Источник

Камчатская епархия

Камчатская епархия (1840–1898 гг.). Вся прибрежная полоса северо-восточной Азии от устья р. Уди до Чукотского носа, заключающая в себе Удский край, Охотскую область, Камчатку и Гижигинский округ с Чукотскою землей, а также и русские владения на северо-западном берегу Америки, входили до 1840 г. в состав Иркутской епархии, а с 1 декабря 1840 г. они составили новоучрежденную епархию Камчатскую, или Камчатско-Алеутскую, во главе с епископом, носившим титул Камчатского, Курильского и Алеутского. Этот титул дан государем, а Св. Синод предполагал именовать епископа Северо-Американским и Камчатским. Епископская кафедра определена была в г. Ново-Архангельске, на о. Ситхе, в месте главного управления российско-американской компании. С открытием компанией Аянского залива была перенесена в аянский порт в 1844 г. из Охотска компанейская фактория, а затем в 1849 г. упразднен охотский порт и управление морскими силами перенесено в Петропавловск. Последнее стояло в зависимости от совершавшегося тогда присоединения Амурского края. Вместе с тем, явилось два проекта о перенесении архиерейской кафедры и духовной семинарии из Ново-Архангельска в Аянск и в Петропавловск. Первый проект возник в 1847 г. по мысли епископа камчатского Иннокентия (Вениаминова), второй – в 1849 г. по мысли генерал-губернатора Н.Н. Муравьева. Преосвященный Иннокентий вместе с проектом перенесения архиерейской кафедры в Аянск проектировал и присоединение к камчатской епархии, ради удобства сообщения, всей Якутской области от Иркутской епархии. 4 июня 1852 г. Св. Синод согласился на присоединение Якутской области к Камчатской епархии, а относительно перенесения кафедры и семинарии, ввиду неопределенного еще тогда положения центра гражданского управления краем, предположено было остаться de jure при старом, причем de facto архиерею предоставлено проживать, где, и сколько пожелает, в зависимости от нужд и удобств. Эти постановления Синода были Высочайше утверждены 26 июля 1852 г. Ввиду того, что якутская область содержала в себе православного населения свыше 200.000 душ, а вся остальная часть епархии только немногим более 20.000, преосв. Иннокентий стал ходатайствовать о перенесении архиерейской кафедры в Якутск, где, к тому же, было и удобное помещение – монастырь. Но Св. Синод, приняв во внимание, что вся камчатская епархия учреждена в целях миссии среди обитателей нашего северо-американского края и островов, отказал в этом ходатайстве, позволив только преосвященному самому проживать по своему усмотрению, где, и сколько признает лучшим. Он и проживал то в Якутске, то в Аянске, то в Ново-Архангельске.

В это время Камчатская епархия занимала до 20.000.000 кв. верст пространства и имела населения до 250.000 душ, в том числе свыше 225.000 православных и только до 12.000 русских. Остальные принадлежали к разным народам – в Азии: якуты, тунгусы, камчадалы, курильцы, ламуты, юкагиры, чуванцы, чукчи, коряки, олюторцы; в Америке: алеуты, кадьякцы, колоши, кенайцы, чугачи, угаленцы, медновцы, кыльчане, аглегмюты, кускоквимцы, квихпакцы, креолы – от браков русских с туземцами, и друг. Главную массу населения составляли якуты – до 180.000, самую малочисленную курильцы – 72 души. Владения наши в Америке представляли особый мир, якутская область имела свой этнографический облик и только Камчатка более или менее подходила к типу русских епархий. Ко всему этому, произошло фактическое присоединение обширного амурского края к России, и здесь, кроме появившихся казачьих переселенческих селений, местные аборигены – косневшие в язычестве орочены, манегры, гольды, манчжуры, гиляки, негидальцы, тунгусы – так же требовали о себе миссионерских и пастырских забот. После неоднократных ходатайств преосв. Иннокентия, Св. Синод согласился перенести архиерейскую кафедру Камчатской епархии из Америки в Азию, сначала, временно, в Якутск, а потом, когда будет обстроен новый край, навсегда на Амур, и учредить для отдаленных частей епархии два викариатства: якутское и ново-архангельское. Постановление Св. Синода получило Высочайшее утверждение 11 января 1858 г. Семинария из Ново-Архангельска была перенесена в Якутск и соединена там с духовным училищем. 8 декабря 1858 г. возведен был на степень города Благовещенск, лежащий на Амуре и избранный для центрального управления Амурским краем, а 21 декабря состоялось и Высочайшее повеление о том, чтобы камчатской архиерейской кафедре быть в Благовещенске. Преосв. Иннокентий прибыл в Благовещенск 24 мая 1860 г. В Благовещенске оказался только один священник. Об открытии тотчас же епархиального управления нельзя было и думать. Продолжало действовать якутское духовное правление, а преосвященный сам целые 2 года провел в путешествиях, и только с 1863 г. окончательно обосновался в Благовещенске. Консистория была открыта 25 октября 1863 г. С 10 июня 1870 г. титул епископа был изменен: слово Алеутский заменено словом Благовещенский. Преемственный порядок архиереев камчатских был следующий:

1) Иннокентий (Вениаминов), знаменитый миссионер, впоследствии митрополит Московский; хиротонисан во епископа Камчатского 15 декабря 1840 г., в 1850 г. возведен в архиепископа 5 января 1868 г. назначен митрополитом Московским, скончался в 1879 г. («Камчатские Еп. Вед.» 1897 г., №№ 17 и 18). Обстоятельный очерк его жизни и деятельности см. в «Энц.» V).

2) Вениамин (Блогонравов), известный ученый и деятель, с 18 марта 1868 г. по 31 марта 1873 г., когда был переведен в Иркутск (о нем см. отдельный очерк и очерк Иркутской епархии в «Энц.» III, V).

3) Павел (Попов), переведенный 31 марта 1873 г. с Енисейской кафедры (см. в «Энц.» V); скончался 25 мая 1877 г.

4) Мартиниан (Михаил Муратовский), назначен из епископов Селенгинских, викариев Иркутской епархии, 17 октября 1877 г. (см. в «Энц.» V) и 11 мая 1885 г. переведен в Симферополь, где и скончался в 1898 г.

5) Гурий (Сергий Буртасовский), сын диакона г. Казани, высшее образование получил в казанской академии, на 4-м курсе которой (в 1871 г.) принял монашество; потом был учителем Иркутской семинарии, смотрителем Иркутского духовного училища, начальником Иркутской миссии (с 1880 г.), ректором благовещенской семинарии; 22 июля 1885 г. хиротонисан во епископа Камчатского, 24 октября 1892 г. переведен в Самару, с 1904 г. святительствует в Симбирске, где и скончался 5 января 1907 г.

6) Макарий (Дарский), назначенный 25 октября 1892 г. из епископов-викариев Селенгинских (о нем см. в «Энц.» V); скончался 7 сентября 1897 г., простудившись при обозрении епархии. Погребен в кафедральном соборе. (См. «Камч. Е. В.» 1897 г., 18, 20, 23). Он был заботливым архипастырем, и его кончина была оплакана епархией.

7) Евсевий (Никольский), назначенный 4 октября 1897 г. из епископов-викариев Киренских (см. «Энц.» V и «Камч. Е. В.» 1898г. 1 и 3 и 1899 г. № 9). По Высочайше утвержденному 4 июня 1898 г. мнению государственного совета согласно определению Св. Синода из Камчатской епархии образованы две новые: Благовещенская [см. «Энц.» II] и Владивостокская [см. «Энц.» III]; преосвященный Евсевий перешел во Владивосток [см. «Энц.» III, где и портрет преосв. Евсевия], а камчатская епархия прекратила свое существование. В епархии в разное время были два викариатства: Ново-Архангельское и Якутское.

Ново-Архангельское викариатство учреждено (по определениям Св. Синода 27 ноября и 5 декабря 1857 г., Высочайше утвержденным 11 января 1858 г.) тогда, когда разрешено было архиерейскую кафедру камчатской епархии перенести из Америки в Азию. Викариатство было учреждено специально для российских северо-американских владений, для духовного управления которых первоначально была учреждена и самая Камчатская епархия. Первым ново-архангельским епископом, по представлению преосв. Иннокентия, был избран ректор новоархангельской семинарии архимандрит

1) Петр (Феодор Екатериновский), который и был хиротонисан в Иркутске двумя архиереями 29 марта 1859 г. Он был сын священника Саратовской епархии, высшее образование получил в Московской академии, в которой и принял монашество. По окончании академического курса в 1844 г., был учителем, инспектором и ректором Иркутской семинарии, в 1857 г. переведен в Ново-Архангельскую; 9 ноября 1866 г. он переименован во епископа Якутского, в 1867 г. вышел на покой, но потом был епископом Уфимским, Томским, снова вышел на покой и скончался членом Московской синодальной конторы и управляющим Новоспасским монастырем в Москве 27 мая 1889 г. После него был назначен

2) Павел (Попов), переименованный 9 ноября 1866 г. из епископов-викариев Якутских (о нем см. в «Энц.» V).

В 1870 г. викариатство упразднено вследствие образования новых сибирских епархий.

Якутское викариатство учреждено определениями Св. Синода 27 ноября и 4 декабря 1857 г., Высочайше утвержденными 11 января 1858 г., но условно, с того времени, когда камчатский епископ, проживавший в Якутске, получил возможность переселиться на новозанятый Амур. Это осуществилось только в 1859 г. и первый викарий якутский

1) Павел (Попов) был хиротонисан в Иркутске только 6 марта 1860 г. В 1866 г., 9 ноября, он переименован во епископа Ново-Архангельского (см. выше). После него были:

2) Петр (Екатериновский), переименованный 9 ноября 1866 г. из епископов-викариев Ново-Архангельских (см. выше); 3 июля 1867 года он был уволен на покой.

3) Дионисий (Димитрий Васильевич Хитров), 9 февраля 1868 г. хиротонисан во епископа Якутского, викария Камчатской епархии, а с образованием 12 января 1870 г. самостоятельной Якутской епархии назначен епископом Якутским и Вилюйским. Скончался в 1883 г. в Уфе. О нем см. отдельный очерк в «Энц.» IV.

См. еще Материалы для истории Камчатской епархии в «Православном Собеседнике» за 1909 г., №№ 5, 6.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь : В 12 том. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Петроград : Т-во А.П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д.И. (и в приложении: Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая): с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт.: портр.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle