Источник

Кампанелла Фома

Кампанелла Фома (Саmpanella Tommaso, – Тhomas: 1568–1639 гг.) известен как последний крупный представитель философии ренессанса (эпохи возрождения), вообще как реформатор наук, как автор знаменитой утопии, под заглавием „Солнечный город», и как борец за универсальную монархию под духовным протекторатом папы. Эти черты выясняются биографией Кампанеллы.

Наука, поэзия, религиозность, – говорит он сам, – были с детства целями и мотивами его стремления. Хотя он очень молодым сделался доминиканцем, но скоро оставил Аристотеля и схоластику и полюбил философию Телезия. Говорят, что после продолжительного разговора с каким-то старым евреем он исчез из монастыря и, странствуя по разным городам Италии, за разные ереси не один раз был преследуем инквизициею и даже арестован. Выпущенный на свободу из римской темницы, он в 1598 г. возвратился на свою родину, в Калабрию, с важными намерениями. Чтобы обеспечить себя от могущих возникнуть опасностей, Кампанелла написал известное сочинение „Della monarchia di Spagna“, где излагает задачу Испании – объединить мир под духовным владычеством папы; Готчеин это сочинение назвал самою лучшею из программ контрреформации. – В следующем году Кампанелла устроил восстание, чтобы накануне нового века освободить свой край от господства испанцев и от церковного авторитета Рима и основать новую самостоятельную державу в Калабрии с новою церковию, для которой он думал быть пророком и главою. За это он был арестован, подвергнут мучению и непременно был бы казнен, если бы его преступление не подлежало и церковному суду. Этот суд принял во внимание монашество обвиняемого и, отказываясь дать приговор, тянул дело, так что Кампанелла остался жив, но в тюрьме, причем философия и поэзия служили ему немалою утехой. Между прочим, здесь он написал свою упомянутую уже нами утопию „Солнечный город“, будто бы как образец церковно-религиозной реформы, а позже перевел его сам с итальянского языка на латинский, как прибавление к своему учебнику „политики». Сочинение это, которое долгое время считалось плодом игривой фантазии, основывает счастие граждан на учреждении общности имения, женщин, развлечений, воспитания и на здоровом потомстве. Распределение труда будет тогда, яко бы, так искусно и так справедливо, что никому не придется работать больше 4–5 часов в день; все принимают участие в работе. Но это сочинение есть не только утопия, оно, сверх того, есть свидетельство неудачного предприятия Кампанеллы и его друзей. Сходство идей этого сочинения с данными обвинения, указанными в процессуальных актах, говорит, что в нем мы имеем отражение революционных стремлении автора, изложенных систематически. А именно: 1) Кампанелла учил, что он сам будет законодателем нового общества (в сочинении это приписывается метафизику); 2) принципы нового государства основаны на законах естественных; 3) христианство должно быть реформировано на этих самых законах; 4) Христос был великий человек, но не Бог; 5) Бог один, и Ему мы должны кланяться в виде солнца; 6) перед концом мира будет еще время счастия и единения людей. Из этих положений мы видим не только переход от языческого миросозерцания ренессанса к деизму (этот переход со многим историческим материалом находим в подробном изложении в ученом труде Кампанеллы: Аtheismus triumphatus), но и то, что Кампанелла считал себя, главу восстания, выше Моисея, Магомета и Христа.

В тюрьме его взгляды, конечно, переменились; по крайней мере, Кампанелла не переставал доказывать, что он сожалеет о прошлом и что сделался верным сыном церкви и папы, хотя в этом ему трудно было кого-нибудь уверить, так как он это и раньше утверждал всегда, даже когда был вождем восстания, тем не менее он не раз, – даже с непонятным энтузиазмом, – отдавал все свои душевные силы с полным сознанием на служение главе церкви. Мы имеем, „мемориалы», которые из заключения он присылал разным высоким учреждениям и лицам. В этих „мемориалах» он давал отчет о своей очень прилежной литературной деятельности. О ней надо сказать несколько слов. – В философических своих трудах он продолжал борьбу против Аристотеля. Cледуя Телезию („De sensu rerum“, „Рhilosophia realis ерilogistica“), он производит все от тепла и холода, прибавляя к этим двум принципам субстрат: материю. В своей „Метафизике» исходил из той точки зрения, что вещи мы не так узнаем, как они даны, а только как они нам кажутся. – Все существующее а) действует и страдает; b) знает о себе и о другом; с) любит себя и другое; посему, начала всего мира и каждой вещи в нем суть: роtentia, sapientia, amor. Эти „прималитеты“ в Боге, в абсолютном единстве, в мире они являются, как nesessitas, fatum и harmonia. (Учением Кампанеллы о „прималитетах» воспользовался в новое время Ламеннэ в своей ,,Еsquisse“). Эту последнюю создает душа мира: она дает жизнь и дух всему и регулирует содействие и симпатию между ними.

Эта философия есть часть общей системы наук, которая должна была в себе заключать 10 томов (Instrauratio scientiarum). Раньше чем труд Кампанеллы был напечатан, о нем уже узнали даже за границей. Именно два немца, Scioppius и Adami, посетили его в тюрьме и получили от него некоторые рукописи. Аdami сделался его первым толкователем и издателем, а преждевременным напечатанием отличного труда Кампанеллы „Apologia pro Galilio» даже повредил арестованному. – Этот не переставал посылать „мемориалы“, обещая великие изобретения, – в том числе и папе. Целию этих „мемориалов“ было обратить внимание на свою тяжелую судьбу у лиц с влиянием и, наконец, достичь свободы. Но подобные попытки не удавались. Папа, по-видимому, ценил его знания, настойчивость его домогательств и, вероятно, жалел, что не мог спасти его. Желая, по крайней мере, чтобы заключенный думал о полезных вещах, Павел V поcлал Камнанелле предложение заняться вопросами миссии. С большим интересом схватился несчастный за идею, которая могла ему принести даже спасение: вполне согласно с основными чертами своей философии, теоретической и практической, он написал на предложенную папою тему в течение одного гада большое сочинение, „Vоlumen quadripartitum», которое в своих четырех частях обращается к христианам, евреям, магометанам и язычникам; второе заглавие его сочинения заключает в себе один стих из Пс. 22, 28: чтобы все народы земли одумались и возвратились. Смысл этих слов объясняет автор в начале своего труда, из которого мы извлекаем нечто для ознакомления с его этикой ее начало – самообладание. Оно побуждает нас искать родственное своей душе, а таковое для Ангелов и людей находится в Боге. Против этого стремления восстает тело, но душа вспомнит свое происхождение и возвратится к своему началу. Чтобы это легче удалось, Бог напоминал нам неоднократно через своих посланников: Авраама, Моисея, Христа, Магомета. Кто из них прав? Отсюда возникает задача: найти истинное Слово Божие. С этою целию и написано предлежащее сочинение: так как мы все сыны Адама, то мы все приглашаемся этим сговориться в важнейшем, чтобы все секты, которыми напоминается об истинном Боге, к Нему возвратились.

В первой книге Volum. quadrip., посвященной христианству, содержатся интересные послания: князьям итальянским – чтобы они основали в Риме под председательством папы христианский интернациональный трибунал; королю Испании – задача: основать политическое объединение мира, которую автор изложил в упомянутой уже Моnarchia di Spagna; королю Англии – в послании к нему автор присоединяется к многочисленным католическим полемистам против Иакова I; немецким князьям – коих он убеждает, через своего друга Т. Адами, что Лютер и они не правы; схизматикам, а именно церкви абиссинской, где Бампанелла возражает против монофизитизма, и послание к великому князю московскому и к греческим иерархам, в котором он придает римской церкви роль культуртрегерства в России, высказывается готовность придти с разными монахами обучать население, чтобы оно могло понять глубину Христовой веры, и обращает внимание великого князя на языческий восток. Остальные части сочинения показывают внимательное изучение религиозных воззрений магометан и евреев, даже языческих народов.

С 1618 г. сочинение пришлось некстати: Павел V скоро затем умер, но еще перед смертию он успел обратить внимание своего преемника на основную мысль Кампанеллы: на необходимость систематизировать дело миссии римско-католической церкви. Григорий XV во втором году своего понтификата послушался и учредил самую известную в широких кругах конгрегацию de propaganda. Хотя и раньше уже пользовались сочинением Кампанеллы разные монахи, однако автор пока еще ничего не достиг и оставался в тюрьме. Только преемник Григория – Урбан VIII мог его освободить из власти испанцев и уже через год он основал не менее известное collegium de propaganda. Теперь, конечно, была очередь и за вышеупомянутым сочинением Кампанеллы. Оно должно было служить основою и для „конгрегации“, и для „коллегиума», поэтому и подверглось тщательному пересмотру церковной цензуры, а в 1629 году получило давно уже ожидаемое одобрение.

Личная вражда влиятельных чиновников при курии воспрепятствовала напечатанию этого труда, но сам автор еще 10 лет позже сказал о нем, что это – образец богословской риторики и компендиум дела миссионерского. Пока еще Кампанелла проживал в Риме, он напечатал некоторые другие сочинения, напр., De Моnarchia Messiae, где, как и раньше, спасение человеческого рода ищет в духовном единении, главой которого должен быть папа. Но испанцы не перестали преследовать его и, наконец, даже вынудили его бежать во Францию (1634 г.). Там он в большой бедности продолжал работать и напечатал целый ряд своих сочинений и среди них очень объемистую „Метафизику“. Кардинал Ришелье приглашал его председательствовать на частных собраниях ученых и был намерен сделать его президентом проектированной тогда академии наук; но этого Кампанелла уже не дождался.

В дополнение надо еще сказать, что Кампанелла написал множество прекрасных сонетов, которые обеспечивают ему место между лучшими поэтами Италии. Его „Солнечный град“ до последнего времени I оказывал большое и разнообразное влияние; Готчеин даже доказывал в особом труде, что иезуитское государство в Парагвае было опытом осуществить основные начала Кампанелловой „Утопии», но в этом надо сомневаться.

Проф. Ив. Квачала


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle