. III.
Евангелическая итальянская церковь возникла в 1870 году в Милане из 23 соединившихся евангелических общин и усвоила себе сначала название «свободной итальянской церкви». В 1870 году на общем собрании выработаны были 8 основных членов, а в следующем году во Флоренции – еще 21 основной член. Все эти члены составлены в практическо-протестантском духе. Королевским декретом от 2 июля 1891 г. эта церковь признана юридическою личностью под именем «Chiesa Evangelica Italiana». Управление ею находится в руках «евангелизационного комитета», состоящего из 5 лиц, выбираемых общим собранием. Последнее бывает ежегодно в октябре во Флоренции. Церковь состоит из 36 общин, во главе которых стоят 14 духовных лиц и 17 евангелистов, В 1900 году взрослых членов ее (communicanti) насчитывалось 1831. «Богословская школа» для образования духовенства в 1877–1891 гг. была в Риме, а потом перенесена во Флоренцию. Близко к этой церкви стоит «свободная христианская церковь», насчитывающая до 30 общин. Английские методисты появились в И. с 1861 года и в настоящее время взрослых методистов более полутора тысяч (см. Энц. III). Они составляют 52 общины. Американская епископально-методистская церковь существует в И. с 1873 года и насчитывает немного менее членов, чем английская. «Богословская школа» ее находится в Риме. Баптисты (около 1500) появились в 1870 году (см. Энц. II). Православные греческие приходы есть в Неаполе, Мессине и Варлетте. Евреев в И. около 40 000.