профессор Александр Павлович Лопухин

Католицизм и его пропаганда в Грузии в XI-XVIII вв.

Католицизм и его пропаганда в Грузии в XI-XVIII вв.. После отделения западной церкви от восточной (в 1054 г.) Грузия приняла сторону православной Греции. В бедственные времена крестовых походов Грузия, участвовавшая в освобождении Гроба Господня от сарацин, первый раз столкнулась с латинскою пропагандой, которая, впрочем, не имела никакого успеха среди ее населения. В ХIII в., во время нашествия монголов,. грузинская царица Русудана дважды обращалась за помощью в Рим, в первый раз в 1224 г. к папе Гонорию III, во второй – к папе Григорию IX, причем в письме к последнему обещалась, в случае оказания ей помощи, принять со всем своим народом «римскую веру». Папа, вместо военной помощи, отправил к царице семь монахов из ордена братьев проповедников (fratres praedicatores) для пропаганды латинской веры в Грузии. Старания этих миссионеров склонить царицу и ее народ к принятию латинства остались безуспешными: не получив поддержки от папы, Русудана отвергла и веру его.

Несмотря на первые неудачи в Грузии, папы деятельно продолжали здесь свою пропаганду. Папа Николай IV в 1289 г. прислал в Грузию новых братьев проповедников. Благодаря их ходатайству, грузинский царь позволил учредить в столице Грузии – Тифлисе католическую епископскую кафедру, которая, быв открыта здесь в 1329 г., непрерывно замещалась до 1600 г. Первым епископом на этой кафедре был Иоанн Флорентинец, назначенный грамотою папы Иоанна ХХII. С учреждением епископской кафедры участились приезды в Грузию католических миссионеров, особенно капуцинов, которые – однако – не имели заметных успехов среди грузинского населения.

Более сильная попытка к совращению грузин в католичество была сделана в начале XV в. на Флорентийском соборе (1437–1439 г.) в царствование грузинского царя Константина III, но и она оказалась безрезультатною. Митрополит грузинский Иоанн и какой-то вельможа, бывшие представителями грузинской церкви на этом соборе, остались твердыми в православии и не сделали никаких уступок католицизму, несмотря на убеждения папы Евгения IV, византийского императора и других сторонников унии. Когда же папа и император Палеолог стали прибегать к хитрым и полунасильственным мерам, чтобы заставить православных епископов подписать определения нечестивого собора, то грузинский митрополит Иоанн счел благоразумным тайно бежать из Флоренции в.Венецию, а оттуда через Константинополь благополучно прибыл в Грузию. Служит к славе грузинской церкви, что флорентийская уния не имела никаких успехов в Грузии; тем не менее, связь Грузии с Западом не прекращалась.

С начала ХVII в., когда организовавшееся в одно твердое учреждение (Congregatio de propaganda fide) латинское миссионерство наводняло все государства, римские миссионеры во множестве стали посещать и Грузию. В 1615 г. появились в г. Гори монахи-капуцины; в 1625 г. утвердились в Грузии миссионеры тевтонского ордена. В 1626 г. папа Урбан VIII командировал в Грузию особого миссионера Авита-Боли с поручением основать постоянную миссию в г. ори. Этот посол папы – искусный дипломат, явившийся под видом врача, – приобрел расположение грузинского царя Теймураза I, вошел в сношение с грузинским католикосом Захарией и добился дозволения открыть в названном городе каплицу, причем царь и католикос обменялись с папою дружественными посланиями. Ввиду таких успехов, в 1635 г. из Рима была отправлена в Грузию новая партия миссионеров-капуцинов с наказом учредить постоянную католическую миссию в самой грузинской столице Тифлисе. Эти миссионеры, прибыв в Тифлис, заняли здесь кафедральную латинскую церковь, которая с 1600 г. оставалась без епископа, – и усердно принялись за распространение в стране католичества, причем руководствовались следующею инструкциею, полученной ими от вышеупомянутого Авита-Боли: а) в видах предотвращения неприятных столкновений с народом и духовенством грузинским обращаться с проповедью лишь к армянам, да и то поодиночке; б) заниматься медициною; в) дозволять совершать литургию во всяком облачении; г) переодеваться в разные платья; д) держать лошадей, слуг и рабов; е) заниматься также торговлею, давать деньги в рост и т. п. Следуя этой инструкции, миссионеры, кроме служащих при соборной латинской церкви, тщательно скрывали свой сан и действовали тайно; народ их знал, как медиков или купцов. Они старались вести жизнь притворную и угождать всем классам общества. С царем и вельможами они умели обходиться услужливо, помогая им медицинскими советами и забавляя их пением, музыкою и приятною, нередко льстивою, беседой; по отношению к духовенству они держались чрезвычайно почтительно, уважая сан и религию и при всяком удобном случае возбуждая в нем интерес к изучению богословских наук. Льстя и угождая высшим классам общества, они старались сблизиться и с лицами из простого сословия: оказывали им всякого рода помощь, бесплатно лечили больных, даром раздавали им лекарства из своих аптек и т. д. Расположив к себе сердца своих пациентов из всех классов общества, католические миссионеры-врачи старались незаметно и искусно вселять в них мысль об истинности католической веры и непогрешимости главы ее – папы.

