профессор Александр Павлович Лопухин

Иов Борецкий

Иов Борецкий, митрополит киевский (1620–1631 г.г.) И. Б. в мире назывался Иоанном Матвеевичем. Он родился (неизвестно, когда) в м. Борче в Галиции. Можно полагать, что И. Б. получил образование в заграничных школах. Служение свое православной церкви он начал в качестве учителя львовской братской школы в начале XVII в. В 1604 г. I. Б. был ректором львовской школы, преподававшим латинский язык. В это время он был женат. В следующем году И. Б. оставил львовскую школу, быть может, из-за каких-либо недоразумений с братчиками, по поводу вознаграждения за учительский труд, и, кажется, жил некоторое время у князя К. К. Острожского. Вскоре после этого (с точностию неизвестно, когда) И. Б. переселился в Киев и был определен священником, кажется, Воскресенской церкви на Подоле. Думают, что с 1615 г. И. Б. был первым ректором Киево-Братского богоявленского училища, преобразованного впоследствии м. Петром Могилою в коллегию. Ректором училища И. Б. оставался до 1619 или, быть может, даже 1620 г., когда постригся в монашество (жена его сделала то же) и был избран игуменом Киево-Михайловского монастыря. В это самое время западно-русская православная церковь, или киевская митрополия переживала самое критическое время своего отдельного существования от церкви московской. Еще со времени введения церковной унии в Западной Руси, на Брестском соборе 1595 г., она лишилась своего митрополита и большей части епископов, которые приняли унию, изменив православию. Верными православию и своей народности остались сначала два епископа – львовский Гедеон Балабан и перемышльский Михаил Копыстенский, после смерти которых православным западно-руссам с большим трудом удалось избрать и поставить одного епископа – львовского – Иеремию Тиссаровского. Таким образом, к 1620 г. западно-русская православная церковь осталась с одним только епископом. Православные, особенно те из них, которые были горячо преданы своей вере и народности, – с ужасом представляли себе то время, когда могла наступит кончина их единственного правоверного архипастыря. Они были убеждены – и совершенно резонно – в том, что их противники, т. е. католики и униаты, воспользуются этим благоприятным для них моментом и объявят православную церковь в Зап. Руси прекратившею свое существование на том основании, что церкви без епископа, как главы, не может быть... Из этой, действительно, великой опасности и беды православную церковь в З. Руси вывел иерусалимский патриарх Феофан, проезжавший в 1620 г. к себе на Восток чрез Малороссию на пути из Москвы, где он посвящал п. Филарета Никитича. Западно-русские православные христиане умолили п. Феофана поставить им митрополита и епископов в те епархии, которые насильственно были отняты у них униатами. П. Феофан согласился и 9 октября 1620 г. в Богоявленской церкви Киево-Братского монастыря посвятил Киево-Михайловского игумена И. Б. в сан киевского митрополита. Новопосвященному митрополиту предстояло чрезвычайно ответственное служение и сложный труд. Прежде всего, И. Б. необходимо было руководить православную западно-русскую церковь в ее борьбе с противниками – католиками и униатами. Эти последние теперь с особенною силой стали преследовать православных, в частности, восстановленную п. Феофаном иерархию. Они общими усилиями добились того, что польское правительство не признало иерархов, поставленных, без согласия короля, п. Феофаном, и объявило их, в том числе и И. Б., подлежащими «банниции», т. е. лишению кафедр, имущества и изгнанию из отечества. Не смотря на это, И. Б. до конца удержался на митрополичьем своем престоле и с великим достоинством и редкою честию руководил западно-русскою православною церковию. Эта последняя сторона деятельности И. Б., как митрополита киевского, представляла не менее затруднений, чем и защита православия от врагов его. Дело в том, что в предшествовавшее 25-летие западно-русская церковь, оставшаяся без митрополита, пришла естественно в некоторое расстройство со стороны церковного управления, при чем в жизни ее членов появились и обнаружились некоторые недостатки. И. Б. и предстоял великий и ответственный труд – привести в порядок запущенное, устранить обнаружившиеся недостатки в церковной жизни и вместе с тем выработать меры и способы, какими должны были пользоваться православные для охраны и защиты своей веры и народности от врагов. С этою целию И. Б. в годы своего управления западно-русскою церковию созывал несколько раз (в 1621, 1627 и 1628 гг. в Киеве и в 1627 г. в Гродске) соборы, на которых вместе с подчиненными ему епископами, при содействии лучших представителей низшего монашествующего и белого духовенства, равно как и мирских ревнителей православия, обсуждал важные церковные вопросы и вырабатывал меры борьбы с противниками православия и русской народности. Особенно замечателен в этом отношении киевский собор 1621 г., на котором (соборе) составлено «Советование о благочестии», без сомнения, при ближайшем и главнейшем участии самого председателя собора, т. е. И. Б. В качестве главнейших средств к устроению и умиротворению западно-русской православной церкви и защите ее от врагов, в «Советовании о благочестии» указываются следующие: 1) чистая и целомудренная жизнь духовенства; 2) церковное управление, согласное с канонами;: 3) любовь всех к православной церкви до готовности умереть за нее; 4) постоянная проповедь, в частности, с апологетическим характером; 5) внимательный и осторожный выбор священников; 6) утешение православных, по поводу преследований; 7) составление и распространение в народе книг, написанных в духе православной веры и в защиту ее; 8) возможно более частое созывание соборов; 9) заведение школ; 10) взаимный мир; 11) сохранение и поддержание духовного общения с восточною православною церковию и др. В церковно-общественной деятельности И. Б. заслуживает внимания еще убеждение его, которое он старался внушит и своим единоверцам и соотечественникам, – именно глубокое убеждение в том, что для православного западно-русского народа, подвергшегося в Польше сильному и настойчивому гонению за веру и народность, единственное спасение заключается в соединении с единоверным и единоплеменным русским государством. И. Б. положил начало сношениям с московским правительством, которые со временем привели к соединению Малороссии с Москвою – сначала политическому (в 1654 г.) и потом церковному (в 1685–1686 гг.). И. Б. замечателен и как ученый муж и писатель. В предисловии к Анфологиону, бо́льшею частию им не только переведенному с греческого языка на славянский, но и исправленному и истолкованному, напечатанному в 1619 г. в типографии Киево-Печерской Лавры, И. Б. с этой стороны характеризуется, как: «учитель сый благочестия и достоверен в Божественных писаниях». И. Б. умер 2 марта 1631 г. и, согласно его завещанию, погребен в Киево-Михайловском монастыре, которым управлял до смерти. Б оставленном им завещании И. Б. показывает себя горячим любителем и покровителем Киево-Братского училища, впоследствии Академии.

Протоиерей Ф. Титов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский - Календарь : с 18 рисунками и картами. - 1906. - VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle