Источник

Казни египетские

Казни египетские – чудесные действия, поразившие Египет пред исходом евреев (Исх.7:14Исх.11:10, Исх.12:29–32). В Библии названо десять таких казней, – именно: 1) превращение в кровь воды в Ниле и во всех водохранилищах Египта (Исх.7:14–25); 2) изведение жаб, покрывших всю землю египетскую (Исх.8:1–14); 3) появление кинним (כִנִם, LХХ φθεῖρες) – москитов (по Филону, Оригену и некр. новейшим исследов.) или вшей (φθτεῖρες, реdiculi по И. Флавию и перев. Онк., Самар., Сир., Араб.); 4) появление множества песьих мух (צָרב, LХХ κυνομύια), вызывающих укушением различные болезни (8, 20–32); 5) послание мора на скот (Исх.9:1–6); 6) болезни, – воспаления и нарывы (Исх.9:8–11); 7) молния и град., погубившие все. что было в поле – от человека до скота (Исх.9:12–26); 8) нашествие саранчи, истребившей уцелевшую от града растительность (Исх.10:1–15): 9) трехдневная тьма, покрывшая землю Египетскую (Исх.10:21–23), и 10) истребление первенцев египетских от первенца фараонова до первенца последнего из рабов (Исх.12:29–32). В течении этих казней можно заметить некоторую последовальность в смысле возрастания силы и действия.

Первые казни – превращение воды в кровь, послание жаб и скнипов – не приносили существенного вреда египтянам и имели главным образом значение предупреждения фараона от дальнейшей опасности. В следующем ряде казней (3–6) уже более решительно выступал разрушительный характер, причем эти казни поражали уже одних египтян, минуя землю Гессем. Дальнейшие казни наносили тяжкий удар благосостоянию Египта, и грозные явления, свидетельствовавшие о гневе Божием, в них достигали потрясающих размеров. Наконец, в последней казни могущество Иеговы, Бога Израилева, обнаружилось уже с такой силой, что упорство фараона было окончательно сломлено и освобождение евреев из рабства было достигнуто.

Главнейшей особенностью египетских казней, предшествовавших исходу, служит то, что они были связаны большею частью с естественными явлениями, свойственными долине Нила, обусловливающимися климатом и природой этой страны. Так, первая казнь – превращение воды Нила в кровь – представляет аналогию естественному, ежегодно повторяющемуся, явлению окрашивания нильской воды во время разлива. Вторая казнь – послание жаб – также напоминает о ежегодном появлении в Египте множества лягушек, размножающихся вследствие влажности почвы от разлива реки. Равным образом, третья и четвертая казни могут быть поставлены в связь с изобилием – на востоке вообще и в Египте в частности – всевозможных родов насекомых, пятая – с часто повторяющимися здесь эпизотиями и т. д. Но, – при сходстве с обычными явлениями, свойственными Египту, – казни исхода, как видно из библейского повествования, существенно от них отличались. Это отличие, прежде всего, состояло в том, что казни начинались и оканчивались по слову Моисея или по мановению его жезла в заранее назначенные моменты, и что из сфер действия их исключена была та область Египта, где жили евреи. Дальнейшее отличие казней от обычных явлений природы Египта заключалось в чрезвычайной, особенной силе, с которою действовали в казнях естественные факторы. Так, первая казнь – превращение воды Нила в кровь – представляла некоторую аналогию ежегодному явлению окрашивания Нила во время разлива. Но описанное в Библии событие, как видно из повествования кн. Исход, отличалось от ежегодного окрашивания Нила следующими чертами: 1) оно произошло, – следует думать (ср. Исх.9:31–32, Исх.7:15), – не во время разлива Нила, когда бывает естественное окрашивание воды; 2) вода Нила во время казни не просто окрасилась, а – согласно толкованию бл. Феодорита (Вопр. на кн. Исх. XIX русс. перев. Твор. ч. 26, стр. 117), Ефрема Сир. (рус. пер. Твор. св. оо. т. 22, 421) и Кирилла ал. (Comment. in Joan. VI, 53) – превратилась в кровь, почему и стала оказывать разрушительное действие, вследствие которого вымерли все рыбы; 3) наконец, превращение воды в кровь простиралось не на одну только реку Нил, но и на все вместилища воды в земле Египетской.

Подобное же чрезвычайное усиление естественных факторов библейское повествование отмечает и во второй казни. Отличие этой казни от обычного появления жаб в Нильской долине по окончании разлива реки состояло в том, что жабы, по мановению жезла Аарона, явились в огромном количестве, устремились, вопреки своему естественному образу жизни, в дома, на людей, на домашнюю утварь и, затем, мгновенно вымерли, по слову Моисея. Вообще, при сходстве с естественными явлениями казни египетские в тоже время заключали в себе нечто, превышающее эти явления и были действиями сверхъестественными, чудесными. Правда, ввиду указанных аналогий представители отрицательной критики склонны сверхъестественный элемент в библейском повествовании о казнях считать позднейшим украшением и измышлением. Но гораздо справедливее вместе с библиологами-апологетами в этом сходстве чудесных действий, предшествовавших исходу из Египта, с естественными явлениями, свойственными Нильской долине, видеть именно доказательство древности и достоверности библейского повествования о казнях. Если бы это повествование, – как полагают представители отрицательной критики, – было измышлено в позднейшее время, то, без сомнения, писатель постарался бы оторвать свой рассказ от естественной почвы, измыслил бы такие действия, которые не имеют никаких аналогий в естественных явлениях Египта, дабы тем ярче выставить чудесный характер этих действий. То обстоятельство, что орудием божественного наказания в египетских казнях послужили естественные явления египетской страны, может быть объясняемо целью казней, а именно – обнаружить пред фараоном могущество Иеговы, Бога Израилева, сокрушить упорство фараона и побудить его отпустить евреев. Но могущество Иеговы яснее всего могло выступать для египтян именно в тех бедствиях, которые наведены были рукой Моисея. Эти бедствия обнаружили, что Иегова повелевает всеми силами природы, что в Его власти находятся все источники жизни Египта и его благосостояние. Кроме того, казни исхода имели значение суда над всеми богами египетскими (Исх.12:12: «и над всеми богами египетскими произведу суд»).

Поражая тяжкими бедствиями Египет, Иегова свидетельствовал этим о ничтожестве египетских богов, которых народ считал виновниками своего благоденствия. Так как Нил был одним из главных божеств, почитавшихся во всем Египте, и обоготворялся под именем Озириса [Усири] или – позднее – Сераписа, то, очевидно, поражение воды Нила было не только наказанием для народа, но и унижением для божества. Подобным образом изведение и истребление словом Моисея жаб было обнаружением бессилия почитавшейся египтянами богини Гекет, символом и олицетворением которой считалась жаба; послание моровой язвы на скот являлось ударом господствовавшему в Египте культу животных и в особенности культу аписа; трехдневная тьма обозначала для египтян победу Моисея над Ра – верховным божеством Египта – божеством солнца и над всем сонмом египетских богов, представлявших олицетворение раз личных моментов в движении солнца. Вообще, в египетских казнях все главнейшие божества Египта вызывались на суд Всемогущим Богом Израиля и поражались Его десницей. Вследствие этого казни могли оказать влияние не только на египтян, но и на евреев. Последних они могли предостеречь от увлечения языческими культами и укрепить в вере отцов, что было особенно важно для еврейского народа пред началом новой свободной жизни.

В. Рыбинский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle