Источник

Иосселиани

Иосселиани (Платов Игнатьевич) родился в 1810 г., происходил из древней грузинской дворянской фамилии и был сыном грузинского придворного протоиерея о. Игнатия. Родоначальник фамилии Иосселиани выселился из Яссы около 1532 года в Мингрелию (Одиши), а оттуда с давних пор переселился в Карталинию, получив от прежнего местожительства Яссы фамилию Иасселиани (Иосселиани). Природные дарования Пл. Иосселиани были так значительны, что он был бы выдающеюся личностью везде, где бы ни родился. На душе впечатлительного и даровитого дитяти, потом юноши отразились впечатления роскошной, но печальной Грузии и патриархальный быт ее добродушных и гостеприимных жителей. Все это воспитало в нем искреннюю привязанность к родной Грузии и ее протекшей жизни. Грузинская тифлисская Семинария и петербургская Духовная Академия были местом его воспитания и образования. Суровая духовная школа, которую с самого детства должен был пройти Пл. Иосселиани, оставила свой отпечаток на личности и характере его, потому на вид он казался строгим, хотя на самом деле был человеком добрейшим и отзывчивым. Еще будучи в Академии, на студенческой скамье, Пл. Иосселиани, поощряемый покровительством живших тогда в обеих столицах грузинских царевичей, стал с увлечением заниматься историей грузинской церкви. Плодом его усердных занятий была составленная им в 1833 году краткая история грузинской церкви, выдержавшая в год ее напечатания (1843 г.) два издания и тогда же переведенная на английский язык. В 1835 году, по окончании курса со степенью кандидата богословия, Пл. Иосселиани был определен в родную семинарию преподавателем физики, логики, психологии и нравственной философии. В ней же преподавал он церковно-библейскую историю, а в тифлисском институте благородных девиц, по предложению грузино-имеретинского предводителя дворянства, читал уроки по естественной истории и физике. По распоряжению с.-петербургской Академии Паук и с разрешения Св. Синода, в 1838 году Пл. Иосселиани был поручен разбор древних грузинских исторических актов (гуджар), собранных при грузино-имеретинской синодальной конторе. В следующем 1839 году от конференции киевской Духовной Академии изъявлена молодому ученому Пл. Иосселиани благодарность за его ученые труды. Уволившись из семинарии, по прошению, в 1842 году, он был причислен к канцелярии Св. Синода сверх штата для извлечения из дел синодального архива сведений о церковно-политических сношениях Грузии с Россией, а в 1844 году, по определению Св. Синода, перемещен в грузино-имеретинскую синодальную контору с назначением чиновником за прокурорским столом; в то же время, сверх этой должности, он был назначен редактором «Закавказского Вестника». Звание редактора возлагало на плечи молодого ученого труды поистине великие. На редактированный им журнал Пл. Иосселиани смотрел, как на свое детище, которому он посвящал все свои досуги.

Назначенный в 1856 году, по распоряжению г. Обер-Прокурора Св. Синода, исправляющим должность прокурора грузино-имеретинской синодальной конторы, Пл. Иосселиани Высочайшим приказом определен был в 1857 году чиновником особых поручений 5 класса при наместнике кавказском, в каковой должности состоял до самой своей смерти в 1875 г.

Не заботясь об удобствах жизни, Пл. Иосселиани всю свою жизнь посвятил излюбленному им делу истории и археологии родной церкви. Как глубоко религиозный и строго христианских убеждении человек, он особенно высоко ценил историю грузинской церкви и проявил в этой области удивительное дарование, оставил после себя исторических исследовании, описаний и изданий на русском и грузинском языках более 70 названий. Оставшиеся рукописные труды Пл. Иосселиани не избегли печальной участи многих рукописных произведений, не успевших появиться в печати при жизни авторов за неожиданной их кончиной. На долю Пл. Иоеселиани выпала тяжелая и кропотливая работа. Ему приходилось одновременно: и приводить в известность грузинские церковно-исторические памятники, и собирать их, и, тщательно разрабатывая, выпускать их в свет с необходимыми примечаниями. Для приведения в известность грузинских памятников на Афоне, Высочайше разрешена была ему поездка с ученой целью в афонский грузинский монастырь, известный под именем Иверского Портандского. Благодаря его требованию на Афоне, появились в Грузии три списка с знаменитой Грузинской Библии 978 года и многие жизнеописания святых грузинской церкви и службы им.

Предметом историко-археологических очерков или монографий Пл. Иосселиани были разнообразные эпизоды из, истории и археологии Грузии, данные для которых он находил в местных монастырских и княжеских архивах и научных изданиях европейских писателей. Полагая в основание своих исторических трудов добросовестное историческое исследование и основательное знакомство с исторической эпохой, равно как с условиями быта и жизни прошедших поколений, Иосселиани, как историк, художественно воспроизводил жизнь минувших поколений, воскрешал из сухих отрывочных и заплесневелых грузинских пергаментных хартий забытые деяния прежних поколений. Отчетливость в передаче фактов, меткость суждений, теплота в изложении, громадная эрудиция, редкая проникновенность в дело и правдивость повествования вместе с поэтическим изложением делают его труды почтенным вкладом в историю Грузии. До Пл. Иосселиани не было прецедента в указанной специальности, – и среди деятелей на поприще грузинской церковной истории и, вообще, истории Кавказа имя этого неутомимого труженика навсегда останется одним из самых замечательных. Благодаря указанным выше достоинствам, многие из сочинений Пл. Иосселиани еще при жизни автора нашли справедливую оценку в разных ученых обществах в России и заграницей. Он состоял членом закавказского статистического комитета, одесского Общества истории и древностей, парижского Общества восточных языков, афинского археологического Общества и членом-корреспондентом императорского археологическо-нумизматического Общества.

Главнейшие из его сочинений следующие: 1) Краткая история грузинской церкви (Спб. 1843); 2) Жизнеописания святых грузинской церкви; 3) Описание г. Душета; 4) Жизнь царя Георгия XIII; 5) Путевые записки по Дагестану; 6) Жизнь великого моурава Георгия Саакадзе; 7) Описание древностей г. Тифлиса; 8) Исторический взгляд на состояние Грузии под властью царей-магометан: 9) Путевые записки по Кахетии; 10) Города, существовавшие и существующие в Грузии; 11) Путевые записки от Тифлиса до Ахталы; 12) От Тифлиса до Мцхета; 13) Шота Руставели и его творение – Барсова Кожа; 14) Грузинская грамматика; 15) Описание Иверского на Афоне монастыря; 16) Жинванны и др.

Епископ Кирион


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle