профессор Александр Павлович Лопухин

Иоас, (13-й) царь израильский

Иоас, – (13-й) царь израильский 798–783 г. (по прот. Богословскому – 850 – 835 г.) до р. Хр., сын Иоахаза. Подобно своим предшественникам по престолу, Иоас не был склонен удерживать народ от увлечения языческим сенсуализмом и даже чистым язычеством; но в тоже время питал уважение и к истинному пророку Иеговы – Елисею. Когда пророк приближался к смерти, Иоас посетил его и, чувствуя близость разлуки, а вместе с тем и огромной потери для всего израильского царства, восклицал: „отец мой, отец мой, колесница израилева и всадники его!“ Очевидно, Иоас не был убежденным язычником, или язычествующим израильтянином. Уважение к пророку и вышеприведенное восклицание с достаточною ясностию показывают, что Иоас прекрасно сознавал правоту и святость пророческой проповеди, а также и то, что в следовании этой проповеди заключался залог благополучия израильского народа. Елисей велел своему посетителю взять лук и стрелы, отворить окно к. востоку, и пустить туда стрелу. Когда Иоас исполнил это, Елисей сказал: „Этою стрелою Господь спасет тебя от сириян. Ты одержишь над ними в Афеке решительную победу“. После сего пророк приказал Иоасу бить стрелами по земле. Царь ударил трижды и остановился. „Зачем ты это сделал?“ сказал Елисей. „Надобно было ударить раз пять или шесть: тогда бы ты совершенно уничтожил сириян. А теперь ты одержишь над ними только три победы“. Иоас одержал обещанные победы над Венададом сирийским, сыном Азаила, и возвратил те города, которые последний отнял у израильтян при Иоахазе. – Иудейскому царю Амасии пришла тщеславная мысль померяться своими силами с Иоасом. На предложение боя Иоас отвечал Амасии: „Ты побил идумеев (4 Дар. 14, 7. 2Пар. 25, 11 – 12) и уже возгордился. Величайся про себя и сиди у себя дома. Для чего тебе ссориться на свою беду? Падешь и ты, и Иудея с тобою!“ Но Амасия не обратил внимания на предостережение. Цари сошлись при Вефсамисе, в колене Иудином. Иоас разбил Амасию, взял в плен и отвел его в Иерусалим. Здесь он разрушил часть городской стены, забрал сокровища храма и дворца, заложников и возвратился в Самарию, где вскоре умер. (4Цар. 13, 9–25. 14, 8–16. 2Пар. 25, 17–26).

В. Пр-в



Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский - Календарь : с 18 рисунками и картами. - 1906. - VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план. : ил., портр.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Гаведдай профессор Александр Павлович Лопухин

2. Библейская энциклопедия – Аргов архимандрит Никифор (Бажанов)

3. Слова и речи. Том I – Слово в неделю сыропустную митрополит Никанор (Клементьевский)

4. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Кирилл Транквиллион-Ставровецкий митрополит Евгений (Болховитинов)

5. Письма – 543. Мыслями о смерти душа пробуждается от греховнаго сна преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

6. Sermons – Christmas Eve Антоний, митрополит Су́рожский

7. Письма – 138. О тяжком горе – смерти брата преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

8. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Астрахани Святыя Михаил Владимирович Толстой

9. Кафедральный во имя Христа Спасителя собор в Москве протопресвитер Владимир Марков

10. Сборник изречений архиепископ Варфоломей (Ремов)

Комментарии для сайта Cackle