профессор Александр Павлович Лопухин

Каноническое послание

Каноническое послание (ὲπισολὴ κανονική). Каноническими посланиями называются послания уважаемых пастырей древней церкви, какие они писали другим пастырям в ответ на их вопросы канонического содержания и значения с изложением своих мнений, или же начальственные разъяснения недоуменных вопросов, адресованные к подчиненным епископам, клирикам и монахам. Сами по себе, по своему первоначальному происхождению и значению, послания пастырей имели местное и временное значение. Но – во внимание к авторитету знаменитых пастырей – их мнения и распоряжения по вопросам пастырской практики принимались руководству и в других епархиях и поместных церквах и получали таким обр. значение памятников, содержащих общепризнанные канонические нормы. На этот характер и значение их и указывает присвоенное им название канонических.

В качестве общепризнанных руководственных распоряжений по вопросам пастырской практики канонические послания древних пастырей стали вноситься и в сборники церковного права, употребительные на практике: – в Номоканон Иоанна Схоластика и в Номоканон XIV титулов.

На Трулльском соборе (пр. 2) канонические послания были признаны источником церковного права наравне с правилами соборов. В сборниках правил канонические послания являются разделенными на правила и называются правилами (Трул. 2).

На Трулльском соборе признаны и утверждены в качестве источников церковного права послания и правила след. двенадцати отцов церкви: Дионисия архиепископа александрийского, Петра александр., Григория неокесарийского, Афанасия алек., Василия архиепископа Кесарии каппадокийской, Григория нисского, Григория Богослова, Амфилохия иконийского, Тимофея александр., Феофила александр., Кирилла александр. К ним присоединено впоследствии послание Тарасия патриарха константинопольского к пане римскому Адриану 787 г.

Обычай пастырей посылать официальные послания по делам церковным не прекратился после времени вселенских соборов, но существует и доселе. Только эти послания не называются каноническими, а носят название окружных посланий (напр., некоторые послания константинопольского патриарха), а всего чаще называются просто грамотами или посланиями. В пример можно указать на послание Никифора Исповедника, патриарха константинопольского, которое с разделением на правила помещалось в средневековых сборниках церковных правил в качестве руководственной статьи (Синт. Ралли, т. IV, 431). Древние русские митрополиты не редко писали послания в Новгород, Псков и в другие места русской церкви. Известны, напр., послания митрополитов: Киприана, Фотия, Ионы и др. И константинопольские патриархи также не редко обращались с своими грамотами и посланиями к русским митрополитам и князьям по вопросам, возникавшим в русской церкви. Они напечатаны в издании проф. А. С. Павлова, Памятники древне-русского канонического права, Спб. 1880. Эти послания и грамоты имеют значение памятников церковного права временного и местного характера. Поэтому они и не называются каноническими.

Послания римских епископов сначала имели то же значение на Западе, какое было усвоено практикою, а потом и законодательством каноническим посланиям уважаемых отцов церкви. С конца пятого века они стали вноситься в западные сборники церковных правил, напр., Дионисия малого, Исидора севильского, под именем epistolae decretales. А в средние века папские декреты получили преобладающее значение в истории развития церковного законодательства на Западе, параллельно развитию папского всевластия.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle