Каноник (церковно-юридический титул) в римскокатолической церкви
Каноник (церковно-юридический титул) в римско-католической церкви. Так называются священнослужители, совершающие при соборах и коллегиатских церквах общее богослужение. Как члены мирских – приходских соборных и коллегиатских капитулов (см. это слово), они называются canonici saeculares, а как члены ордена, соединявшие священнослужение с тремя орденскими обетами, они назывались canonici regulаres – Первоначально – в христианской древности – название «каноник» было применяемо к каждому клирику, когда он вносился в список – «κανών» священнослужителей известной церкви (1-го вселенского Никейского собора 325 г. прав. 16: πρεσβύτεροι ἢ διάκονοι ἢ ὅλως ἐν τῷ κανόνι ἐξεταζόμενοι). Сообразно этому все клирики назывались canonici. Такое выражение находится уже в 15 прав. Лаодикийского собора: περὶ τοῦ μὴ δεῖν πλέον τῶν κανονικῶν ψαλτῶν... ἑτέρους τινὰς ψάλλειν ἐν ἐκκλησίᾳ.
Отсюда этот термин был заимствован западною церковью (Турск. соб. 567 г., прав. 20: unus lector canonicorum suorum и др.). С понятием «каноник», как клирика, тесно связывается понятие vita canonica – совместная жизнь приходского духовенства. Уже в IV в. Евсевий, еп. Верчелльский († 371 г.), объединил около себя клир своего епископского города. В V в. его примеру последовал блаж. Августин, еп. Иппонский, введший у себя совместную жизнь клириков в одном и том же доме (monasterium), но отличавший их от монахов. Это направление нашло себе подражание в Африке, Галлии и Испании. Постепенное распространение христианства заставляло клириков жить вне епископского города, отчего начала страдать церковная дисциплина. Тогда епископы постарались ввести для клира совместную жизнь, которая стала обозначаться техническим термином vita canonica, а жившие так клирики – canonici (теперь уже в новом смысле). Совместная жизнь клириков была упорядочена на Аахенском соборе (816 г.). Согласно последнему законоположению, наряду с правилами Хродеганга, клирики жили вместе в определенном доме со своим епископом или своим настоятелем, проводили вместе «канонические часы» и подчинялись дисциплине настоятеля. Так называемые «канонические часы» (horae canonicae), пример которых дан и в Ветхом, и в Новом Завете, состояли в том, что каноники вместе молились в определенное время дня, имели общий стол, общую спальню в одном определенном доме (называемом claustrum, также monasterium), должны были вместе проводить христианскую и братскую жизнь, заниматься ручною работой, духовным чтением, молитвою соответственно различным степеням посвящения. Это была жизнь наподобие монастырской; существенно отличалась vita саnоnіса от последней тем, что члены ее не давали монашеских обетов и имели собственность, причем различием степеней, посвящения и духовных функций, соединявшихся с ними, обусловливалось различие в положении членов. За столом и ежедневно на собраниях читалось Свящ. Писание и глава (capitulum) правил, откуда впоследствии получил свое название «капитул» (см.).
Vita саnоnіса не могла удержаться долго, вследствие внутренних и внешних причин. В ней происходили преобразования и изменения, чему обязаны своим возникновением canonici regulаres. Начало их появления падает на XI в. Частная собственность каждого клирика грозила опасностью для всей vita canonica, и папа Николай II на соборе 1059 г., а также Александр II в 1063 г. предписали клиру стремиться к совершенной, апостольской общности имущества, отказавшись совсем от частной собственности. Так как этот образ жизни основывался на примере блаж. Августина, то из его творений было заимствовано много правил этой жизни. Руководствовавшиеся этими правилами каноники и стали называться canonici regulares. С течением времени они образовали целые конгрегации, имевшие свою особую организацию. Но в конце XIV и начале XV в. обет бедности был забыт, и canonici regulares лишились своего значения, постепенно сокращаясь в своем числе. Насчитывается до 24 таких конгрегаций, имевших значительное влияние в жизни западной церкви.
Должность каноника называется каноникатом. Во многих местах, кроме действительных членов (canonici numerarii), есть также canonici sypernumerarii, разделяющиеся на три класса: а) canоnici honorarii, – назначаемые папою или епископом; b) сверхштатные, – кандидаты на освобождающуюся вакансию, – сюда же canonici juniores, domicellares; с) сверхштатные, хотя и действительные, полноправные члены капитула, canonici и так сказ. заслуженные каноники (jubilati), пробывшие в качестве каноника 40 лет.
К канонику как коллегиатских, так и соборных церквей, при получении им канониката и знаков последнего, предъявляются известные требования относительно возраста (от 14 и 22 лет), прав, образования (степень доктора богословия или канонического права). – Содержание каноников определяется по степеням и не везде одинаково. – Для всех каноников обязательно участие в богослужении. – С каноникатом соединяется canonia – titulus juris, право быть членом капитула, иметь stallum (место) в хоре; также голос в решениях капитула; право пользоваться доходами имуществ. Капитул может устанавливать правила, регулирующие внутреннее управление (в некоторых случаях с одобрения епископа). Каноники имеют право собраний caрitulariter для совещаний без позволения епископа. Ему принадлежит печать. О других правах и обязанностях каноников см. в ст. «Капитул». «Энц. VIII).
Литература. Thomassin, Vet. et nova disciplina eccles. (по-французски: Ancienne et nouvelle discipline de l'Église, I–III vol., in-fol. Paris 1678–1679). Holstenius, Codex regularum monasticarum et canonicarum, I–VI, Augsbourg 1759; Malegarius, Instituta et progressus clericalis canonicorum ordinis. Венеция 1648. Schubert, De origine et condit. eccles. collegi. Caes. Benvenut. de Crema, De vita et commut. clericorum, Constant. 1736. Barbosa, De canonicis et dignitatibus aliisque beneficiariis eorumque officiis in choro et capitulo, Lugd. 1640.1700. van Espen, De instituto et officiis canonicorum, Lovan. 1685. Pennotus, Historia canonicorum regularium. Roma 1624. Chaponel, Histoire des chanoing. Paris 1699. [W. Smith and S. Cheetham, A Dictionairy of Christian Antiquities I, London 1875, p. 281–283. Wetzer und Welte, Kirchenlexikon II2. Sp . 1829–1835. 1835–1842. F. X. Kraus, Real-Encyklopädie der christlichen Alterthümer I, S. 191].
П. Смирнов
