Источник

Капуцины

Капуцины (Ordo fratrum minorum s. Francisci Capucinorum) – католический монашеский орден, основанный в начале XVI в. в герцогстве Урбино (Италия) и отличающийся строгостью устава. Основатель его Маттео ди Басси (Matteo di Ваssi, Ваscius) принадлежал сначала к францисканскому ордену, но не находил в нем удовлетворения, так как видел, что этот орден далеко отступил от своих первоначальных идеалов. Желая во всем подражать примеру самого св. Франциска, Маттео решил организовать свой новый орден по заветам этого подвижника – не только в отношении правил монашеской жизни, но и в отношении внешности. Согласно составленному им, и утвержденному в 1528 г. папою Климентом VII, уставу, богослужение в монастыре должно совершаться по старому чину, без малейших упущений; каждый монах должен неукоснительно присутствовать при каждой службе и, кроме того, по крайней мере, два часа в день проводить в тайной молитве; предписывается молчание в течение целого дня, за исключением нескольких часов; в противоположность францисканцам, – строго запрещается выпрашивать мяса, яиц и сыра, но, если дают – принимать; продовольственные запасы для монастыря не следует делать больше, чем на три дня, много – на неделю, – и не прикасаться к деньгам; мясо и вино, вообще, не запрещаются, но предписывается строжайшее воздержание; одежда должна быть бедная, грубая и тесная (узкая): она должна состоять из капюшона пирамидальной формы (сарitium, отсюда название нового ордена, признанное за последним официально с 1536 г.) и длинной коричневой мантии; рекомендуется ходить всегда босиком; в исключительных случаях разрешается носить сандалии; ходить можно только пешком; другие способы передвижения строго запрещаются. Число монахов в одном монастыре не должно превышать 12.

Во главе капуцинов поставлен был «генеральный викарий», избираемый самой братией из своей среды (на 3 года) и подчиненный начальнику францисканского ордена. В первые же годы, при выборе викария, произошли недоразумения, повлекшие за собою исключение из ордена самого основателя и его ближайших сотрудников. Главою капуцин становится Бернардин Окино (Веrnhardin Ochino), энергичный проповедник, не боявшийся порицать публично недостатки папства (в 1543 г. перешедший в протестантство и сделавшийся ярым противником папизма). Это, конечно, не прошло ему даром, и ордену с трудом удалось умилостивить разгневанного папу (Павла III) и отстоять свое существование. Орден был преобразован (1544 г.), и с тех пор капуцины становятся послушным орудием папства, конкурируя в усердной ультрамонтанской деятельности с своими коллегами – иезуитами. С половины XVI столетия (когда в 1573 г. по просьбе Карла IX было отменено запрещение селиться капуцинам вне Италии) орден быстро распространяется: в 1573 г. он появляется во Франции, в 1593 г. – в Германии, затем в Швейцарии, Испании, Португалии. В 1619 г. он освобождается от подчинения францисканцам, получает своего генерала, право участвовать в процессиях с собственным крестом и т. д. Вскоре капуцины появляются в Америке, Африке, Азии, повсюду энергично работая ad mаjorem рарае gloriam. Гонение на монахов в XVIII веке значительно сократило число капуцинских монастырей, но в последнее время они вновь распространяются. По последним данным (Statistica generalis по 1 янв. 1889 г.) насчитывается 536 монастырей и 100 госниций, где живет (по статистике 1894 г.) – 3.328 патеров, 1.327 клириков и 2.519 «мирских братьев», принадлежащих к этому ордену. Есть капуцины и в России (в Польше). Если иезуиты ареною для своей деятельности избрали науку, политику и школу, то капуцины отличаются более в области миссионерства и проповедничества, и нельзя отрицать, что они до сих пор имеют большое влияние на католический народ.

Кроме мужского, существует еще женский капуцинский орден, основанный в Неаполе в 1538 г. (основательница – Maria Laurentia Longa) и подчиненный генералу капуцинов. Несколько монастырей этого ордена существуют во Франции Италии, Испании и Америке.

Литература. – Католич. сочинения: Helyot, Histoire des Ordres VII, 164–180; Heimbucher, Orden und Kongregation I, 315–328; Wetzer und Welte, Kirchenlexikon VII2, 124–138. Протестантские соч.: Leop. Ranke, Römische Päpste II, 144 ff. (русский перевод I, Спб. 1869, стр. 137). К. Benrath, Bernhardin Ochino, Lpzg. 1875, S. 10 ff. 22 ff.134 ff. Zöckleг у Herzоg-Hаuck. Real-Encyklopädie X3, S. 50–54. [Робертсон и Герцог, История хр. церкви в перев. † А.П. Лопухина II, стр. 829. † К.А. Кустодиев, Сведения о капуцинах и иезуитах в Астрахани в прошлом и в начале настоящего [ХIХ-го] столетия в „Русском Вестнике“ за1860–1861 г. Лависс и Рамбо, Всеобщая история V, стр. 34.

Н. Сахаров


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь : В 12 том. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Петроград : Т-во А.П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д.И. (и в приложении: Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая): с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт.: портр.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle