Карасев А.Н.
Карасев, Алексей Николаевич, сын крестьянина, родился в 1854 году. Был учителем начального и городского училища в гор. Пензе и, в то же время, преподавал пение в разных учебных заведениях, и управлял церковными хорами. В 1887 г., по приглашению киевского «Общества грамотности», был руководителем церковного пения на летних курсах и с тех пор почти ежегодно приглашался на курсы пения различными учреждениями (духовным ведомством, земством и обществом трезвости) в разные города России (в Киев дважды, в Инсары, Новочеркасск, Липецк, Екатеринодар, Чернигов, Владикавказ, Тулу, Саратов, Пермь и др.); под его руководством прошли 15 певческих и регентских курсов, на которых было более 1.500 слушателей. Прослужив в должности народного учителя 34 года и получив пенсию в размере 240 р. в год из городских сумм, в 1903 г., по приглашению вятского «Попечительства о народной трезвости», он занял должность наблюдателя и руководителя народных хоров в вятской губернии и в течение двух лет организовал до 16 школ хорового и церковного пения. В ноябре 1906 г. был отпразднован заслуженный 25-летний юбилей его многополезной деятельности. В настоящее время Карасев занимается изданием произведений известного духовного композитора и регента † Гр. Ф. Львовского и переработкою своих руководств и пособий по пению. Из них наиболее известна «Методика пения», часть 1-я («руководство к постановке и преподаванию хорового пения в народных, церковно-приходских школах и прочих учебных заведениях»), допущенная Училищным Советом при Св. Синоде в библиотеки церковно-приходских школ. Приложением к ней служат «Уроки пения», часть 1-я, в которых помещены церковные песнопения на один и два голоса. «Методика пения», часть 2-я, в которой второй отдел занимает: организация церковного пения и певческого хора, обзор духовно-музыкальной литературы, выбор духовно-музыкальных сочинений и список их с указанием пригодности для хора по степени трудности, беседы о значении и исполнении духовно-музыкальных песнопений в порядке годового церковно-певческого Обихода и проч. Приложением к этой части служат «Уроки пения», часть 2-я («пособие для учащихся старшего и среднего возраста, и для церковных певческих хоров»), в которых помещены духовно-музыкальные произведения на 3 и 4 голоса. – Большим пособием в деле начального обучения пению являются изобретенные Карасевым «Подвижные ноты» и «Объяснение к ним», допущенные Училищным Советом при Св. Синоде в качестве пособия при обучении пению в церковно-приходских школах. Кроме того, им издана «Нотная грамота», в 2 частях, которая является первым, и единственным, опытом самоучителя пения, и «Музыкальная хрестоматия», куда вошли произведения лучших музыкальных авторов. – Все сочинения Карасева пользуются большим успехом, некоторые из них выдержали до 15 изданий и разошлись в десятках тысяч экземпляров [Ср. книжку Ст. П. К. (датированную: Москва. 1899 г. 15 ноября), Издания по обучению пению, составленные А.Н. Карасевым, и краткий очерк его музыкально-педагогической и издательской деятельности. К экспонатам Парижской Всемирной Выставки. Киев 1900].
Художественно-педагогический Совет Регентских классов при Придворной Капелле, рассмотрев данные о свыше тридцатипятилетней церковно-певческой и музыкально-педагогической деятельности личного почетного гражданина А.Н. Карасева, а также изданные им учебники, и вообще, в уважение к продолжительной и полезной деятельности в области духовной музыки, в мае 1907 г. признал возможным выдать г. Карасеву без экзамена свидетельство 1-го класса на звание учителя церковного пения и теории музыки. Из новейших его трудов назовем еще следующие: Церковный хор (продолжение Уроков пения. I), вып. I (Однородный хор); Русская песенная хрестоматия, в связи с курсом сольфеджий, вып. I; Спутник начинающего регента, отд. 2-й.
А.Н. Г.