Но в руках латинских миссионеров было еще другое, более могущественное средство для пропаганды в стране своих религиозных идей; это – школы и образование. Имея обширные познания в философии, богословии, поэзии, истории, древних и новых языках, миссионеры стояли целою головой выше тогдашнего грузинского духовенства и передовых классов грузинского общества, отставших от умственного движения, которое совершалось в Западной Европе в XV-ХVI вв. Естественно, они делались в Грузии интересными собеседниками, друзьями и учителями тех, которые любили мудрость. Чтобы тверже упрочить в стране свое духовное влияние и привлечь к себе симпатии народа, миссионеры изучали грузинский язык и литературу и занимались над их разработкою. Плодом этих занятий явилась, между прочим, первая грузинская грамматика, составленная по поручению папы Урбана VIII миссионером Маджием и напечатанная в Риме в 1643 г. (вторым изданием – в 1670 г.). Католические миссионеры породили в стране умственное оживление. Они стали открывать при своих церквах школы, в которые вербовались дети из высшего, богатого класса. Они охотно помогали грузинским ученым в их работах; напр., Савве Орбелиани помогли в составлении грузинского лексикона, католикосу Виссариону (1721–1739 г.) – в составлении его произведения «Грдемли» (Наковальня), писанного в опровержение католицизма. Действуя так, латинские миссионеры приобрели к себе благосклонное отношение грузинского народа и царей Вахтанга V, Кайхосро, Вахтанга VI и широко раскинули сети пропаганды, главным гнездом которой сделался Ахалцихский уезд (Месхетия). Отсюда проповедники посылались в Имеретию, Мингрелию или Колхиду и Гурию. Во всех этих местах Грузии миссионеры имели значительный успех среди грузин и еще больше среди армянского населения. В гг. Кутаисе, Гори, Тифлисе и Ахалцихе из совращенных ими грузин и армян образовались значительные общества грузино-католиков и армяно-католиков. В Карталинии миссионеры сблизились с могущественною фамилиею Орбелиановых и совратили многих в латинство. В числе совращенных оказались известный поэт и философ того времени Вахтанг Орбелиани, переведший с латинского сочинение «О теплоте веры» и удалившийся в Рим, и знаменитый грузинский баснописец и литератор Сулхан Орбелиани, автор многих произведений и близкий родственник царей Леона и Арчила. В начале ХVІII столетия совращенный Сулхан ездил в Европу и, принятый ласково католическими государями, получил благословение папы Климента XI, часть животворящего креста и мощи св. Климента римского. Успех латинских миссионеров продолжался до 1755 г., когда они, совратив в унию самого католикоса Антония и несколько из высоких грузинских иерархов, были изгнаны из Грузии по соборному постановлению. Впрочем, с возвращением Антония I из России, они снова появились в Грузии и только в 1844 г. были окончательно изгнаны из пределов ее русскою властью.

Из католических миссионеров в Грузии наиболее известны следующие: Маджий, которого грузины называли «Муса Мажио(Monsieur Madgio), Арханджело Лимберти, Иосиф Цамп, Иоанн Лука доминиканец, Дзено, Анджиолело, Петр Валле, Авита-Боли, Франциск Болонский, Бонавевтура Падуанский п др.

В настоящее время в пределах Кавказа грузино-католиков насчитывается около 16.000.

Свящ. Н. В. П-в.


Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IX – Кающиеся профессор Александр Павлович Лопухин

2. Библейская энциклопедия – Визефа архимандрит Никифор (Бажанов)

3. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ВИДЕНИЕ (См. также ОТВЕРЗЕНИЕ ЧУВСТВОЩУЩЕНИЕДУХОВНОЕ,СОЗЕРЦАНИЕ). святитель Игнатий (Брянчанинов)

4. Слова и речи – 266. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы святитель Филарет Московский (Дроздов)

5. Проповеди. Разное архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

6. Византологическая традиция в С.-Петербургской духовной академии профессор Иван Иванович Соколов

7. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Мелетий Смотрицкий митрополит Евгений (Болховитинов)

8. Священная летопись. Том 5 – Глава XLV Георгий Константинович Властов

9. Письма к разным лицам – Письмо 218 (226). К подведомственным ему подвижникам святитель Василий Великий

Комментарии для сайта Cackle