Источник

Иорам – (9-й) царь израильский

Иорам – (9-й) царь израильский [ 853–842 г. (по прот. Богословскому – 904 – 892 г.) до р. Хр. 853–842 г. (по прот. Богословскому – 904 – 892 г.) до р. Хр.], сын царя Ахава от Иезавели, брат и преемник царя Охозии. Иорам не сочувствовал грубому язычеству своего отца (4Цар.3:2), но был верен тому языческому сенсуализму, который утвердился при Иеровоаме I (4Цар.3:3). Во время царствования Иорама обнаружили непокорность данники израильтян – моавитяне. Пригласив, в качестве союзников, иудейского царя Иосафата и царя едомского, Иорам двинулся против моавитян, чрез Идумею. В безводной пустыне союзное войско едва не погибло от жажды; оно было спасено чудом, совершенным пр. Елисеем (4Цар.3:8–20). Неожиданно появившаяся вода, с отражением восходящего солнца, показывалась моавитянам кровью. «Только меч мог пролить столько крови, говорили они. Наверное союзники поссорились, вступили в междоусобную войну и истребили друг друга. Теперь на добычу, Моав!» Подбежав к лагерю противника, моавитяне встретили, однако, здесь не бездыханно распростертые трупы врагов, а выстроившееся, готовое к бою, войско. Неподготовленные к отпору, моавитяне бросились в бегство. Союзники преследовали бежавших, вторглись в их страну и произвели здесь опустошение. Во власти моавитян оставался только укрепленный город Кир-Харешет, да и тот был обложен союзниками и доведен до крайности. Чтобы умилостивить своих богов, моавитский царь принес в жертву на стенах города собственного сына. Это привело союзников в ужас негодования, и они возвратились домой. К царствованию Иорама относятся некоторые из чудес пр. Елисея: ослепление сирийцев и их пленение (4Цар.6:8–23), избавление Самарии от голода, вследствие осады ее сирийцами (4Цар.6:24–33, 4Цар7:1–16). Переворот, случившийся в Сирии по случаю восшествия на престол Азаила, подал Иораму повод начать войну с сирийцами из-за обладания городом Рамофом галаадским. Пригласив в союзники племянника своего, иудейского царя Охозию, Иорам осадил Рамоф. Но осада эта окончилась несчастливо для союзников. Раненый Иорам должен был оставить войско и удалиться, для излечения ран, в Изреель, поручив начальствование над войском Ииую. Оставшийся при войсках Ииуй был, по повелению Божию, помазан пр. Елисеем в цари над Израилем, вместо Иорама. Начальники войска отнеслись к этому воцарению с полным сочувствием. Опираясь на преданное ему войско, Ииуй направился в Изреель. Выехавший из города на встречу Ииую Иорам был убит и выброшен на участок земли, принадлежавший некогда несправедливо обиженному Ахавом Навуфею (3Цар.21), – во исполнение пророчественных слов (3Цар.21:19,29) Илии (4Цар.3, 4Цар.8:25–29, 4Цар.9:1–26, 2Пар.22:5–7). Библейское, упоминание о даннике израильтян, моавитском царе Месе (4Цар.3:4), подтверждается письменами означенного царя, найденными на одном из каменных памятников восточного Заиорданья (см. Раулинсон, Библия и Наука; Соловейчик, Памятник Меши в «Ж. М. Н. Пр.» 1900, X и след.; а полный перевод письмен, сделанный проф. Д. А. Хвольсоном, помещен в «Хр. Чт.» 1870 г., VІ [см. также Семитские языки и народы проф. Т. Нельдеке в обработке проф. А. Е. Крымского, с участием академика П. К. Коковцова, Москва 1903, стр. 62 – 68]).

В. Пр-в


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle