Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Каллист I – римский епископ

Каллист, Каликст I1, (Саlixtus), святой, – римский епископ с 218 по 223 г.

Вопрос о св. Каллисте I, епископе римском, представляется довольно трудным. Главными источниками по этому вопросу служат Liber pontificalis (изд. Дюшена, t. I, Paris 1886, р. 141–142) и Рhilisiphumena, открытые в 1850 г. и опубликованные первоначально Миллером в 1851 г. в качестве творения Оригена, но автором их считается св. Ипполит, епископ Порта у устья реки Тибра (см. у † о. проф. А. М. Иванцова-Платонова, ереси и расколы первых трех веков христианства I, Москва 1877; ср. у † архиеп. Сергия, Полный месяцеслов Востока II2, стр. 44–46, под 30 января). Фактические данные, содержащиеся в этих источниках о жизни и деятельности Каллиста, еще можно согласить между собою, – но нравственная оценка личности Каллиста в них диаметрально противоположна.

По названным и некоторым другим источникам, Каллист был сыном язычника Дометия, родился рабом около 155 года в Транстевере – той части города Рима, которая обозначалась словами „de urbe Ravennatis“, потому что здесь находились castra Ravennatium, или депо легиона солдат, принадлежавших к равенскому адриатическому флоту. По принятии крещения Каллист приобрел доверие своего господина Карпофора и стал вести его денежные дела. Между 186 и 189 годами, после одной финансовой катастрофы, префектом Тускианом он был осужден на рудниковые работы и сослан в Сардинию. Помилованный между 190 и 192 г., Каллист был отправлен папою Виктором (190–202 г.) в Антий, где оставался до избрания на папский престол Зефирина (около 200 года), получая от папы ежемесячные субсидии (Рhilisiphumena, в изд. Cruice, 9, 2: 12, р. 439–441). Вызванный Зефирином в Рим, он был назначен архидиаконом; получил поручение управлять духовенством и заведовать кладбищем и исполнял эти обязанности до 218 года. Кладбище, администратором которого состоял Каллист. около 18 лет, было первым, официально управляемым церковию. Оно было вырыто на земле, принадлежавшей христианке Люцине (А. Фон-Фрикен, Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства Ï Римские катакомбы, Москва 1872, стр. 120), на viа Аррiа. С незапамятных времен кладбище это, согласно мартирологам и путеводителям, называется „кладбищем Каллиста», каковое название сохранилось до наших дней. В национальной библиотеке в Риме хранится чаша, имеющая на дне своем портрет, который считается за изображение Каллиста (Allard, Rome souterraine, р. 409; de-Rossi, Вulletino di archeologia cristiana, Roma 1886, р. 33). В 218 г., после Зефирина, Каллист был избран папою и, согласно свидетельству историка Евсевия (Ц. И. 6, 21), управлял римскою церковию 5 лет, 2 месяца и 10 дней, в царствование императора Гелиогабала до начала царствования Александра Севера. Он построил ораторию в Транстевере, преобразованную папою Юлием (337–352 г.) в базилику, которая в Liber pontificalis называется „titulus [ср. ст. ,,Кардиналы» ниже] ulli et Callisti“. На месте этой базилики в настоящее время стоит храм, именуемый „Santa Maria in Trastevere». Согласно „Liber pontificalis“, Каллист установил пост в субботу ter in annum, frumenti, vini et olei – в три периода года: во время жатвы, виноградарства и собирания маслин. Некоторые видят в этом начало установления существующего в католической церкви „поста четырех времен». С именем Каллиста I связываются две подложные декреталии: 1) Epistola ad Веnedictum: de jejuniis quatuor temporum; 2) Epistola ad omnes Galliarum episcopos. В Acta Sanctorum (14 octobris, t. VI, p. 401–439) – документе, не имеющем большой исторической ценности, – рассказывается, что Каллист умер в 218 г. мучеником во время народного восстания: сверху из окна, в Транстевере, он был брошен в колодец и побит камнями; похоронен на кладбище св. Калонеда. Некоторые серьезные исследователи (de-Rossi, Bulletino di archeologia cristiana, 1886, p. 93; Tillemont, Mеmoires, Paris, 1701–1709, t. III, p. 252; Moretto, De Sancti Callisti ejusque basilica S. Maria trans Tib., Roma 1752, 2 vol. in fol.) принимают этот рассказ, но другие полагают, что папа Каллист заслужил название исповедника за свое пребывание в ссылке в Сардинии. Каллист I был 15-м епископом римским, если считать первым св. Лина.

В „Философуменах» содержатся тяжкие обвинения против папы Каллиста, заключающиеся в следующем: Каллист, ведший банковые дела своего господина Карпофора, будто бы злоупотребил его доверием и сбежал в порт Остию, где сел на корабль. Но когда явился туда Карпофор, чтобы арестовать своего неверного раба, Каллист будто бы бросился в море, однако был пойман матросами экипажа. После этого он, – по словам „Философумен“, – в одну из суббот отправился в синагогу, где намеренно произвел шум, чтобы быть убитым и получить имя мученика, и был осужден на рудниковые работы в Сардинию. Происками получив помилование, Каллист якобы снова был сослан папою Виктором. Избранный епископом римским, он, – по сообщению „Философумен“, – осудил еретика Савеллия, хотя сам раньше разделял его мнения и, кроме того, увлекался будто бы заблуждениями Феодота. „Философумены» обвиняют Каллиста еще в потворстве безнравственной жизни, так как во время его были епископы двоеженцы и троеженцы. Каллист будто бы учил, что „если епископ согрешить даже смертно, он не должен быть отлучен», а женщинам разрешил иметь любовников.

Обвинения Каллиста, содержащиеся в „Философуменах“, вызвали на Западе обширную литературу. Некоторые ученые исследователи соглашались с этими обвинениями, таковы: Вунзен (Hippolytus and His Agre I-IV, London 1852, и по-немецки Hippolytus und seine Zeit I-II Lpzg 1852–1853), Вордсворт (Hippolytus and the Church of Rome in the Earlier Part of Third Century, London 1853), Фолькмар (Hippolytus und die römische Zeitgenossen, Zurich 1856 г.), де-Прессансе (Lutte entre Hippolyte et Calliste, Paris 1856 г.), де-Ремюза „Revues de deux mondes“, № от 15 июня 1863 r.), A. Peвиль („Revue de deux mondes“, № от 15 июня 1865 г.), Джемс C. Робертсон (История христианской церкви от апостольского века до наших дней, перев. † А. П. Лопухина, т. I, Спб. 1890, стр. 78). С другой стороны многие богословы предприняли защиту папы Каллиста I против возводимых на него обвинений. Таковы: Дёллингер (Hippolytus und Kallistus, Regensburg 1853), Крюис (Etudes sur de nouveaux documents historiques empruntés a l’ouvrage récemment decouiert des «Philosophumena“, Paris 1853), Армеллини (De prisca refutatione haereseon... Philosophumenou titulo recens vulgata commentarius, Roma 1862), Гагеман (Die Römische Kirche, Freiburg im Breigau 1862), де-Росси (Bulletino di archeologia, Roma 3 866), Лёгир (Etudes bibliques, Paris 1869, T. 2, стр. 325–387), Фреппель (Origène, 3 изд., Paris 1888, т. I, стр. 151–174), де-Смедт (Dissertationes, Paris. 1876, стр. 190–218), Дюшен (Les origines chrétiennes, 2-е литогр. изд., Paris 1886, стр. 275–304).

В перечисленных сочинениях защитников Каллиста доказывается, что нельзя верить обвинениям, возводимым против св. Каллиста в „Философуменах», написанных епископом Ипполитом, который был доктринальным противником Каллиста и соперником его по епископской кафедре в Риме и вследствие этого не мог быть беспристрастным.

В римско-католической церкви память Каллиста I, епископа римского, празднуется 14 октября. Почитается ли Каллист I святым в русской православной церкви? В „Полном месяцеслове Востока» † архиепископа Сергия (т. II2, Владимир 1901) ни в первой части (месяцеслов), ни во второй (заметки) нет упоминания о Каликсте (Каллист), епископе римском; но в приложении I-ом „Имена святых, которых нет под числами в месяцеслове всех святых, но которые находятся в богослужебных книгах и в указателе I-ом, называется имя преподобного Каллиста (стр. 532 и 602). Память этого святого прославляется в субботу сырную. Этого „преподобного Каллиста“ сырной субботы и следует считать за Каликста I, епископа римского. В постной триоди имеется следующая церковная песнь относительно Каллиста: „Дивлюся Каллистовым благословесием, хвалю Лаврентиева добродеяния, благотворение же Логгиново восхваляю, почитаю Лотовы добродетели“ (3-й тропарь на 4-й песни канона в сырную субботу).

Н. Б. П-в

* * *

1

[Cобственно Callistus, т. е. прекраснейший, по позднейшему произношению Calistus, и Calixtus впервые встречается лишь в XI в.: Bunsen, Hippolytus по-англ., I, 131 прим.].


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle